Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ. ГИПОТЕЗА. МЕТОДЫ. РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная система Российской Федерации построена на основополагающих принципах, заложенных в ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Одним из них является принцип прозрачности (открытости) бюджета. Обеспечение прозрачности бюджета, доступности информации об исполнении государственных расходов являются актуальными задачами во всем мире. Прозрачность в управлении государственными финансами отражает уровень развитости бюджетной системы государства и присуща всем демократическим странам. Этот принцип означает доступность данных для населения как в общем, так и в детализированном виде, а главное – качество предоставляемой информации. Посредством прозрачности реализует естественное право граждан на получение открытой информации о бюджете и его исполнении. В результате повышается эффективность бюджетных расходов, улучшается общественный контроль за их использованием.

Проблемам прозрачности (открытости) бюджета посвящено много исследований, в которых анализируются данные отношения в разных странах. Например, Дж. Э. Алт с соавторами (J.E. Alt) рассматривал вопросы фискальной прозрачности в США и странах ОЭСР [11; 12]. М. Джармужек (M. Jarmuzek) изучал фискальную прозрачность в странах с переходной экономикой [16; 17]. Влияние фискальной открытости на различные аспекты государственной политики в странах анализировали П. де Ренцио и Й. Венер (P. de Renzio, J. Wehner) [25]. Ряд исследований прозрачности (открытости) бюджетных отношений проведено в рамках ОЭСР [13; 19]. МВФ также уделяет большое внимание данной теме, о чем свидетельствует принятие нового Кодекса прозрачности в бюджетно-налоговой сфере в 2014 году [26]. Кроме того в рамках МВФ проводилась оценка прозрачности в бюджетно-налоговой сфере в Российской Федерации [15]. Очень большой вклад в анализ открытости бюджетов государств внесло Международное бюджетное партнерство, которое уже 5 раз провело оценку в данной сфере в 2006, 2008, 2010, 2012 и 2015 годах [20;21; 22; 23; 24].

В Российской Федерации также целый ряд авторов анализировал вопросы прозрачности (открытости) бюджетных отношений, например, Н.В. Голованова [3], И.В. Ишина [5]. Большое внимание данному вопросу уделяется специалистами НИФИ, разработавшими методику оценки открытости бюджетных данных субъектов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации активно внедряет различные мероприятия, способствующие максимальной реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета. В 2012 г. Российская Федерация присоединилась к мировой инициативе «Партнерство по открытости государственного управления», благодаря которой развиваются различные формы участия граждан в управлении государством, обеспечивается открытость и подотчетность бюджетных сведений. Одним из проектов, способствующих реализации принципа прозрачности, является проект «Бюджет для граждан». Основная его цель – изложение бюджетного процесса и бюджетной политики публично-правового образования в простой и понятной форме для населения.

Большое внимание изучению законодательства и практики формирования бюджета для граждан уделяет Международное бюджетное партнерство, которое пытается обобщить положительный опыт различных стран в данном направлении. В 2012 году оно выпустило руководство по развитию бюджетов для граждан [27]. В Российской Федерации ряд авторов проводил исследования по формированию и представлению бюджетов для граждан, например, Н.В. Фадейкина и А.А. Синкина [8], А.С. Чулков [10].

Несмотря на то, что уже накоплен мировой опыт и российская практика формирования и представления бюджетов для граждан, в данном направлении имеется ряд проблем, которые требуют решения. Большинство публично-правовых образований в Российской Федерации имеют небольшой опыт работы с бюджетом для граждан, слабое методическое обеспечение данного процесса. Необходимость повсеместного внедрения лучшей практики формирования и представления бюджетов для граждан как важнейшего инструмента повышения прозрачности бюджетных отношений обусловливает актуальность темы исследования.

