|
|||
СХЕМА УРОКА РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ. Примерная работа над басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица»СХЕМА УРОКА РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ I. Подготовка к восприятию басни. II. Первичное чтение учителем наизусть. III. Проверка восприятия. IV. Вторичное чтение (по логически законченным частям, по цепочке отмечаются и разбираются непонятные слова). V. Анализ басни: а) уяснение жизненной ситуации (беседа по содержанию с попутной работой над языком); б) характеристика героев; в) выделение главной мысли; г) раскрытие аллегории (бывает ли так у людей, в каких случаях, что высмеивается в басне); д) чтение морали. VI. Упражнения в выразительном чтении басни. VII. Выучить наизусть (большинство). Примерная работа над басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица» I. Подготовка к восприятию. - О ком будет идти речь в этой басне? - Где мы с вами уже встречались с героем-персонажем лисой? - Какие сказки о лисе вы читали? - Какой изображена лиса в русских народных сказках? (хитрой, изворотливой, умной, ловкой). - Кто из вас видел ворону? Где? - Как вам кажется, красивая эта птица? (рассматривание иллюстрации). - Какая это птица по размерам? Опишите ее (большая, неловкая, клюв кривой и большой, глазки маленькие, черные). - Кто слышал, как кричит ворона? - Умеет ли она петь? (нет, голос грубый, отрывистый). - Как вы думаете могут ли ворона и лисица дружить? II. Сообщение темы урока. Послушайте басню и подумайте, зачем лиса так расхваливала некрасивую ворону? III. Первичное чтение басни. IV. Проверка восприятия. - Какие чувства вы пережили, слушая басню? V. Вторичное чтение и анализ басни. а) уяснение жизненной ситуации (беседы по содержанию, словарная работа): - Какая удача подвернулась вороне (нашла сыр). - Как вы понимаете выражение «Бог послал»? - Как об этом сказано в басне? - Где она решила позавтракать? (на ели). - Как об этом сказано в басне? - Почему автор употребил слово «взгромоздясь», а не «взлетела», «села на ель» (потому что ворона неуклюжая). - Как вы понимаете выражение « сыр пленил»? - Почему лиса задержалась у ели? (лисе захотелось сыра). - Какие ласковые слова стала говорить лисица вороне? Прочитать этот отрывок и выбрать слова (голубушка, перышки, носок, голосок, шейка, глазки). - Справедливы ли эти слова? (нет). - А почему же лиса расхваливала ворону? (она захотела получить выгоду, забрать сыр). - О чем лиса попросила ворону? (чтобы она спела). - Прочитать отрывок, как отреагировала ворона на лесть лисы. («Вещуньина с похвал вскружилась голова…») - Кого автор называет «вещуньей»? (ворону) - Почему? (в народе говорят, что карканье вороны предвещает несчастье) - Как вы понимаете выражение «в зобу дыхание сперло»? - Какими словами автор сказал, что лиса схватила сыр и быстро скрылась? (сыр выпал – с ним была плутовка такова). - Кто такая плутовка? б) характеристика героев: - Что можно сказать о лисе? - Почему ей удалось отнять сыр у вороны? (льстивая, умная, корыстная). - Как речь лисы раскрывает ее льстивость, а поступок – хитрость? - Когда один человек хвалит другого, чтобы получить выгоду, про него говорят, что он – льстивый, потому что льстит. - Что можно сказать о вороне? С помощью каких слов и выражений И.А. Крылов изображает ворону? - Почему ворона поверила лисице? - Ее главное качество? (глупость). - Сумела ли льстивая лисица отыскать в сердце вороны уголок? (да). в) выяснение главной мысли: - Чему учит эта басня? (отличать лесть от правды, не верить льстивым людям). г) раскрытие аллегории: - Случаются ли такие ситуации в жизни людей? - В каких случаях? (когда один человек что-то хочет от другого). д) чтение морали. VI. Упражнения в выразительном чтении - выразительное чтение по частям; - чтение по ролям. VII Д/з: выучить наизусть инсценирование.
|
|||
|