|
||||
III. «Наш дом» ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Беседа со взрослым | Где ты живешь? Назови свой адрес. | Я живу в Москве. Мой адрес: улица Почтовая, дом 9, квартира 25. | Активизировать коммуникативные умения в ситуации совместного строительства домика, обустройства комнаты для куклы. Научить детей связно рассказывать о своем доме по опорным вопросам. | Уточнить знание и понимание словаря по теме диалога: |
Расскажи о своем доме. Сколько подъездов в твоем доме? | У меня в доме 1 подъезд. 2 подъезда. 5 подъездов. | |||
В каком подъезде ты живешь? | Я живу в первом подъезде. | |||
Сколько этажей в твоем доме? | В моем доме 1 этаж. 2 этажа. 5 этажей. | |||
На каком этаже ты живешь? | Я живу на первом этаже. | |||
У тебя большая квартира? | У меня большая (маленькая) квартира. | |||
Сколько комнат в твоей квартире? | В моей квартире 2 комнаты (1 комната, 5 комнат). | |||
У тебя есть своя комната? | У меня есть своя комната (Я живу в комнате с братом (сестрой)). | |||
Какая мебель в твоей комнате? | У меня есть своя кровать, свой диван, свое одеяло, своя подушка. | |||
Кто еще живет в твоем доме? | Мы живем вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой. | |||
У тебя есть домашние животные? | У меня есть собака (кошка, черепаха). Ее (его) зовут Альма. | |||
Расскажи о своей собаке (кошке, черепахе, хомячке и т. д.). | Она веселая и добрая. Я хожу с ней гулять, я ее кормлю, я с ней играю. | |||
Ты помогал(а) вчера маме (папе, сестре, брату, бабушке, дедушке)? | Вчера я помогал(а) маме. | |||
А что ты делал(а)? | Я мыл(а) посуду. Я подметал(а). Я стирал(а). | |||
«Пригласи в свой дом» | Руслан, приходи ко мне в гости. Я познакомлю тебя с моей мамой (сестрой, бабушкой). Я познакомлю тебя с моим папой (братом, дедушкой). | Спасибо, я приду. | ||
Когда ты придешь? | Я приду завтра. Можно утром? | |||
Да, можно утром. | Что мы будем делать? | |||
Мы будем играть, пить чай, слушать сказки, смотреть мультфильмы | ||||
IV. «В гостях» «Я иду в гости» «Я приглашаю в гости» | Тебя пригласили в гости? Кто тебя пригласил? | Да, меня пригласил Марат. | Активизировать речевые навыки в беседе со взрослым в игровых ситуациях, предполагающих диалог: «В гостях», «Приглашаем гостей», «В гостях у зверей». | Уточнить знание и понимание словаря: |
Когда ты пойдешь в гости? | Я пойду завтра утром. | |||
Как ты оденешься? | Я надену красивое(ый, ую) (новое, чистое, праздничное, выходное, нарядное) платье (костюм, рубашку и т. д.). | |||
С чем ты придешь в гости? | Я приду в гости с подарком. | |||
Какой подарок ты приготовишь? | Я приготовлю (куплю, сделаю, подарю) подарок (альбом, игрушку, цветы, конфеты, торт). | |||
Диалог с ребенком. «Встреча» | Здравствуйте, поздравляю с праздником (днем рождения, Новым годом). Это подарок для тебя. | Здравствуй, проходи, мы очень рады. Спасибо, очень красивый подарок. | ||
«Прощание» | Спасибо, было очень весело. Я тоже приглашаю тебя в гости. | До свидания, приходи ко мне еще. | ||
«Как весело принимать гостей» | А у тебя были гости? | Да, у меня были Давид, Зоя, Абрам и Вика. | ||
Беседа со взрослым | Когда твои гости пришли? | Мои гости пришли утром (днем, вечером). | ||
Что тебе подарили? | Мне подарили много подарков много конфет много цветов много книг много альбомов много карандашей много красок | |||
С чем пришел(а) к тебе Давид (Зоя, Абрам, Вика)? | Зоя пришла с куклой. Давид пришел с кубиками. Зоя пришла с красками. | |||
Чем ты угощал(а) гостей? | Я приготовил(а) салат, пирог, фрукты, чай. Я угощал(а) гостей салатом, фруктами, печеньем, тортом. | |||
Ты готовил(а) угощенье? | Мы с мамой пошли в магазин и купили фрукты. Я с мамой (бабушкой, папой, сестрой) готовил(а) салат. Я помогал(а) маме печь пирог. Я помогал(а) маме мыть фрукты. Я помогал(а) маме нарезать овощи. | |||
Ты сам накрывал(а) на стол? | Я накрывал(а) на стол вместе с мамой (сестрой, бабушкой, братом). | |||
