|
|||
Города и агломерацииГорода и агломерации https://optolov.ru/balkon-i-lodzhiya/chto-takoe-aglomeraciya-goroda-i-aglomeracii.html Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства. Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны. К ним относятся: 1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Улицы больших городов оказались каналами, не приспособленными для пропуска современного транспорта. Автомобилизация городов быстро растет. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом продолжает увеличиваться, тогда как скорость движения всех видов индивидуального и общественного транспорта снижается обратно пропорционально. Создалось парадоксальное противоречие между техническими возможностями средств современного транспорта и его фактической скоростью в городах, обычно не превышающей 15-20 км/ч . С ростом городов и отдалением мест расселения от мест приложения труда увеличиваются затраты времени на трудовые поездки. По данным одного из обследований, жители Сретенки в Москве (центр города) затрачивают в 2 раза меньше времени на поездку до места работы, чем жители Юго-Западного района. Эти затраты времени еще больше увеличиваются для жителей отдаленных районов (например, в Москве - Медведкова, Бескудникова, Беляево-Богородского и др.). Фактор растущей «транспортной усталости» характерен для всех больших городов. В больших городах особое распространение получили «маятниковые миграции» - ежедневные поездки людей на работу из загородных районов в город - центр агломерации. В Москву ежедневно приезжают на работу около 700 тыс. человек. По некоторым оценкам, общее число людей, ежедневно участвующих в городах России и СНГ в «маятниковой миграции», составляет десятки миллионов человек - целую «страну на колесах». Суммарные капиталовложения в транспорт больших городов примерно вдвое выше, чем средних. При насыщении этих городов автомобильным транспортом требуются огромные затраты на сверхсложные развязки в нескольких уровнях, скоростные магистрали с многополосным движением. В очень крупных городах сооружения общественного транспорта, обеспечивающего большие пассажиропотоки, например метрополитен, обходятся примерно в 10 раз дороже, чем применение рядовых видов общественного транспорта (автобус, трамвай). Между тем практически все города с населением свыше 1 млн человек нуждаются в метрополитене. В России вслед за московским и петербургским метрополитенами сооружены, строятся или проектируются метрополитены в Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Омске, Казани, Красноярске и др. 2. Удорожание инженерного оборудования. Необычайно разросшиеся большие города и агломерации сталкиваются с нарастающим дефицитом водных ресурсов, огромными трудностями со сбросом сточных вод, большими осложнениями в освоении новых территорий под застройку. Для снабжения крупных городов водой приходится сооружать сложные водопроводные системы и коллекторы канализации большой протяженности, вкладывать значительные средства в инженерную подготовку неблагоприятных для освоения территорий. Стоимость 1 га инженерного оборудования территории в большом городе примерно вдвое выше, чем в среднем, а в крупнейших городах эта разница еще выше. Для снабжения водой Московской агломерации потребовалось регулирование р. Москвы, сооружение канала Волга-Москва и ряда других водохозяйственных сооружений. По некоторым расчетам, в перспективе потребуется сооружение крупных гидротехнических систем для переброски в районы Москвы пресной воды из удаленных источников. 3. Загрязнение воздушного бассейна. В больших городах имеет место чрезвычайно сильное загрязнение воздушного бассейна. Конечно, воздушный бассейн загрязнен и во многих малых городах, где есть промышленные предприятия. Но в больших городах промышленные предприятия окружают жилую застройку почти со всех сторон; при интенсивном насыщении их автомобильным транспортом создается почти сплошной фон загрязнения. Наряду с загрязнением воздушного бассейна у жителей городов появился новый враг - шум. Шум интенсивностью свыше 80-100 децибел превышает допустимые нормы. Однако в городах, в особенности в зоне интенсивного транспортного движения, а тем более вблизи аэродромов, шумовой фон нередко значительно выше. 4. Удаление населения больших городов от природы. Чем больше разрастаются большие города, тем дальше уходит от них природа. Зеленые массивы - «легкие» городов - все дальше отступают под напором жилой и промышленной застройки. Между тем это один из самых неблагоприятных факторов, существенно ухудшающих условия жизни людей в больших городах. Общение людей с природой имеет очень важное значение, хотя все аспекты его психо- и физиологического воздействия на человека еше не до конца изучены. 