|
|||
Дисциплина «Основы философии». Практическая работа № 4. для группы 1 – 8 - 2. Тема: Философия Средневековья и эпохи Возрождения. I. Задания.. Задание 1.Дисциплина «Основы философии» Практическая работа № 4 для группы 1 – 8 - 2 Тема: Философия Средневековья и эпохи Возрождения Цели: 1. уяснение становления философии Средневековья и эпохи Возрождения; 2. обобщение, закрепление теоретических знаний по теме; 3. развитие умения: выделять главные, существенные признаки изучаемого материала; 4. формирование самостоятельного мышления. Методические указания: 1. Выполнить задания и тренировочный тест. 2. Литература. Можно воспользоваться учебниками колледжа: 1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. – 411 с. 2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 288 с. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 376 с. 4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 304 с. (есть и других лет издания). Дополнительная литература: 1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с. 2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с. 3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с. Можно использовать любое другое учебное пособие по философии. Интернет-источники: 1.Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about 2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/ 3. Портал «Все о философии»: http://intencia.ru
I. Задания. Задание 1. Завершите определение соответствующим понятием: 1). Религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движения и цель определяются божественным промыслом, – _______________ . 2) Средневековая «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, – _______ . 3) Широкое антикатолическое и антифеодальное движение в Европе XVI в., положившее начало протестантизму, – … 4) Система мира, согласно которой неподвижная Земля является центром мироздания (разработана в трудах Аристотеля, Птолемея), – _________________ . 5). Мировоззрение, философское мышление эпохи Возрождения, ставящее в центр внимания и рассуждений человека, его светскую жизнь и деятельность, направленную на достижение счастья в земной жизни, – _________________ . Задание 2. Каков предмет спора «номиналистов» и «реалистов»? Задание 3. Работа с документами: 3.1.Прочитайте отрывок и ответьте на вопрос: что такое время для Августина Блаженного? Согласны ли Вы с его точкой зрения? Свой ответ аргументируйте. «Что же такое время? – вопрошает он. – Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как только хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик». Озадачивают его разные трудности. Прошедшее и будущее не имеют действительного существования, действительно существует только настоящее; настоящее есть только мгновение, а мы можем измерить лишь времена проходящие. Но ведь прошедшее и будущее времена действительно существуют. По видимому, мы введены в явное противоречие. Единственный способ избежать этих противоречий, который может найти Августин, заключается в том, чтобы заявить, что прошедшее и будущее может быть осмыслено только как настоящее: «прошедшее» должно быть отождествлено с воспоминанием, а «будущее» – с ожиданием, причем воспоминание и ожидание являются фактами, относящимися к настоящему. Существует, заявляет Августин, три времени: «настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов и настоящее будущих предметов». «Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память, или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание; а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда». Говорить же, что существует три времени – прошедшее, настоящее и будущее, – значит выражаться не точно».
3.2.О какой науке ведет речь Фома Аквинский в этом отрывке? «Эта наука может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от бога через откровение. Притом же она не следует другим наукам, как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам, подобно тому, как теория архитектуры прибегает к служебным дисциплинам или теория государства прибегает к науке военного дела. И само то обстоятельство, что она все-таки прибегает к ним, проистекает не от ее недостаточности или неполноты, но лишь от недостаточности нашей способности понимания: последнюю легче вести от тех предметов, которые открыты естественному разуму, источнику прочих наук к тем предметам, которые превыше разума и о которых трактует наша наука».
II. Тестовое задание. Выберите один вариант ответа: 1. Один из главных трудов Августина Аврелия называется: А). «Государство» Б). «Государь» В). «Канон исцелений» Г). «Сумма теологии» Д). «О граде Божьем»
2. Средневековые философы, которые считали, что универсалии существуют лишь в абстрактных понятиях: А). реалисты Б). дуалисты В). скептики Г). номиналисты Д). агностики
3. Философское мировоззрение, характерное для философии эпохи Возрождения: А). мифология Б). религия В). космоцентризм Г). антропоцентризм Д). теоцентризм
4. Философское учение «Схоластика» возникло как: А). систематизация трудов «отцов церкви» Б). теологическая разработка идеалов и символов веры В). рациональное упорядочение христианской догматики Г). противостояние античной философии
5. Гуманисты эпохи Возрождения утверждали, что: А). «чудо великое есть человек» Б). «верь, чтобы разуметь» В). «бытие Божие может быть доказано» Г). «теология может взять нечто от философии»
6. Средневековый теоцентризм: А). учение о центре Мироздания Б). Бог как творец и центр бытия мира В). философское учение о мире, данном в ощущениях
7. Кого считают отцом схоластики? А). Фому Аквинского Б). Эриугена В). Филона Г). Августина
8. «Божественный разум – основа природы, познавая природу, человек может познать мудрость Бога, - утверждал: А). Ф.Аквинский Б). Тертуллиан В). Августин
9. Привел логическое доказательство существования Бога: А). Ф.Аквинский Б). Ибн – Сина В). Н.Кузанский
10. Согласно христианскому вероучению, реальностью, определяющей мир, является: А). деятельность человека Б). деятельность Бога В). природа (Космос)
11. «Спасение души – высшая форма деятельности человека», - утверждает философия: А). Средневековья Б). Возрождения В). Античности
12. Автор работы «О круговращении небесных тел»: А). Н.Коперник Б). Аристотель В). Н.Кузанский
13. Человек является высшей ценностью, по утверждению гуманизма, характерного для: А). Средневековья Б). Возрождения В). Античности
14. Гуманистическое мировоззрение утверждает, что человек: А). божье творение Б). свободное существо, творящее самого себя и окружающий мир В). микрокосмос, подчиняющийся Логосу – единому закону
15. Создатель геоцентрической системы: А). Н.Коперник Б). Н.Кузанский В). Пифагор
|
|||
|