Чем был покрыт стол? | Стол был покрыт скатертью. | |||
Какие столовые принадлежности тебе были нужны? | Я достал(а) вилки, ложки, чашки, блюдца, тарелки. | |||
Сколько вилок ты взял(а)? | Я взял(а) одну вилку, две вилки, пять вилок. | |||
Сколько тарелок ты взял(а)? | Я взял(а) одну тарелку, две тарелки, пять тарелок. | |||
На столе было много яблок (конфет, ватрушек, пастилы, зефира, мармелада, пирожков)? | На столе было много яблок, конфет, пирожков. | |||
С чем были пирожки? | Пирожки с капустой, с картошкой, с вареньем, с повидлом, с грибами, с яблоками. | |||
Как ты развлекал(а) гостей? | Мы пели песни, слушали сказки, смотрели мультфильмы, играли в прятки, догонялки. | |||
Тебе понравилось принимать гостей? | Да, принимать гостей весело. | |||
Когда твои гости ушли? | Мои гости ушли после обеда (вечером). | |||
Твоим гостям понравилось? | Да, им понравилось. | |||
Как ты думаешь, твои гости остались довольны? | Да, мои гости остались довольны. | |||
Как ты догадался(ась)? | Они сказали: «Спасибо, нам было хорошо». Они пригласили меня в гости. | |||
Кто тебя пригласил(а)? | Зоя пригласила меня на свой день рождения, Давид пригласил меня на свой день рождения. | |||
Что ты сказал(а) гостям, когда они уходили? | Спасибо за подарки, я очень рад(а), приходите еще. | |||
V. «Мое здоровье» Беседа со взрослым | Как ты себя чувствуешь? | Я чувствую себя хорошо. Я здоров. Я болен. | Активизировать новую лексику и грамматические конструкции в беседе со взрослым на тему «Мое здоровье», в играх-диалогах «Вызов врача», «На приеме у врача» и т. д. Учить детей давать распоряжение, команду одному или нескольким лицам в форме полного высказывания. | Уточнить знание и понимание словаря: |
Как чувствует себя Марат? | Марат тоже чувствует себя хорошо. Марат здоров. Марат болен. | |||
Что с Леной? Почему ее нет? | Лена заболела. У нее болит горло (голова, живот, ухо, рука, нога...). | |||
Что с Сашей? Почему его нет? | У Саши насморк (ангина, ветрянка). | |||
«У врача» | Врач: Что у тебя болит? | Ребенок: Мне трудно дышать. У меня болит голова (ухо, глаз, живот, нога, коленка, локоть, рука, палец на ноге (руке)). Я упал (ушиб колено, руку). У меня царапина. я порезался, у меня идет кровь. | ||
Открой рот. Покажи язык. Дыши глубоко. Повернись спиной. | ||||
Я буду тебя лечить. Ты болен. Я назначу лечение. Мама купит в аптеке лекарство (таблетки, микстуру). Ты будешь их принимать (ее пить). Мама купит в аптеке капли, будет закапывать их в нос. Мама купит в аптеке настойку, ты будешь полоскать горло. | Да, я буду лечиться. Я буду принимать таблетки, пить микстуру, полоскать горло, закапывать в нос капли. | |||
«У медсестры» | Медицинская сестра: Здравствуй, что случилось? | Ребенок: Я плохо себя чувствую. | ||
Сначала я возьму градусник и измерю температуру. | Я умею измерять температуру сам. | |||
У тебя высокая (нормальная) температура. Температура 38 градусов. Надо посмотреть горло. Да, горло красное. Ты заболел, простудился. | Какая у меня температура? | |||
А сейчас я тебе сделаю укол. Я буду лечить твою руку (ногу). Я возьму вату и зеленку (йод). Я смажу царапину зеленкой (йодом). Я возьму бинт. Я наложу повязку. Я забинтую тебе руку (колено, голову). | Я не боюсь уколов. | |||
«В аптеке» | Здравствуйте, мне нужна марля (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, примочки, бинт, йод, шприц). | Да, у нас есть марля. Вот вам марля. Нет, у нас нет марли. Приходите завтра (вечером, позже). | Активизировать сформированные коммуникативно-речевые навыки в новых для детей игровых ситуациях, предполагающих диалог: «Я покупатель», «Я продавец». Закреплять умение детей ориентироваться в ситуации общения и самостоятельно находить речевое решение в новой ситуации. Учить творческому использованию изучаемого языкового материала, организуя на занятиях воображаемые ситуации.
