Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ранние оперы Вагнера как этап развития немецкой романтической оперы



Ранние оперы Вагнера как этап развития немецкой романтической оперы

План.

1. Вагнер и его время

2. Периодизация творчества

3. Характеристика раннего периода

4. Вагнер и национальное

5. Опера Летучий голландец как этап развития немецкой романтической оперы

Чтобы событие имело величие, необходимы два условия: величие духа тех, кто осуществляет его, и тех, кто его переживает.

Фридрих Ницше

1. Нет ни одного художника XIX столетия, деятельность которого вызвала такое безмерное преклонение с одной стороны, и полемику, доходившую до ненависти, с другой, как Рихард Вагнер. Литература о нем обнимает много тысяч статей, а количество научных исследовании ему посвященных, измеряется сотнями. Немногим художникам уготован был такой бурный путь в жизни. В жилах Вагнера струилась кровь, столь горячая ж буйная, что иногда совершенно забываешь о том, что он уроженец севера: всем своим обликом Вагнер скорей напоминает гениев эпохи Возрождения. Из города в город, из страны в страну он неустанно стремится во имя борьбы за свои художественные идеалы. Сегодня - он придворный капельмейстер саксонского короля, патриот и верноподанный; завтра, рядом с Бакуниным, борется за свободу и равенство. В пору изгнания судьба доводит его до полного отчаяния, и он носится с мыслью о самоубийстве. По возвращении на родину борьба за художественный идеал и долгое непризнание опять доводит его до отчаяния.                                                                               Евгений Браудо, 1922

2.  

1 период –30-41 гг. – в целом романтический, бунтарский: ув. «Польша», опера «Феи» (по пьесе Гоцци), «Запрет любви» (по Шекспиру), оп. Риенцы (Бульвер-Литтон), ув. «Фауст», 41г. – «Летучий голландец» (под влиянием Гейне)

2 период – возвращение в Дрезден, эмиграция (40-е годы): 43-45 «Тангейзер» (Гофман – но сам Вагнер здесь выступил как поэт и драматург), 41-48 «Лоэнгрин», 52 –«Кольцо нибелунгов», 54 – «Золото Рейна», 56 – «Валькирия», 57-58 «Тристан и Изольда» - здесь он знакомится с трудами Шопенгауэра

3 период: 67 г. «Нюрнбергские мейстерзингеры (вершина реализма в творчестве Вагнера)» 71 «Зигфрид», 69-74 «Гибель богов», 70-80 «Парсифаль»

3. Вагнер как композитор сложился, с одной стороны, под влиянием музыки Бетховена (отсюда симфонизм его опер), с другой стороны – под влиянием традиций немецкой романтической оперы, представленной сочинениями Вебера. Все это мы обнаруживаем в его 1 опере "Феи" по пьесе Гоцци "Женщина-змея". Эта опера выполнена в немецкой романтической традиции, в ней отчетливо слышны реминисценции из Бетховена, Вебера, Маршнера; по сравнению с другими ранними сочинениями Вагнера она не обнаруживает прогресса, тоже можно сказать и о второй опере - "Запрет любви" по комедии Шекспира "Мера за меру". Она была исполнена в Магдебурге в марте 1836 года - один-единственный раз, потому что театр обанкротился и был закрыт. Третья опера композитора была написана им во времена популярности большой французской оперы (Мейербер «Гугеноты») Мираж большой оперы со всем ее сценическим музыкальным блеском и драматическими эффектами - таков был тогдашний идеал Вагнера. Он не только хотел соревновать с модными французскими композиторами, но по возможности и превзойти их. С самой первой оперы Вагнер проявляется себя как талантливый драматург – обращаясь лишь к сильным сюжетам выдающихся мастеров прошлого. Таким образом, он подготавливает свое собственное творчество драматурга, которое начинается с оперы «Летучий голландец». В этот же период сложился круг образов, которые явились основой творчества Вагнера. Тогда он практически обдумал планы всех последующих опер, материалом для которых явились народные легенды и сказания. К опере ЛГ сложилась  и концепция музыкальной драмы Вагнера: в своих произведениях композитор стремился показать душевную драму сильных характеров. Жизненная борьба в операх Вагнера наполнена трагизмом, путь к счастью – героический путь, он мучителен и исполнен страданиями. Один из излюбленных приемов композитора – противопоставление светлого женского образа мятущемуся, охваченному бурей страстей мужскому.

Музыкальный язык ранних опер: Формы – сквозное развитие предполагает использование разомкнутых форм – сцен, однако увертюры Вагнер использует веберовского типа. Оркестр имеет в музыке В. важнейшую драматургическую роль – мотивирует, разъясняет развитие чувств и ситуаций; устанавливает новые принципы формообразования (лейтмотивная система).

4. Вагнер наряду со своими художественными целями постоянно подчеркивает свою великую национальную цель — создание новой художественной формы, отвечающей духу немецкого народа и выражающей все его своеобразие.

