Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Семинарское занятие



Семинарское занятие

Книга – это предмет, который служит для хранения и передачи накопленного человеческого опыта. Однако книги содержат не только факты-сведения, но и совокупность чувственных восприятий, приобретенных и приобретаемых человечеством в процессе взаимодействия с внешней средой.

Элементами книги являются: обложка, переплет, корешок, форзац, титульный лист, оглавление, выходные сведения, алфавитный указатель, иллюстрации.

Обложка и переплет, являясь внешним защитным устройством для книги, одновременно служат цели отыскания данной книги среди других, имея на себе необходимые надписи, рисунки.

Корешок обеспечивает ориентировку в многотомном издании или в книгах, размещенных на полках.

Оглавление и алфавитный указатель – это сведения о содержании книги и о форме изложения, помогающие читателю ориентироваться внутри текста книги.

Форзац – это лист, скрепляющий переплет с книжным блоком. Он нередко используется для справочных сведений, карт и т.д.

Титульный лист (слово «титул» означает название) содержит все сведения, необходимые для общего распознавания содержания книги: автор, название, где, когда и кем издана, оформлена. Любой подготовленный читатель начинает изучать книгу с титульного листа.

Выходные сведения содержат информацию об авторе, художнике, об издании, а также краткую аннотацию и т. д.

Книжная иллюстрация поясняет текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа или дополняет текст какими-то наглядными образцами, давая возможность понять и почувствовать ценность литературного содержания.

Фрагмент урока: «Беседа о книге»

1) Хоть я не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком

Разговариваю с вами

Всем понятным языком.

 2) Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней

Станешь вчетверо умнее.

3) Склеена, сшита

Без дверей, а закрыта

Кто ее открывает –

Тот много знает!

4) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает!

- Я знаю, многие из вас любят читать. Когда вы были малышами, с книгами знакомили вас взрослые, читали вам сами. Но теперь все изменилось – ведь вы подросли. Вы самостоятельно можете выбрать книгу в магазине или библиотеке и, раскрыв ее, попасть в другой мир, становясь не просто наблюдателями происходящего, но и участниками, переживая за героев, торопясь узнать, что будет дальше.

- И сегодня мы с вами узнаем, из каких частей состоит книга.

Вы только начали ходить в школу, но наверняка уже у каждого есть любимая книга. У кого какая любимая книга?

- Однажды странички с самыми любимыми сказками решили дружить. Их сердца прочно связала ниточка любви и заботы. В книге она называется переплетом.

Дружно и весело жили странички, пока однажды не засверкала молния, и не пошел дождь. Странички начали прятаться под деревья, кусты, в траву, но все равно промокли, простыли и заболели. И тогда они поняли, что им нужна надежная крыша. Дружно взялись страницы за работу и сделали крышу – прочную, красивую обложку. Она предохраняла книгу от грязи, влаги и повреждений. Но непросто оказалось укрепить их, и тогда они построили стену – плотный двойной лист – форзац.

 Дружно и весело стали жить страницы в новом доме и решили рассказать об этом всем. Для этого они ярко раскрасили крышу и повесили вывеску со своим именем – название. А чтобы эту книгу можно было найти среди множества других, они продублировали свое имя еще раз сбоку книги – на корешке.

На титульном листе находятся самые главные сведения о книге: автор, название, год и место издания.Для того, чтобы удобно было ориентироваться в книге, в конце ее обычно можно найти оглавление, по которому мы по номеру страницы легко можем отыскать нужный нам рассказ или главу. Как видите, все страницы книги слева внизу пронумерованы.

Все книги живут в одном большом книжном городе, который называется библиотека. Существуют библиотеки домашние, школьные, городские. В библиотеке каждая книга имеет свое определенное место.

Сколько лет проживет каждая книга, зависит от того, как мы будем с ней обращаться.

- А как же надо обращаться с книгой? (перед работой с книгой вымыть руки, при чтении иметь закладку и т. д.). Сейчас вы послушаете стихотворение С.Я. Маршака «Книжкины жалобы» и подумайте, какие правила обращения с книгой мы должны с вами знать.

Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.

Но со временем книга все-таки стареет и начинает болеть, как и люди. И тогда она может просить нас о помощи.

- Как вы думаете, какую помощь мы можем оказать? (подклеить, отремонтировать).

 

Фрагмент урока № 2:

- Книга – она как человек: имеет свое лицо – обложку, имя – название, свое содержание.

- Когда вы только знакомитесь с человеком, что вы узнаете о нем? (Как его зовут, где живет; по внешнему облику определяете, добрый он или злой, красивый или нет).

- Когда мы знакомимся с книгой, по обложке мы можем узнать название (имя), серию (фамилию), издательство ( место рождения). Родителями книги выступают авторы и художники. У человека – 2 родителя, а у книги их может быть больше: главный родитель – это автор, но он может быть не один, а группа, а также художник – тот, кто дополняет книгу иллюстрациями.

Титульный лист, как паспорт у человека, содержит все главные сведения о книге.

В книге можно выделить и предисловие, или приветственная речь, где кратко говорится о книге и об авторе.

Фрагмент 3.

-Книги появились давным-давно, еще до н.э. Первые книги совсем не похожи на те, которые ты читаешь сегодня. Важную информацию люди записывали на глиняных табличках, бересте, дощечках. Основным материалом для первых книг был папирус. Люди записывали информацию на листе и хранили в виде свитков. Гораздо позднее появились книги, похожие на те, которые мы с вами привыкли видеть.

А для чего же нам нужны книги? (работа с пословицами)

«Испокон века книга растит человека»

«Сама мала, а ума придала»

«Книга поможет в труде, выручит в беде»

«Хорошая книга – лучший друг»

«Кто много читает, тот много знает»

«Золото добывают из земли, а знания из книги»

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти –

Прочти, пожалуйста, прочти!

Не надо умалять сестрицу –

Ну, прочитай еще страницу.

Не надо звать, не надо ждать

А можно взять и почитать!

- А знаете ли вы, кто помогает современной книге выйти в свет?

Бумагу сделали для нас

В бумажном комбинате

Но разговор идет сейчас

О мастерах печати.

Взяла машина лист простой

И наложила краску.

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Машина знает дело:

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом.

Потом оденет в переплет

И вот пред вами книга!

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.