|
|||
Назовите уровни сознания, через которые теоретически и практически может пройти за жизнь индивид по К. Юнгу»Стр 1 из 2Следующая ⇒ «Назовите уровни сознания, через которые теоретически и практически может пройти за жизнь индивид по К. Юнгу» Аналитическая(комплексная) психология —одно из психодинамических направлений,основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной. На сегодняшний день существует несколько классификаций уровней сознания, через которые теоретически и практически может пройти за жизнь индивид. Так, К. Юнг выделял три больших этапа в становлении сознания индивида. 1. Предперсональный уровень сознания. В онтогенезе — это ребёнок до 3 лет (т.е. до первого возрастного кризиса сепарации и самоопределения). В филогенезе — это человеческие сообщества на первобытно-общинном уровне. Характерными особенностями сознания индивида (или группы) являются полная нерасчленённость "Я" и "Мы". "Я" как внутренне понятие не существует, ребёнок идентифицирует себя с матерью, архаичный человек — с группой, сообществом (племя, род). Этот феномен сознания хорошо прослеживается на примере имени. Маленький ребёнок называет себя так, как его называют родители (поэтому он может представляться как рыбка, зайчик и т.п.). В архаичных культурах, сохранившихся до современности (знаменитые исследования Леви-Брюль и др,) человек не говорил "Я", а называл себя по данному имени (не "Я пришёл", а "Белый орёл пришёл"). Очевидно, что на данном уровне развития сознания не может быть экзистенциальных проблем и вытекающих из них кризисов (если я есть часть рода, как палец есть часть тела, то моя конечность не есть конечность всего рода, как потеря пальца не есть смерть всего тела). 2. Персональный уровень развития сознания. Уже есть персона (Маска), появляется чёткое "Я" как выделение себя из некоторой массы. (Сравните русское понятие парсуна — портрет). И сразу же появляется вся сложность, связанная с отделением, сепарацией от чего-то большого и бесконечно живущего, вечного. На этом уровне развития сознания происходит процесс индивидуации, выделения, отделения. Это и есть этап становления взрослой социальной личности. Согласно Юнгу, на этом этапе развития находится подавляющее большинство человечества вообще. 3. Трансперсональный уровень развития сознания. Теоретически (и практически) этот уровень возможен для любого психически здорового человека. Дословный перевод трансперсонального — через маску (а не сверх, как это довольно часто трактуется). Это уровень, который чаще всего в различных культурах называют просветлением. Вновь появляется "Мы", но без потери "Я". Чтобы воспринимать себя частью чего-то большого без потери себя, необходимо сначала пройти через разделение и, как следствие, переживание экзистенциального одиночества. Данная идея в несколько трансформированном виде проходит практически через все религиозные, эзотерические системы: от инициации жрецов через испытание одиночеством (Др. Египет, Тибет, Др. Китай и многие другие культуры) до испытаний одиночеством Христа и Будды. Говоря об этих уровнях развития сознания, необходимо всё время помнить, что они (уровни) свойственны как индивиду, так и виду, как личности, так и группе. Переход с одного уровня на другой является процессом индивидуации, в результате появляется целостная, интегрированная, социально адаптированная личность. Каждый переход сопровождается кризисным состоянием. Сходную схему развития уровней сознания предлагает Кен Уилбер. В его классификации пять уровней, полностью соответствующих концепции К.Юнга. Каждому уровню сознания, по К. Уилберу, соответствует специфическая базовая проблема, решение которой и является задачей данного уровня. Эту базовую задачу можно разделить на два подуровня: психологическая задача (формирование нового этапа внутриличностного развития, преодоление внутриличностных конфликтов, переход на более высокий уровень интегрированности) и социально-психологическая задача (формирование нового уровня адаптации в социуме и в конкретной группе, сообществе, страте; формирование новых смыслообразующих концептов; изменение определённых поведенческих паттернов и создание новых; выработка иногда принципиально новых коммуникативных навыков). Также невозможен прыжок через какой-либо уровень. Это для нас крайне важно. Дело в том, что достаточно часто под духовным развитием (ростом) бессознательно подразумевается именно скачок. Тогда духовный рост перестаёт быть именно духовным, делая человека практически полностью социально дезадаптированным. Часто к такому результату приводит неграмотная и непродуманная работа с психо-духовными техниками, использующими различные варианты духовных практик Востока. Одним из основополагающих принципов "правильного" духовного роста является именно высокий уровень социально-психологической адаптации в обществе. 1. Уровень Тени (Маски). Соответствует предперсональному уровню развития сознания по К. Юнгу. На этом уровне индивид идентифицирует себя с крайне обеднённым образом "Я", с частью Эго (я плохой, я добрый, я жадный и т.