Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дисциплина «Основы философии». Практическая работа № 6. для группы 1 – 8 - 2. Тема: Картины мира. Философия природы, общества и человека.. I. Задания. Задание 1.



Дисциплина «Основы философии»

Практическая работа № 6

для группы 1 – 8 - 2

Тема: Картины мира. Философия природы, общества и человека.

Цели:

1. уяснение основ научной, философской и религиозной картин мира;

2. обобщение, закрепление теоретических знаний по теме;

3. развитие умения выделять главные признаки изучаемого материала;

4. формирование самостоятельного мышления.

Методические указания:

1. Выполнить задания и тренировочный тест в тетрадях для практических работ.

2. Литература.

Можно воспользоваться учебниками колледжа:

1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. – 411 с.

2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 288 с.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 376 с.

4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 304 с. (есть и других лет издания).

 

Дополнительная литература:

1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с.

2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с.

3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с.

Можно использовать любое другое учебное пособие по философии.

Интернет-источники:

1.Новая философская энциклопедия:

 https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about

2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/

3. Портал «Все о философии»: http://intencia.ru

I. Задания

Задание 1.

Раскройте содержание следующих понятий:

мышление, объективная истина, культура, цивилизация.

Задание 2.

Завершите определение соответствующим понятием

А). Процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, – …

Б). Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств, применительно к конкретной ситуации, – …

Задание 3.

Установите соответствие:

А). Свойства пространства и времени:

1. 1. Пространство 2. Время А). одномерно Б). трехмерно В). необратимо Г). обратимо Д). сменяемость Е). длительность Ж). конфигурация З). рядоположенность

 

Б).

Эпоха Теория происхождения человека
1. Античность А). результат эволюции природы
2. Средневековье Б). творение Бога
3. Новое время В). микрокосмос

Задание 4.

Работа с документом:

Прочитайте фрагменты текста «Философия неравенства» замечательного русского философа Н. А. Бердяева.

«В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несёт с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешёвой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своём качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведёт к цивилизации. Высшие подъёмы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утончённо культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века…

Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т. п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т. п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие…

Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым... Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У неё нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Всё в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня». 

1). В чем видит разницу между культурой и цивилизацией Н. А. Бердяев?

2). Согласны ли Вы с теми оценками и характеристиками культуры и цивилизации, которые предложены автором?

II. Тест

Выберите один правильный ответ

1. Бытие есть Логос – космический разум – это идея:

А). Средневековья

Б). Античности

В). Нового времени

 

2. В основе бытия лежат материя и ее свойства, по утверждению:

А). марксизма

Б). идеализма

В). религии

 

3. Материя – это вещество (огонь, вода, воздух и т.д.), как считали философы:

А). Античности

Б). Нового времени

В). марксисты

 

4. Источник движения в самой материи, в его противоречивости, по утверждению:

А). диалектики

Б). метафизики

В). религии

 

5. Автор теории относительности:

А). И. Ньютон

Б). А Эйнштейн

В). П.С. Лаплас

 

6. Открыл сложное строение атома:

А). Н. Бор

Б). А. Эйнштейн

В). М. Планк

7. Обнаружил явления радиоактивности:

А). Н. Бор

Б). В. Рентген

В). А. Беккерель

 

8. Основы генетики заложил:

А). Г. Мендель

Б). И. Мичурин

В). Ч. Дарвин

 

9. Бог создал людей, наделив их свободной волей, по утверждению:

А). ислама

Б). христианства

В). буддизма

 

10. Мудрец хочет отказаться от желаний, перейти в состояние нирваны и раствориться во вселенской пустоте, - это положение:

А). ислама

Б). буддизма

В). христианства

 

11. Развитие – такое явление, в результате которого появляется новое, - утверждение:

А). диалектики

Б). метафизики

В). механицизма

 

12. Человек – это саморазвивающаяся, биосоциальная, психофизиологическая система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его рост и развитие. Это положение:

А). Средневековья

Б). Нового времени

В). XX века

 

13. К биологическим параметрам человека относится:

А). его культура (ценности, нормы)

Б). продолжительность жизни

В). вера

 

14. К социальным параметрам человека относится:

А). раса

Б). пол

В). личность

 

 

15. Цель познания:

А). познать сущность явления

Б). определить причину

В). удовлетворить материальные и духовные потребности

 

16. Ш. Монтескье и Л. Мечников считали, что тип общественного устройства зависит от:

А). особенностей географической и природно – климатической среды

Б). деятельности «великих людей»

В). способа производства

 

17. А. Тойнби, английский историк, создал учение о цивилизациях, жизнь которых определяется:

А). действием мировых религий

Б). способом производства

В). моралью, культурой

 

18. К. Ясперс, немецкий философ, предположил, что:

А). развитие человечества зависит от экономики

Б). вера спасет людей

В). человечество ждет экологический апокалипсис

 

19. Понятие «цивилизация» предполагает:

А). конкретный этап общественного развития

Б). наличие религии

В). определенный характер отношений с природой

 

20. Часть жизни общества, включающая в себя знания, нормы, обряды, обычаи, традиции, называется:

А). духовной культурой

Б). материальной культурой

В). цивилизацией (высокий уровень развития материальной деятельности)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.