Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СХЕМА УРОКА РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ. Примерная работа над басней И.А.Крылова  «Ворона и Лисица»



СХЕМА УРОКА РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ

I. Подготовка к восприятию басни.

II. Первичное чтение учителем наизусть.

III. Проверка восприятия.

IV. Вторичное чтение (по логически законченным частям, по цепочке отмечаются и разбираются непонятные слова).

V. Анализ басни:

а) уяснение жизненной ситуации (беседа по содержанию с попутной работой над языком);

б) характеристика героев;

в) выделение главной мысли;

г) раскрытие аллегории (бывает ли так у людей, в каких случаях, что высмеивается в басне);

д) чтение морали.

VI. Упражнения в выразительном чтении басни.

VII. Выучить наизусть (большинство).

Примерная работа над басней И.А.Крылова  «Ворона и Лисица»

I. Подготовка к восприятию.

- О ком будет идти речь в этой басне?

- Где мы с вами уже встречались с героем-персонажем лисой?

- Какие сказки о лисе вы читали?

- Какой изображена лиса в русских народных сказках? (хитрой, изворотливой, умной, ловкой).

- Кто из вас видел ворону? Где?

- Как вам кажется, красивая эта птица? (рассматривание иллюстрации).

- Какая это птица по размерам? Опишите ее (большая, неловкая, клюв кривой и большой, глазки маленькие, черные).

- Кто слышал, как кричит ворона?

- Умеет ли она петь? (нет, голос грубый, отрывистый).

- Как вы думаете могут ли ворона и лисица дружить?

II. Сообщение темы урока.

Послушайте басню и подумайте, зачем лиса так расхваливала некрасивую ворону?

III. Первичное чтение басни.

IV. Проверка восприятия.

- Какие чувства вы пережили, слушая басню?

V. Вторичное чтение и анализ басни.

а) уяснение жизненной ситуации (беседы по содержанию, словарная работа):

- Какая удача подвернулась вороне (нашла сыр).

- Как вы понимаете выражение «Бог послал»?

- Как об этом сказано в басне?

- Где она решила позавтракать? (на ели).

- Как об этом сказано в басне?

- Почему автор употребил слово «взгромоздясь», а не «взлетела», «села на ель» (потому что ворона неуклюжая).

- Как вы понимаете выражение « сыр пленил»?

- Почему лиса задержалась у ели? (лисе захотелось сыра).

- Какие ласковые слова стала говорить лисица вороне? Прочитать этот отрывок и выбрать слова (голубушка, перышки, носок, голосок, шейка, глазки).

- Справедливы ли эти слова? (нет).

- А почему же лиса расхваливала ворону? (она захотела получить выгоду, забрать сыр).

- О чем лиса попросила ворону? (чтобы она спела).

- Прочитать отрывок, как отреагировала ворона на лесть лисы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова…»)

- Кого автор называет «вещуньей»? (ворону)

- Почему? (в народе говорят, что карканье вороны предвещает несчастье)

- Как вы понимаете выражение «в зобу дыхание сперло»?

- Какими словами автор сказал, что лиса схватила сыр и быстро скрылась? (сыр выпал – с ним была плутовка такова).

- Кто такая плутовка?

б) характеристика героев:

- Что можно сказать о лисе?

- Почему ей удалось отнять сыр у вороны? (льстивая, умная, корыстная).

- Как речь лисы раскрывает ее льстивость, а поступок – хитрость?

- Когда один человек хвалит другого, чтобы получить выгоду, про него говорят, что он – льстивый, потому что льстит.

- Что можно сказать о вороне? С помощью каких слов и выражений И.А. Крылов изображает ворону?

- Почему ворона поверила лисице?

- Ее главное качество? (глупость).

- Сумела ли льстивая лисица отыскать в сердце вороны уголок? (да).

в) выяснение главной мысли:

- Чему учит эта басня? (отличать лесть от правды, не верить льстивым людям).

г) раскрытие аллегории:

- Случаются ли такие ситуации в жизни людей?

- В каких случаях? (когда один человек что-то хочет от другого).

д) чтение морали.

VI. Упражнения в выразительном чтении

- выразительное чтение по частям;

- чтение по ролям.

VII Д/з: выучить наизусть инсценирование.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.