Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словарная работа на уроках литературного чтения



 Словарная работа на уроках литературного чтения

 

Д/З  Л.Н. Толстой «Пожар»

а) выпишите слова, требующие объяснения на этапе первичного синтеза и укажите прием объяснения лексического значения этих слов;

б) выпишите слова, работу над которыми следует проводить в процессе анализа текста

 

Приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов

1) показ предмета, явления или действия в естественных условиях;

2) показ картины, рисунка, чучела, макета;

3) замена слова описательным оборотом (фольга – блестящая металлизированная бумага; горница – большая светлая комната);

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя о предмете или явлении;

7) полное логическое определение понятия;

8) экскурсия с целью наблюдения явления;

9) подведение частного понятия под общее;

10) расчленение общего понятие на частное;

11) объяснение слова через его состав;

12) включение слова в контекст.

В целях активизации словаряшкольников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи.

1. Введение в беседу вопросов, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов.

2. При подготовке к пересказу отмечаются слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.

Обучение младших школьников составлению плана

Составление плана необходимо для более сознательного и глубокого понимания произведения. План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Подготовительная работапроводится уже в период обучения грамоте:

1) установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов; дети могут дать свой заголовок тексту. Учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит;

2) выборочное чтение под руководством учителя: дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В 1-2 кл. работа над планом рассказа или сказки проходит на основе эмоционального восприятия содержания, и сам план часто имеет образное (картинное) выражение.

1. Показать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить расположить их сообразно содержанию. Озаглавить их. Получился картинный план.

2. Составление картинного плана на основе творческого воображения. Использование иллюстраций, имеющихся в книге.

3. Составление плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поискам ответа.

3-4 кл.

Составление плана на основе выявления последовательности событий – логический план

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.