|
|||
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯАНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ И.С.Никитин «Встреча зимы» (фрагмент) 1. Прочитайте стихотворение про себя и найдите в описании границу, где осень встречается с зимой. 2. В каких же строках нарисована картина осени? Прочитайте. - На каких явлениях осени остановился автор? (Дождь и туман). - Как сказано в стихотворении о тумане? («Туман облаками вставал»). - Какую картину представляешь, читая эти строчки? Какой был туман? (Густой и легкий, он поднимался вверх). Это говорит о том, что воздух был уже холодный. В какой строчке об этом читаем? («Веял холод в лицо»). Что еще описал поэт? (Небеса и лес). - Как названы в стихотворении небеса? (Угрюмые небеса). - Какими ты их представляешь? (Серые, покрытые низкими, тяжелыми облаками). Рисуется мрачная, неприветливая картина поздней осени. 3. А что сказано о лесе? (Плакал сумрачный лес»). Какой лес видится читателю? (Мокрый, печальный). Нам хочется посочувствовать такому лесу. А каким словом описал автор состояние леса? (Плакал). О ком так можно сказать? (О живом существе). Автор посмотрел на лес как на живое существо, ощутил его грусть, печаль, почувствовал, как неуютно ему стоять под дождем. А вместе с автором все это почувствовали и мы, его читатели. 4. Как же пришла зима? Прочитайте строчки, в которых описаны самые первые ее шаги. - С чем сравнивается снег? (С белым пушком). А вам когда-нибудь приходилось видеть такой снег, который хочется сравнить с пушком? Какой это снег? (Легкий, мягкий, пушистый). Как автор называет такой снег? (Снежок). 5. Как же преобразилась природа за ночь? Прочитайте. - Изменилось ли настроение у природы? - Назовите, что конкретно описано поэтом. (Небо, воздух, река, дворы, дома, снег, поля, лес). - В каких строках рисуется небо? (Нет нигде облачка, воздух легок и чист). - Какие слова теперь нашел автор для изображения снега? («Снег лежит полотном и на солнце блестит разноцветным огнем»). - Что представляется, когда читаешь слова «снег лежит полотном»? (Много снега нападало ночью, он лежит ровно и плотно). - Видели вы когда-нибудь, как в погожий солнечный зимний день «блестит» снег? Почему разноцветным «огнем»? Наблюдательный человек заметит в этом блеске снега на солнце все цвета радуги. - Найдите в тексте слова, которыми описывается состояние леса. (Смотрит весело, словно рад). - О ком так обычно говорят? (О человеке). Автор продолжает видеть в лесе живое существо, которому свойственно испытывать чувства. Настроение леса изменилось? Почему? - Представьте себе утренний лес, который изображен в стихотворении. Какие слова помогут нам увидеть, вообразить лес? («Смотрит весело лес из-под черных кудрей, и на ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез»). «Черные кудри» - что это может быть? (Зеленые ели, которые на фоне белого снега издали кажутся черными). - А что это за слезы? Что вчера происходило с лесом? А ночью как изменилась погода? Что же произошло с каплями дождя? А почему автор назвал эти замерзшие дождинки «слезами»? (Автор относится к лесу, как к живому, он наделяет его человеческими качествами: способностью грустить, плакать и сдерживать слезы). - Как же выглядят эти слезы поутру? (Как алмазы горят). - Почему автор сравнил их с алмазами? (Прозрачный, драгоценный камень, сверкающий и твердый).
|
|||
|