|
||||||||||||
Дисциплина «Основы философии». Практическая работа № 6. для группы 1 – 8 - 2. Тема: Картины мира. Философия природы, общества и человека.. I. Задания. Задание 1.Дисциплина «Основы философии» Практическая работа № 6 для группы 1 – 8 - 2 Тема: Картины мира. Философия природы, общества и человека. Цели: 1. уяснение основ научной, философской и религиозной картин мира; 2. обобщение, закрепление теоретических знаний по теме; 3. развитие умения выделять главные признаки изучаемого материала; 4. формирование самостоятельного мышления. Методические указания: 1. Выполнить задания и тренировочный тест в тетрадях для практических работ. 2. Литература. Можно воспользоваться учебниками колледжа: 1. Антюшин С.С. Основы философии: Учебное пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М:РАП, 2010. – 411 с. 2. Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. – 288 с. 3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2004. – 376 с. 4. Хрусталёв Ю.М. Основы философии: Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 304 с. (есть и других лет издания).
Дополнительная литература: 1. Философия [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.А.Ан, В.В. Маркин, В.Е. Фомин. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 400 с. 2. Горелов А.А. Основы философии. - М.: Академия, 2014. - 320 с. 3. Философия. Учебник под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 816 с. Можно использовать любое другое учебное пособие по философии. Интернет-источники: 1.Новая философская энциклопедия: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/page/about 2. Интернет-энциклопедия философии: https://www.iep.utm.edu/ 3. Портал «Все о философии»: http://intencia.ru I. Задания Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий: мышление, объективная истина, культура, цивилизация. Задание 2. Завершите определение соответствующим понятием А). Процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, – … Б). Отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств, применительно к конкретной ситуации, – … Задание 3. Установите соответствие: А). Свойства пространства и времени:
Б).
Задание 4. Работа с документом: Прочитайте фрагменты текста «Философия неравенства» замечательного русского философа Н. А. Бердяева. «В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества. И высоким качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество общественности. Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несёт с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешёвой, более доступной, более широко развитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своём качестве, некрасивой, лишенной стиля. Культура переходит в цивилизацию. Демократизация неизбежно ведёт к цивилизации. Высшие подъёмы культуры принадлежат прошлому, а не нашему буржуазно-демократическому веку, который более всего заинтересован уравнительным процессом. В этом плебейском веке натуры творческие и утончённо культурные чувствуют себя более одинокими и непризнанными, чем во все предшествующие века… Культура есть явление глубоко индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и повсюду повторяющееся. Переход от варварства к цивилизации имеет общие признаки у всех народов, и признаки по преимуществу материальные, как, например, употребление железа и т. п. Культура же древних народов на самых начальных ступенях своих очень своеобразна и неповторимо индивидуальна, как культура Египта, Вавилона, Греции и т. п. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудие… Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Культура всегда гордится древностью своего происхождения, неразрывной связью с великим прошлым... Этого нельзя сказать про цивилизацию. Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У неё нет предков. Она не любит могил. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она возникла сегодня или вчера. Всё в ней новенькое, все приспособлено к удобствам сегодняшнего дня». 1). В чем видит разницу между культурой и цивилизацией Н. А. Бердяев? 2). Согласны ли Вы с теми оценками и характеристиками культуры и цивилизации, которые предложены автором? II. Тест Выберите один правильный ответ 1. Бытие есть Логос – космический разум – это идея: А). Средневековья Б). Античности В). Нового времени
2. В основе бытия лежат материя и ее свойства, по утверждению: А). марксизма Б). идеализма В). религии
3. Материя – это вещество (огонь, вода, воздух и т.д.), как считали философы: А). Античности Б). Нового времени В). марксисты
4. Источник движения в самой материи, в его противоречивости, по утверждению: А). диалектики Б). метафизики В). религии
5. Автор теории относительности: А). И. Ньютон Б). А Эйнштейн В). П.С. Лаплас
6. Открыл сложное строение атома: А). Н. Бор Б). А. Эйнштейн В). М. Планк 7. Обнаружил явления радиоактивности: А). Н. Бор Б). В. Рентген В). А. Беккерель
8. Основы генетики заложил: А). Г. Мендель Б). И. Мичурин В). Ч. Дарвин
9. Бог создал людей, наделив их свободной волей, по утверждению: А). ислама Б). христианства В). буддизма
10. Мудрец хочет отказаться от желаний, перейти в состояние нирваны и раствориться во вселенской пустоте, - это положение: А). ислама Б). буддизма В). христианства
11. Развитие – такое явление, в результате которого появляется новое, - утверждение: А). диалектики Б). метафизики В). механицизма
12. Человек – это саморазвивающаяся, биосоциальная, психофизиологическая система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его рост и развитие. Это положение: А). Средневековья Б). Нового времени В). XX века
13. К биологическим параметрам человека относится: А). его культура (ценности, нормы) Б). продолжительность жизни В). вера
14. К социальным параметрам человека относится: А). раса Б). пол В). личность
15. Цель познания: А). познать сущность явления Б). определить причину В). удовлетворить материальные и духовные потребности
16. Ш. Монтескье и Л. Мечников считали, что тип общественного устройства зависит от: А). особенностей географической и природно – климатической среды Б). деятельности «великих людей» В). способа производства
17. А. Тойнби, английский историк, создал учение о цивилизациях, жизнь которых определяется: А). действием мировых религий Б). способом производства В). моралью, культурой
18. К. Ясперс, немецкий философ, предположил, что: А). развитие человечества зависит от экономики Б). вера спасет людей В). человечество ждет экологический апокалипсис
19. Понятие «цивилизация» предполагает: А). конкретный этап общественного развития Б). наличие религии В). определенный характер отношений с природой
20. Часть жизни общества, включающая в себя знания, нормы, обряды, обычаи, традиции, называется: А). духовной культурой Б). материальной культурой В). цивилизацией (высокий уровень развития материальной деятельности)
|
||||||||||||
|