| |
У вас есть бинт (настойка, крем, мазь, таблетка, микстура, сироп, йод, шприц)? | Да, у нас есть бинт. Будете забинтовывать рану. Нет, у нас нет бинта. Приходите позже, может, будет завтра вечером. Да, у нас есть таблетки. Вот вам таблетки. Будете принимать по одной таблетке в день (две таблетки в день, пять таблеток в день). Будете принимать таблетки утром (днем, на ночь). Будете принимать таблетки перед едой (после еды, во время еды). Нет, у нас нет таблеток. Да, у нас есть крем. Вот вам крем. Будете смазывать руку (ногу, локоть, колено, палец). Нет, у нас нет крема. Да, у нас есть настойка. Вот вам настойка. Будете полоскать горло и рот. Нет, у нас нет настойки. | |||
Спасибо, я зайду в следующий раз. Вот деньги. Спасибо, до свидания. Спасибо. | ||||
VI. «В магазине» Покупаем в продуктовом отделе. | Покупатель: Здравствуйте, я хочу купить (белый, черный) хлеб, булку, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. Здравствуйте, у вас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. | Продавец: Да, у нас есть (белый, черный) хлеб, булка, сахар, масло, конфеты, мармелад, соль, молоко и т. д. | Уточнять знание названий блюд и продуктов, из которых они приготовлены, и название отдела магазина, в котором их можно купить. | |
Скажите, пожалуйста, у вас свежий хлеб (колбаса, сыр, сметана)? | Да, у нас свежий хлеб. Нет, сегодня черствый хлеб, приходите позже. | |||
Здравствуйте, у вас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами)? | Да, у нас есть пирожки с джемом (с мясом, с картошкой, с капустой, с грибами). | |||
Они свежие? | Да, они свежие, вкусные, горячие. | |||
Спасибо, я куплю одну пачку (две пачки, пять пачек). Спасибо, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок). Спасибо, я куплю один пакет (два пакета, пять пакетов). Спасибо, я куплю один килограмм (два килограмма, пять килограммов). | Пожалуйста. | |||
Сколько это стоит? | С вас пять рублей. | |||
Вот деньги, спасибо. | Спасибо, до свидания. | |||
Покупаем в универмаге. | Скажите, пожалуйста, у вас есть цветные карандаши? | Да, у нас есть карандаши. | ||
Можно мне посмотреть? Хорошие карандаши, я куплю одну коробку (две коробки, пять коробок). | Пожалуйста! | |||
Нет, это не те карандаши, я зайду в другой раз. | Заходите в следующий раз. | |||
Покажите, пожалуйста, мне это красное (зеленое, синее, желтое) платье. Покажите, пожалуйста, мне этот красный (зеленый, синий, желтый) свитер. | Пожалуйста, смотрите. | |||
Из чего сшито (сшита, сшит) это (этот, эта) платье (рубашка, пиджак)? | Это платье шерстяное (ситцевое). | |||
Хорошее платье, я его куплю. | Пожалуйста. | |||
Нет, это платье мне велико (мало), я не буду его покупать. Нет, этот пиджак мне велик (мал), я не буду его покупать. Нет, эта рубашка мне велика (мала), я не буду ее покупать. | Заходите в следующий раз. | |||
Выбираем игрушку в подарок | Здравствуйте (добрый день, доброе утро)! | Здравствуйте (добрый день, доброе утро)! Что вы хотите у нас купить? У нас продается много игрушек. Вот мягкие игрушки, вот мячи, скакалки, куклы. | ||
Я хочу купить в подарок игрушку. | Какая вам нужна игрушка? | |||
Мне нравится вот этот слон. Он большой, мягкий. Его можно кормить, укладывать спать, катать в коляске. | ||||
Сколько стоит эта игрушка? | С вас шесть рублей. | |||
Вот деньги, спасибо. | Спасибо, до свидания. | |||
Беседа со взрослым | Ты помогаешь маме делать покупки в магазине? | Да, я помогаю маме делать покупки в магазине. | ||
