Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Результаты изучения статей с использованием технологий развития критического мышления.



Результаты изучения статей с использованием технологий развития критического мышления.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Г.А. Мкртычян

         
 


Е. Б. Лактионова

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ К

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

V + - ?
В практике современного образования большое значение имеет учёт психологических закономерностей развития детей Эксперт (от латинского Expertus опытный) — сведущее лицо, пригла- шаемое в трудных или спорных случаях. Экспертиза как метод предполагает ори- ентацию, прежде всего, на компетент- ность и опыт специалиста-эксперта, личность которого и является главным «инструментом» исследования. Метод эксперти- зы предусматривает осмысление спе- циалистом всей совокупности разнооб- разных сведений, полученных им из самых различных источников. Диагностические методы использу- ются в тех случаях, когда в качестве ис- ходного критерия для оценки использу- ются полученные ранее на статистиче- ских выборках стандартные нормативы. диагностика образовательной среды предполагает использование ме- тодик, объективность которых подтвер- ждена соответствующими процедурами стандартизации, валидизации и рандо- мизации, либо использование специаль- но разработанных и обоснованных для данного случая методик. эксперт — это, прежде всего, специалист, компетентный и искушенный в экспортируемых вопросах, а затем исследователь, владеющий экспертной методологией и обладающий соответствующими способностями. Предметом экспертизы образователь- ного учреждения, по мнению В. И. Па-нова - 1) Концепция . 2) Образовательная среда (тип и ее направленность). взаимодействия 3)Экспериментальные и авторские образовательные программы 4) Деятельность педагогического кол- лектива. 5) Эффективность обучения и раз- вития учащихся в данном образова- тельном учреждении или посредством данной образовательной технологии, системы и т. д. экспертиза должна про- водиться в соответствии со следующи- ми критериями: 1) для оценки концепции — 2) для оценки образовательной среды и ее компонентов: развивающий эффект (развитие физических, познавательных, творческих и других способностей); экологичность (обучение и развитие не в ущерб физическому, психологическому и психическому здоровью); использова- ние 3) для оценки эффективности обра- зовательных программ:   По мнению В. А. Ясвина, экспертиза образовательного учреждения может включать три основных блока: 1. Анализ формальных результатов: соответствие знаний учащихся госстандартам по итогам экзаменов; количество выпускников; процент выпускников, по- ступивших в вузы; квалификация педа- гогов и т. п. 2. Анализ динамики развития учащихся: тестирование психофизиологических показателей и здоровья учащих- ся; познавательной сферы учащихся (память, внимание, мышление); лично- стной сферы (мотивация, лидерство, ценности, предпочтения в деятельности, коммуникативные способности и т. д.). 3. Анализ психолого-педагогической организации образовательной среды   основные функции гуманитарной экспертизы образования, к ним можно отнести следующие: • проясняющая, то есть экспертиза должна помочь участникам проекта и всем, имеющим к нему отношение, понять больше и глубже, чем они понимали до этого; • защитная, означающая отстаивание прав и интересов личности в соответствии с ключевыми гуманитарными критериями, с требованиями психогигиены, охраны здоровья и т. п.; • развивающая, предполагающая не простую констатацию, но выявление возможностей и потенциала развития данного образовательного проекта, а также получение ценных «уроков» для разработки других проектов; • оценочная, самая традиционная, но необходимая функция любой экспертизы; • легализация, обусловленная необходимостью для последующего признания образовательного проекта, его поддержки и дальнейшего распространения   два подхода к оценке образовательной среды — диагностический, состоящий из пакета психодиагностических методик, адресованный отдельным участникам, и экспертный, включающий набор оценочных суждений как самих участников учебновоспитательного процесса, так и независимых экспертов, знающих состояние   образовательной среды школы или знакомящихся с нею. Сама стратегия экспертизы, безусловно, во многом определяется методологическими представлениями, которыми руководствуется эксперт при выборе критериев оценки качества образовательной среды Для выявления своеобразия основных характеристик образовательной среды и их связи с показателями развития в лаборатории был разработан комплекс психодиагностических методов и процедур, включающий три блока: 1) выявление внутренних целевых установок школы; 2) определение средств, с помощью которых данная школа достигает своего развивающего эффекта; 3) оценка результатов воздействия образовательной среды на развитие умственных способностей детей, их личностные и социальные особенности, мотивационную сферу.   Согласно определению словаря русского языка, экспертиза — рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для вынесения заключения   В этой ло-гически первой форме экспертизы были сформулированы ее основания: цель — оценка качества; объект — некоторые материальные характеристики; средства — интуитивные, сложившиеся по опыту суждения вкуса; процедуры — отбор и организация действий опытных людей (экспертов); продукт — согласованное мнение экспертов. Следующей формой становления экспертизы, уже как особой, профессиональной деятель- ности, является экспертиза уже завер- шенной деятельности, то есть эксперти- за исполнения, которая должна быть квалифицирована по некоторым ее ха- рактеристикам. Меняется объект экс- пертизы, им становится квалификация профессиональных моментов или аспек- тов действия.   Таким образом, в этих двух типах экспертизы исследуется то, что уже имеется. Качество продукта, ка- чество исполнения и качество програм- мы могут быть объектами экспертизы в любом виде человеческой практики, и грамотный эксперт, исследуя их, должен вырабатывать и оценивать альтернати- вы, углублять и расширять понимание ситуации, давать рекомендации и про- гнозы возможного ее изменения в слу- чае принятия тех или иных решений   Экспертное исследование опирается на уже известные научные факты и измерительные процедуры и представляет собой их непосредствен- ное применение при решении конкрет- ных практических задач. Любая экспертиза вбирает в себя спе- цифику ее объекта — той сферы практи- ческой деятельности, в которой она осу- ществляется, и собственно профессио- нальную деятельность эксперта. При этом особенности экспертной деятель- ности в значительной степени предопре- деляются сферой применения, которая обусловливает и постановку экспертных задач, и выбор средств и процедур исследования, и способ применения полученных результатов. Следовательно, от- правной точкой в изучении экспертной деятельности в сфере образования должно быть целеполагание, определе- ние основных функций и решаемых за- дач, выявление специфики объекта и предмета экспертизы. С. Л. Братченко рассматривает экспертизу как особый способ изучения действительности, который позволяет увидеть и понять то, что нельзя просто измерить или вычислить, т. е. как способ, который осуществляется компетентными и независимыми специалистами (экспертами) и в котором именно субъективному мнению и ответственно- му решению экспертов придается решающее значение.   Методы и средства   • статистический анализ социальных и квалификационных показателей, в том числе анкетирование учащихся, их родителей и педагогов; • анализ (рефлексию) исходных оснований построения концепции (кого учить, зачем и т. д.), включая исходные основания создания образовательной среды и образовательных программ; • психодиагностические методики для оценки уровня развития познавательных, личностных и иных способностей учащихся, включая их мотивацию, и т. д.; • метод экспертных оценок. Первый этап экспертизы — это сбор так называемой фоновой информации Второй этап экспертизы — применение структурированных методик Третий этап психолого-педагогической экспертизы образовательной среды — это экспертное заключение, которое, как правило, состоит из следующих разделов: – краткое описание проблемы и формулировка целей экспертизы; состав экспертной группы; – полный перечень источников информации; – общая характеристика образовательной среды; – экспертные оценки; – экспертные рекомендации    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.