Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Загадка высоты 340,6



Загадка высоты 340,6

    Три скифских кургана слева от шоссе Ивановка - Малониколаевка, расположенные между бывшей немецкой колонией Фромандировка (ныне Степное) и хутором Широкий (ныне не существует), на военных картах РККА и вермахта обозначены как георгафическая высота  340,6. По одной из исторических версий, именно у этих курганов была написана самая трагическая страница Дебальцевского рейда - гибель штаба 7-го гвардейского кавалерийского корпуса (7 гв. кавкорпуса), легендарного командира 16 гвардейской кавалерийской дивизии (16 гв. кавдивизии) генерала М. М. Шаймуратова, сотен конников и пленение командира корпуса генерала М.Д. Борисова.

В конце февраля 1943 г. 7 гв. кавкорпус в составе 14, 15, 16 гв. кавдивизий и отдельных воинских частей укрепления: зенитной, минометной, артиллерийской и мотоциклетной, выполнив боевое задание в тылу врага в районе Дебальцево-Чернухино, выходил из рейда на соединение с войсками 3-й Гвардейской Армии (3 гв. А) Юго-Западного Фронта. Двухнедельный марш в исключительно тяжелых погодных условиях, в беспрерывных боях имел огромнейшее значение. В эти дни войсками 3 гв. А был освобожден крупнейший индустриальный город Донбасса – Ворошиловград, а линия фронта продвинулась на сотню километров вперед. Дорога домой всего в нескольких километрах была накрепко перекрыта немецкими войсками. Необходим был рывок, который предприняли главные силы корпуса ранним утром 23 февраля 1943 г.    

Экспедиции по местам боевой славы 7 гв. кавкорпуса на земле Луганщины для сотрудников Луганского краеведческого музея давно стали неотъемлемой формой в изучении истории Дебальцевского рейда, но состоявшаяся в последние дни уходящего лета была особенной. Ее инициировала и организовала делегация из Башкортостана в составе: Ирека Хайривариевича Сагитова, Рустема Маратовича Ахмадинурова, Ильдара Зинуровича Бикбаева, а также представителей поискового движения республики Владимира Сергеевича Волкова и Виктора Викторовича Мишнякова. От Луганского краеведческого музея - исследователь Светлана Владимировна Трошина.  Участники экспедиции прошли маршрутом выхода из рейда главных сил корпуса: частей 15,16-й гв. кавдивизий из района Юлино – 1-е в направлении хут. Широкий до Романовых скал и далее в Штеровку.

Выжженные летним зноем дороги увлекли поисковиков в путь. Окружающая местность мало изменилась с тех самых пор, когда по этим же степям прорывались из окружения части и подразделения кавкорпуса, разве только вдоль дорог выросли деревья, а балки густо заросли кустарником. Такие же ровные степные просторы, густо изрезанные балками и оврагами, перемежающиеся высотками, бесконечно простирались до горизонта. Исследователи пытались примерить на себя обзор окружающей местности, расположение ключевых точек: населенных пунктов, высот, дорог, балок и позиций противника, однако невозможно было представить себя, утопающими, порою по пояс, в снегу в морозно-млечной мгле пешими, на лошадях, в обозах  с ранеными, обессиленными, обмороженными того тяжелейшего  дня 25-й годовщины Красной Армии.

Поклонившись братскому захоронению конников в Степном, экспедиция устремилась к Юлино-1-е. Сейчас на месте бывшей немецкой колонии находится поле, и несведущему человеку трудно визуально определить следы когда-то бурлившей здесь жизни, но исследователи из Уфы В.В. Мишняков и В.С. Волков в подробностях описали место, где в предрассветной тьме 23 февраля 1943 г. прошло последнее совещание в штабе корпуса, и командиры получили приказ комкора на прорыв. Двигаясь к высоте 340,6 (трем курганам), поисковики в обсуждениях реконструировали движение левой колонны, в составе которой находился штаб корпуса, представляли, как справа двигались обозы 16 гв. кавдивизии от Юлино-2-е, предполагали место пересечения этих колонн.  Вскоре достигли высоты. Три кургана – это 3 скифские ритуальные сооружения, каждое высотой от 3 до 5 м, а в диаметре до 10 м. Именно здесь произошла трагедия. По одной из версий гибели генерала М.М Шаймуратова, он вместе с группой охранения, в составе которой по разным данным было от 6 до 12 человек, первым преодолел высоту и продвинулся на поле, ограниченное справа дорогой Ивановка – Малониколаевка, слева – истоком балки Редькина и сзади проселочной дорогой от высоты 340,6 до хут. Штеровка. В эту же зону фактически проскочила основная часть штаба корпуса. До позиций вермахта оставалось от 50 до 150 м - катастрофа была неизбежной.