Тебе нравится ходить в магазин? | Да, я люблю ходить в магазин. | |||
Что вы покупали последний раз? | Мы купили продукты (хлеб, молоко, мясо и т. д.) | |||
Расскажи, как вы обычно ходите в магазин. | ||||
VII. «В транспорте» Беседа со взрослым и сверстниками | Таня в детский сад едет на автобусе, а ты? У Руслана папа (мама, дедушка, бабушка) на работу едет на машине, а твой папа (мама, бабушка, дедушка)? | Я иду в детский сад пешком. Я еду в детский сад на автобусе (трамвае, троллейбусе, машине, маршрутном такси). Мой папа (моя мама) едет на работу на машине (автобусе, трамвае, метро, маршрутном такси). | Закреплять полученные на предыдущих занятиях коммуникативные умения и навыки в коллективе до 12 человек.
| Уточнить знание и понимание словаря: |
Ты ездил(а) когда-нибудь в метро (автобусе, троллейбусе, на машине)? | Да, я ездил(а) в метро с папой (мамой, бабушкой). | |||
Ты летал когда-нибудь на самолете? | Да, я летал на самолете. | |||
Ты летел один или со взрослым? | Мы с мамой летели на самолете к бабушке. | |||
Что нужно купить для проезда в автобусе (трамвае, троллейбусе, метро, маршрутном такси)? | Нужно купить билет. | |||
Кто продает билеты в автобусе? | Билеты продает кондуктор. | |||
На каком транспорте ты любишь ездить? | Я люблю ездить в метро. | |||
Где останавливается автобус? | Автобус останавливается на остановке. | |||
Поездка в зоопарк | Давайте поедем в зоопарк. Ты любишь ездить в зоопарк? | Да, я очень люблю гулять по зоопарку. | ||
Зоопарк близко или далеко от твоего дома? | Зоопарк далеко от моего дома. | |||
Мы дойдем до зоопарка пешком? | Нет, мы не дойдем до зоопарка пешком. | |||
На чем мы можем поехать в зоопарк? | На автобусе. | |||
На каком транспорте можем поехать потом? | На трамвае, троллейбусе, в метро. | |||
Рассказ о впечатлениях от поездки | Я сегодня ехал(а) в детский сад на автобусе. Мама купила у кондуктора билет. В автобусе было много пассажиров. Мы проехали две остановки и вышли из автобуса. | |||
В автобусе | Кондуктор: | Пассажир: | ||
Здравствуйте, это пятый маршрут? | ||||
Здравствуйте, да, это пятый маршрут. Вам далеко ехать? | Мне нужна остановка «Детский сад». | |||
Я подскажу, когда вам нужно выходить. | Спасибо. | |||
Оплатите проезд. | Пожалуйста. | |||
Вы приехали, вот ваша остановка. | Спасибо, до свидания. | |||
Нет, вы еще не приехали. Я предупрежу вас. Следующая остановка «Зоопарк». Вам нужно готовиться к выходу. | Это остановка «зоопарк»? Спасибо. | |||
Нет, вы проехали остановку «Вокзал». Это другая остановка. Теперь вы должны выйти, перейти через дорогу, сесть на автобус и вернуться назад. | Это остановка «Вокзал»? | |||
VIII. «Времена года и погода» Беседа с детьми о погоде и времени года. | Какое сейчас время года? | Сегодня зима (лето, осень, весна). | Учить детей:
| Учить детей наблюдать и описывать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
|
Какая за окном погода? | Сегодня холодно (жарко, тепло). Нет, сегодня холодно. | |||
Сегодня можно пойти на прогулку в лес? | Нет, сегодня плохая погода. Да, сегодня хорошая погода. | |||
Сегодня можно загорать, купаться? | Да, сегодня солнечно и тепло, можно загорать. Нет, на улице холодно — нельзя загорать. | |||
Во что на прогулке сегодня можно играть? | Мы сегодня будем играть в салки, догонялки, футбол, хоккей, кататься на коньках и т. д. | |||
Составление рассказа-наблюдения за погодой.