 

ГИПОТЕЗА

Улучшение качества формирования бюджетов для граждан субъектами Российской Федерации будет содействовать повышению прозрачности (открытости) бюджетной информации и развитию следующих положительных эффектов:

· повышение финансовой грамотности населения - получение гражданами дополнительных знаний о бюджете публично-правового образования, на территории которого они проживают, позволит им более детально разобраться в бюджетной политике публично-правового образования;

· вовлечение граждан в бюджетный процесс;

· усиление общественного контроля и рост доверия граждан к органам власти.

 

МЕТОДЫ

Авторы проанализировали фактическое состояние, проблемы и возможности в сфере открытости бюджета в Российской Федерации по сравнению с другими странами на основе информации Международного бюджетного партнерства. Далее, на основе методики открытости бюджетных данных, были сформулированы выводы о регионах в Российской Федерации, которые достигли наибольших успехов в этой сфере.

В процессе исследования была проанализирована зарубежная практика формирования и представления бюджета для граждан. На основе анализа бюджетов для граждан на уровне субъектов Российской Федерации были сформулированы основные проблемы, с которыми сталкиваются органы государственной власти.

Авторами обработан большой блок статистической, фактической и плановой информации из российских и зарубежных источников по прозрачности (открытости) бюджетов, формированию и представлению бюджетов для граждан. Для повышения обоснованности предлагаемых направлений совершенствования бюджетов для граждан в субъектах Российской Федерации было проведено анкетирование граждан в Санкт-Петербурге. На основе зарубежной и российской практики формирования и представления бюджетов для граждан, а также результатов анкетирования, были предложены направления совершенствования в данной сфере.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Условия, сложившиеся в современном мире, заставляют правительства стран стремиться к обеспечению принципа свободного доступа общественности к публичной информации. Приоритетной задачей в этом случае становится создание наиболее удобных и менее затратных механизмов реализации данного права граждан. Проблема реализации принципа прозрачности (открытости) приобрела новое звучание после провозглашения права на информацию в международных правовых актах.

<…>

С 2006 года Международное бюджетное партнерство на основе проводимого опроса составляет международные рейтинги открытости бюджета, бюджетного надзора и участия общественности в бюджетном процессе. Значения данных индексов и место Российской Федерации по ним приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Значения индексов и рейтинг Российской Федерации по ним среди стран мира [20;21; 22; 23; 24].

<…>

Международное бюджетное партнерство систематизирует опыт различных стран по формированию и представлению бюджета для граждан. Различные страны представляют бюджеты для граждан в разном формате или на пересечении форматов (таблица 1).


 

Таблица 1. Формат представления бюджетов для граждан в различных странах мира [14]

№ п/п Формат бюджета для граждан Страны
1. Всеобъемлющий доклад Бразилия, Гана, Мексика, Норвегия, Филиппины, Чили
2. Графика и визуализация данных Доминиканская республика, Перу, Филиппины, Тунис
3. Иллюстрации и комиксы Афганистан, Руанда, Танзания

 

Изучение международного опыта показывает, что преобладает неформальное представление бюджетных данных. Нет единой структуры подачи информации, она может быть представлена в очень кратком виде, например, в качестве постера (Индонезия), бюллетеня (ЮАР) или многостраничного документа.

<…>

Таким образом, для достижения желаемых результатов по повышению прозрачности и открытости бюджетных данных следует внедрить в практику предложенные направления совершенствования бюджета для граждан. Стоит отметить, что бюджет для граждан является лишь частью процесса повышения прозрачности (открытости) бюджетных данных. Добиться максимальных результатов по повышению степени прозрачности (открытости) бюджетных данных можно только, используя все механизмы «Открытого бюджета». Бюджет для граждан является частью процесса повышения прозрачности (открытости) бюджетных данных и способен обеспечить взаимодействие нового уровня между гражданами и государственными органами. Но при отсутствии интереса со стороны населения сводятся на нет попытки повышения открытости бюджетных данных. Следует заинтересовывать граждан, привлекать их в бюджетный процесс, подталкивать к изучению бюджета, повышая финансовую грамотность населения. Интерес граждан к бюджету является важнейшим аспектом реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.