Исследователи остановились, поклонились священному месту гибели героев, набрали две горсти земли: одну для музея 112-й Башкирской (16 гв.) кавдивизии в Уфе, другую для музея села Шаймуратово, Кармаскалинского района – родины М.М. Шаймуратова.

По замыслу организаторов экспедиции, поисковики из Луганска и Уфы должны были пройти по данному участку; визуально оценить, что могли видеть бойцы, которые успели остановиться у 3-х кургнов; пройти маршрут от возможного последнего боя генерала М.М. Шаймуратова до Романовых скал в Романовой балке у южной части восточной окраины хут. Штеровка. Группа продолжила движение вдоль бывшей дороги от высоты 340,6 на север примерно 10 км. По маршруту все косвенно напоминало о свирепости боев. Цепкие глаза специалистов мгновенно вычленяли следы войны: в борозде перепаханного поля осколок снаряда, на дороге осколок мины, торчавший из земли фрагмент ржавого железа - тоже  осколок. Все это на небольшом участочке, просто на поверхности земли через 75 лет после войны.

Одной из загадок трагедии рейда является тот факт, что колонны не повернули от трех курганов на хут. Широкий как предписывали указания штаба фронта. Поворот должен был быть именно от высоты 340,6 резким, на 90 градусов вправо с броском через дорогу Ивановка – Мало-Николаевка. В журнале боевых действий 7 гв. кавкорпуса четко написано о таком распоряжении: выходить именно на Широкий, прорывать оборону противника с тыла и двигаться на соединение с частями 3 гв. А. Однако, штаб корпуса не просто не останавился у трех курганов, а ускорил движение, обогнав основные силы 15 и 16 гв. кавдивизий, тем самым попав в огненный мешок. Почему так случилось? На этот вопрос в ходе экспедиции пытались найти ответ исследователи. Владимир Волков в деталях рассказал группе о том, что в районе хут. Широкий и балки Широкая, если и были, то очень небольшие фашистские заграждения, которые никак не помешали бы прорыву конников. Но случилось так, как случилось.

По-мнению специалиста Виктора Мишнякова, одной из причин трагедии могла быть путаница в обмене информацией между генералом М.Д. Борисовым (командиром 7 гв. кавкорпуса) и полковником М.Л. По(а)рховниковым (командиром 259 стрелковой дивизии (сд). Предположительно, разговор между ними состоялся еще ночью 22 февраля, когда корпус был в пос. Владимировка (несколько км юго-западнее Юлино). Возможно, что М.Л. По(а)рховников доложил М.Д. Борисову, что бойцами 259 сд отбиты строения совхоза (с-за) Петровский, что подтверждается и журналом боевых действий 259 сд.

Готовясь к экспедиции по местам боев кавкорпуса, исследователь  В.Мишшняков детально изучил топографические карты РККА и вермахта, датируемые 1943 годом, о чем увлеченно рассказал членам экспедиции.  Обнаружилась удивительную деталь: с-з Петровский имел отделение, которое так же называлось с-з Петровский. На военных картах с-з подписан в двух местах: первая  - южнее Малониколаевки, в балке Ольховая (именно эти строения отбили бойцы 259 сд), а вот вторая – как раз в истоке балки Редькина (во многих воспоминаниях это место называется «сухой дол»), и именно там находились позиции 574 полка 302 пехотной дивизии вермахта, на которые выскочили штабные подразделения корпуса и были уничтожены. Вероятность того, что командование просто перепутало месторасположение с-за Петровский и его отделения, прослеживается и в картосхемах М.П. Бондаренко (начальника штаба 14 гв кд – исследователя рейда 60-70-х гг), когда на одних схемах он рисует с-з Петровского справа от дороги Ивановка – Малониколаевка, а на других – слева, а это уже позиции вермахта. Видимо, предыдущие исследования рейда не установили истину, и схемы, где есть обе надписи совхоза – нет. Командование корпуса, предположительно, было уверено, что именно с-з Петровского слева от дороги занят нашими войсками. Поэтому они так легко, не дожидаясь прикрытия, проскочили поворот у трех курганов на хут. Широкий и устремились вдоль левой стороны дороги Ивановка – Малониколаевка прямо навстречу гибели. А возможно, это предательство или ошибочное действие проводников. К сожалению, ответа на этот вопрос у исследователей пока нет.