| Что происходит осенью с солнцем? | Солнце осенью уже не греет. | ||
Какое осенью небо? | Небо становится серым, часто идет дождь. | |||
Как меняются деревья и трава? | С деревьев опадают листья, трава желтеет. | |||
Что делают осенью птицы, животные? | Птицы осенью улетают на юг. Животные готовятся к зиме. | |||
В какую одежду одеваются осенью люди? | Люди одеваются в теплую одежду. | |||
(Аналогично другие времена года.) | Весной солнце яркое. Небо голубое, высокое. Снег растаял и появляется первая травка. Деревья весной покрываются листочками. Люди надевают куртки, плащи, туфли. Весной к нам прилетают птицы из теплых стран. | |||
Беседа о любимом времени года. | Какое время года ты знаешь? | Я знаю осень, зиму, весну и лето. | ||
Какое время года ты больше любишь? | Я люблю лето. | |||
Почему? | Летом жарко, можно легко одеваться, летом можно купаться в пруду, строить замки из песка, загорать. | |||
IX. «Моя страна, мой город» Беседа взрослого с детьми (включая русскоязычных детей) | Как называется страна, в которой мы живем? | Россия | Продолжать учить детей самостоятельно: | Что делают дети зимой?
|
Как называется столица нашей страны? | Москва | |||
Москва большой город? | Москва самый большой город нашей страны. | |||
Как называется самая главная площадь в Москве? Как называется улица, на которой ты живешь? Расскажи, где ты живешь? | Красная площадь | |||
Составление описательного рассказа «Моя страна, мой город», «Моя улица, мой двор» | Я живу в России. Это очень большая и красивая страна. В нашей стране много лесов, рек и морей. В России дружно живут люди разной национальности. Столица России — Москва. Москва — самый большой город в России. В Москве много красивых площадей и улиц, самая главная площадь Москвы — Красная площадь. На Красной площади в праздники проходят парады и концерты. | Закреплять умение детей учитывать компоненты ситуации общения (появление нового собеседника, неожиданная реплика партнера по диалогу, полилогу).
| ||
Коммуникативная ситуация «Я потерялся», «Я заблудился» | Помогите мне, я потерялся (я заблудился)! | Где ты живешь? | ||
Я живу в России. | В нашей стране очень много красивых городов. Как называется город, в котором ты живешь? | |||
Я живу в Москве (Саратове, Омске, Ставрополе и т. д.). | Это большой город. В этом городе много улиц, площадей, проспектов, переулков. | |||
Разыгрывание аналогичной ситуации с участием нового персонажа «Милиционер». Постепенное включение в ситуацию все новых персонажей (Врач, дворник, продавец соседнего магазина и т. д.). Коммуникативная ситуация «Я ищу дом». Разыгрывание аналогичной ситуации с постепенным включением новых участников ситуации. | Как называется твоя улица? | |||
Я живу на проспекте Мира. | На этом проспекте много домов. Какой номер твоего дома? | |||
Я не знаю. | Рядом с твоим домом есть аптека или магазин? | |||
Рядом с моим домом есть поликлиника. | Я не могу тебе помочь, я не знаю, где твой дом. Пойдем к милиционеру, он поможет нам найти твой дом. | |||
Простите, Вы можете мне помочь? Извините, мне нужна Ваша помощь. | Чем я могу Вам (тебе) помочь? Какая Вам (тебе) нужна помощь? | |||
Пожалуйста, помогите мне найти здесь дом моего друга. | Я Вам (тебе) помогу. | |||
Я ищу улицу Победы, дом 2. | Я могу Вам (тебе) помочь. | |||
Спасибо за помощь. Спасибо! | Эта улица далеко от нас, Вам нужно проехать на метро, потом идти пешком. Извините, но я не знаю, где эта улица. Вам нужно спросить кого-то другого. |
В итоге логопедической работы дети, овладевающие русским (неродным) языком, должны:
I. В объеме, пред
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|