п.). Происходит раскол между Маской и Тенью, сознательным и бессознательным. Не допускается существование теневых сторон личности. Застревание на этом уровне приводит постепенно к животно-растительному существованию (работа — дом, всё реально, примитивно, бесконечно повторяемо). Результатом, как правило, бывает психологическая деградация личности, возникновение различного вида зависимостей, агрессивное поведение, социально-психологическая дезадаптация в виде алкоголизации, асоциального поведения, бродяжничества и т.п.). Психокоррекция (или психотерапия) личности или целой группы здесь направлена на воссоединение Маски и Тени для создания сильного и здорового Эго (правильного и приемлемого образа себя). Например, согласно основным положениям психосинтеза Р. Ассаджиоли, это низший уровень личностного психосинтеза, связанный прежде всего с узнаванием себя. Согласно концепции В. Козлова, это исключительно идентификация себя, своего Я с Я-материальным и отрицание существования Я-духовного примитивным принятием очень поверхностного Я-социального. Соответствующая психотерапия — обычное консультирование, поддерживающая терапия. Для "внутреннего роста" пациента, т.е. для перехода на уровень Эго используются: психоанализ, психодрама, транзактный анализ. 2. Уровень Эго. На этом уровне развития сознания индивид идентифицирует себя с ментальным образом "Я" (неполным и односторонним). Это выглядит как внесение определённых сомнений (неведомых на уровне маски): я думаю, что я добрый… Возникает раскол между Эго и Телом, осознается Я-материальное, Я-социальное и Я-духовное, но в разной степени осознанности, при этом практически всегда появляется внутриличностный конфликт, который ведёт к невротизации личности, социально-психологической дезадаптации в виде ухода в болезнь, бегства от свободы (Фромм), стремления к власти (А. Адлер), деструктивному поведению вплоть до суицида (Дюркгейм). Задача психотерапии на этом уровне — воссоединить психику и соматику для создания целостного организма. Соответствующая психотерапия — биоэнергетика, роджерианская терапия, гештальттерапия. Это самый длительный в жизни человека период, период наиболее ярко выраженной индивидуации, связанный с принятием своей Тени, период расширения сознания за пределы среднего бессознательного и отработка навыков самоуправления, период формирования Я-духовного, период формирования высших потребностей. 3. Экзистенциальный уровень. Идентификация себя со своей душой. Раскол между организмом и средой. Для его преодоления необходимо использовать энергию следующего уровня (см.) и экзистенциальную психотерапию, гуманистическую психотерапию, логотерапию. 4. Трансперсональные полосы (надличные диапазоны). Это области проявления архетипических сверхиндивидуальных переживаний (пиковые переживания по А. Маслоу). Возможно их спонтанное переживание и на других уровнях (случайно), но направленное и осознанное — только здесь. Используются такие направления психотерапии, как аналитическая психология Юнга, психосинтез, гуманистическая терапия Маслоу, трансперсональная психотерапия. 5. Уровень Всемирного Ума (сознание единства). На этом уровне человек идентифицирует себя со вселенной, универсумом. Для подготовки перехода на этот уровень используются такие системы, как индуизм, буддизм, даосизм, эзотерические учения. Во всех культурах всегда существовали герметические священные традиции работы с сознанием для перехода личности на более интегрированный уровень (дзен-буддизм, суфизм, исихазм, философия древних катаров и современных розенкрейцеров, древнеегипетская герметическая работа с картами Таро и др.). Развитие и рост идут от первого к пятому уровню. При переходе на другой уровень человек перестраивает карту своей души, расширяет её территорию. Это возможно лишь при полной отработке предыдущих уровней. Первый и второй уровни — это личностный рост (личностный психосинтез), далее — духовный рост (духовный психосинтез). Преодолевая "потолок" каждого уровня, человек переживает кризисы развития. Случайное, спонтанное попадание на более высокие уровни оказывается разрушительным для неподготовленной личности, препятствует целостности и не создаёт настоящей цели. С этой точки зрения, духовный психосинтез, как и многие другие виды духовных практик, часто становится не помощью, а преградой на жизненном пути, той "идеальной моделью", которая не даёт возможности увидеть и достичь реально достижимой для данного идивида "реальной" модели. Во всех культурах, у всех народов, во всех религиозных и эзотерических системах всегда были закрытые священные традиции, которые использовали технологии работы с сознанием для достижения его большей целостности. Можно назвать как пример многие духовные практики (дзен-буддизм, суфизм, христианский исихазм и т.п.). На каждом новом уровне внутреннего развития решается своя психологическая задача. Не решение этой задачи ведёт к стагнации, личность перестаёт развиваться, формируется невротическая личность. Процесс индивидуации (К. Юнг), личностного роста (К. Роджерс), самоактуализации и самореализации (А. Маслоу), экзистенциальные "странствия души", т.е. развитие личности в процессе онтогенеза и есть переход с одного уровня на другой, более высокий. Каждый переход сопровождается внутренним экзистенциальным кризисом, который есть признак развития личности.
|
|||
|