Находясь на предполагаемом месте гибели штабов корпуса и 16 гв кавдивизии, исследователи обернулись в сторону трех курганов и ответили для себя на очень важный вопрос: что могли видеть бойцы и командиры 15 и 16 гв. кавдивизий, которые только подтягивались к высоте 340,6. Стало абсолютно очевидно, что в зимней предрассветной полутьме ничего увидеть было не возможно, кроме вспышек от взрывов и трассирующих пуль, прожигающих пространство. Однако, можно было воспринять сигнал об опасности, что и произошло на самом деле. Основные силы дивизий не двинулись в этом направлении, а сгрудились у подножья курганов, отошли на безопасное расстояние, восстановили управление частями корпуса и к утру 24 февраля прорвались к своим частям.

Преодолев поле битвы, участники экспедиции устремились к Романовой балке. По одной из версий, в балке был убит командир 16 гв кавдивизии генерал Минигали Мингазович Шаймуратов, похороненный местными жителями у Романовой скалы. Так же существует предположение, что здесь погиб другой генерал – заместитель командира корпуса Степан Иванович Дудко, во врямя проверки данных разведки. Кто из генералов мог быть погребен в этом месте, исследователи пока не могут ответить однозначно. Останки погибшего покоятся ныне в братской могиле г. Петровское.

Медленно продвигаясь вдоль отвесного глубокого края балки, поисковики приблизились к Романовой скале. Место гибели генерала отмечено современной мемориальной доской, надпись на которой гласит: «На этом месте 23 февраля 1943 г. героически погиб командир 112-й (16 гвардейской) Башкирской кавдивизии генерал-майор М.М. Шаймуратов». На самих же скалах есть более старая надпись: «Здесь 23.02.1943 героически погибли генерал-майор Дудко С.И. и генерал – майор Шаймуратов М.М.». Судя по-увиденному, споры между историками о том, кто же на самом деле погиб в Романовой балке и был погребен у Романовой скалы, не затихали никогда и будут актуальными до тех пор, пока специалисты не дадут однозначный ответ.

От Романовой балки дорога увела экспедицию в пос. Штеровка. Гости из Башкирии живо расспрашивали у местных жителей, что они знают о гибели генералов и о Башкирской дивизии. Отрадно, что живущие в этих местах люди рассказали членам экспедиции множество историй, передающихся поколениями из уст в уста о героическом рейде, славных генералах, героях – конниках, сложивших здесь свои головы.

В пос. Штеровка, у братской могилы закончилась очередная поисковая экспедиция. Поисковики из Башкирии не только прошли маршрут выхода 16 гв кавдивизии из Дебальцевского рейда, но и торжественно открыли в городе Петровское прошедший реставрацию мемориал павшим советским воинам, среди которых покоятся командиры и бойцы 7 гв кавкорпуса. Юным следопытам подарили и подключили компьютерные классы в Петровской средней школе № 22 им. Генерал-майора М.М. Шаймуратова и в Штеровской средней школе.

Важно отметить, что исследователи из Башкортостана посещают места, связанные с боевыми подвигами славной 112 Башкирской (16 гвардейской) кавдивизии, входившей в состав корпуса, начиная с 1947 года. Послевоенные искатели устанавливали место гибели командира дивизии генерал-майора М.М. Шаймуратова, выясняли обстоятельства его гибели, занимались перезахоронением останков, собирали свидетельства местных жителей – очевидцев боев. Современные поисковики в тесном взаимодействии с местными жителями и властями Антрацитовского района создают эстафету памяти. Начиная с 2008 года на основе современных методов исследования: анализа архивных документов, картографического, технического, реконструкции событий - детализируют боевой путь Башко-дивизии, выясняют обстоятельства тяжелейшего рейда, гибели более тысячи бойцов и их командиров. При этом, в населенных пунктах, связанных с подвигом конников, увековечивают память погибших воинов, реставрируя мемориалы и восстанавливая списки павших, создавая места отдыха: скверы, парки, детские и спортивные площадки, как будто отдавая дань памяти своим героическим предкам, сложившим головы на этой земле.   

 

Участник поискового движения РБ

В.В. Мишняков,

Мл. научный сотрудник ГУК «ЛКМ»

С.В. Трошина

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.