Обращаясь к публике после последнего исполнения "Кольца" в Байрейте, Вагнер говорил: "Сейчас вы видели, на что мы способны. А теперь дело за вами - хотеть. И если вы захотите, у нас будет искусство". Вагнера никогда не оставляло гордое убеждение — он первый и единственный, кто воссоздал немецкий идеал искусства (и это несмотря на Шиллера и Гёте, Баха, Моцарта, Бетховена и Шуберта). Так, после мюнхенской премьеры Тристана" Вагнер писал супругам Шнорр: "Несравненное достигнуто. И если когда-либо вызреет в моей душе истинный плод самого своеобычного, самого немецкого искусства, глубина и красота которого превзойдут все, что создавали во славу свою иные нации, то будьте уверены — мир не забудет вас, ибо ваше деяние ознаменовало начало весны, даровавшей моему творчеству тепло, моим стремлениям - силу и свет!"

5. Написанная на основе народной легенды и новеллы Гейне, опера "Летучий голландец" завершает собой первый, романтический период творчества Вагнера и знаменует его вступление на путь смелого новаторства. В опере оживает старинная легенда о проклятом за прежние злодеяния моряке-скитальце, спасти которого может только преданная и чистая любовь. Любовь дочери капитана норвежского корабля Сенты и Голландца составляет драматический стержень оперы. Эта лирическая драма показана Вагнером на фоне картин моря. Безбрежный океан, то бушующий, то спокойный, жанровые сцены, рисующие жизнь норвежских моряков -  таков фон, составляющий контраст с любовно-лирической линией оперы и чрезвычайно ярко выраженный в музыке, народной по своему складу. Так, океан становится одним из героев оперы, грозный, бушующий, символ вечных скитаний и тревог. С первых тактов увертюры, красочно дающей обобщенное выражение действия, возникает этот образ. С ним связана судьба Голландца, героя, чья романтическая отчужденность от людей и тоска по ним выражены в музыке с огромной силой. Образы моря и капитана соединились в сознании Сенты — девушки, с раннего детства зачарованной легендой о вечном скитальце, знающей о том, что только верная любовь женщины может его спасти. Ее баллада о Летучем Голландце не выполняет, как в других романтических операх, экспозиционной роли. Она носит действенно-драматический характер, опирается на темы моря, Голландца и искупления, впервые прозвучавшие в увертюре. Сента — олицетворение идеи искупления, подобно тому, как Голландец — воплощение одиночества, изгнанничества. Наряду с условно-романтическими фигурами Вагнер создает и жизненный фон, придающий фантастике черты реальности. Широко применяя систему лейтмотивов, сохраняя, в известной мере, законченные вокальные номера, композитор объединяет их в большие драматические сцены. В ЛГ композитор еще тесно связан с традициями романтизма - его героев раздирают противоречивые побуждения, когда непорочность и чистота противостоят греховности земных страстей, безграничное доверие - коварству и измене. С романтизмом связаны и неспешность повествования, когда важны не столько сами события, сколько те чувства, которые они пробуждают в душе лирического героя. Отсюда проистекает и столь важная роль развернутых монологов и диалогов действующих лиц, обнажающих внутреннюю борьбу их стремлений и побуждений, своего рода "диалектику души" незаурядной человеческой личности. Также в русле традиций немецкой романтической (веберовской) оперы   - народно-легендарный сюжет, переплетение мира реального и фантастического, опора на немецкую народную песню.

Композитор значительно обновляет традиционные музыкальные средства романтического искусства, намечает пути к созданию непрерывно развивающегося сценического действия. Почти полное отсутствие замкнутых и изолированных номеров, установление смысловой взаимозависимости между музыкальными темами посредством лейтмотивов, получивших столь широкое распространение в последующих операх Вагнера, - все это отличает оперу "Летучий голландец" от оперных произведений того времени. В стремлении преодолеть законченные отдельные номера старой оперы и превратить их в драматические сцены, в повышении драматургической роли оркестра, в широком использовании лейтмотивов Вагнер обнаруживает реформаторские тенденции, получившие развитие в более поздних операх. В «Летучем голландце» преодоление законченных номеров еще не приводит к их уничтожению: арии, дуэты, хоры, являясь частью большой сцены или сами, составляя сцену (например, монолог Голландца в первом акте), вместе с тем имеют самостоятельное значение и могут быть выделены; усиление роли оркестра осуществляется не за счет вокально-мелодической сферы, имеющей в опере ведущее значение.

«Летучий голландец» по музыке несравненно выше всех предыдущих опер Вагнера, почти не выходивших за пределы подражательности, и является первым произведением большого художника, отказавшегося от погони за дешевым успехом и поставившего перед собой новые творческие задачи. Таким образом, «Летучий Голландец» стал началом реформаторской деятельности Вагнера.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.