5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов. Во французской градостроительной и географической литературе появился специальный термин «французская пустыня», обозначающий отвлечение всех жизненных сил страны к Парижской агломерации, вокруг которой малые города в провинциях влачат жалкое существование. Однако парадоксальное расхождение между настойчивым стремлением правительств, ученых и градостроителей ограничить рост больших городов и их фактическим ростом не могло бы иметь места, если бы города не развивались в силу объективных закономерностей, не имели достоинств как форма человеческого расселения. Эффект концентрации в одном месте большого количества людей, которые вместе создают громадный экономический, научный и интеллектуальный потенциал, огромен и в конечном счете стимулирует рост этих городов. Большие города обладают быстро вводимыми в действие ресурсами роста производительных сил. Они имеют наиболее благоприятные условия для кооперирования промышленности, развития науки и высшего образования, для осуществления административных, организационных и распределительных функций, привлекают людей необычайно широким набором услуг, которые могут предоставить в их распоряжение, высоким уровнем культурной жизни. Каким образом при развитии больших городов и городских агломераций можно использовать их преимущества и снивелировать недостатки? В чем значение для решения этой проблемы, имеющей глобальное значение и требующей усилий многих наук (и общества в целом), системных подходов? Мы попытаемся дальше ответить на эти вопросы. Здесь лишь задумаемся над вопросами: насколько справедливо часто высказываемое мнение, что транспортные и экологические проблемы больших городов достигли остроты, препятствующей их дальнейшему развитию? Действительно ли большие города XXI в. менее удобны для жизни людей, чем города прошлого? Исторические источники свидетельствуют, что проблемы транспорта, шума, загрязнения окружающей среды существовали и в прошлом. Приведем ряд примеров. В Риме перегрузка улиц транспортом была столь велика, что Юлий Цезарь был вынужден провести в сенате специальный закон, разрешающий различным видам повозок передвигаться лишь в отведенное для них время суток. Децим Юлий Ювенал в начале II в. н.э. жаловался, что в Риме невозможно уснуть ни днем, ни ночью. Никола Буало в конце XVII в. писал о Париже: «Выспаться в этом городе можно не иначе, как за большие деньги». А.С. Пушкин писал о Петербурге: «А в городе и шум, и пыль, и стук карет». Загрязнение среды в старых и древних городах было также весьма сильным. Палеомедицинские исследования египетских мумий показали, что легкие египтян были засорены мельчайшими частицами песка и копотью масляных светильников. Возможно, что загрязнение среды в Египте 3300 лет назад было большим, чем в его современных городах. В средневековых городах Европы улицы были грязными, а воздух нередко зловонным. В XIV в. канцлер императора Карла IV сообщал, что в Нюрнберге - самом крупном и благоустроенном в то время немецком городе - «на улицах образовалась такая масса грязи, что верховым стало небезопасно ездить». По описанию Н.М. Карамзина, на улицах Парижа «французы умеют чудесным образом ходить по грязи, не грязнясь, мастерски прыгают с камня на камень и прячутся в лавки от скачущих карет...» М.А. Ложье в 1755 г., когда уже были осуществлены парадные ансамбли Лувра, Тюильри и Версаля, писал, что «беспорядок нигде не ощущается более остро и нигде не является более шокирующим, чем в Париже. Центральный район этой столицы почти не изменялся в течение трехсот лет: мы все еще находим там то же количество узких извилистых улиц с мусором и запахом нечистот, в которых встречи с экипажами каждую минуту создают затруднения...». В Лондоне во времена Елизаветы было запрещено топить камины каменным углем и за нарушение этого запрета один человек был казнен: вероятно, это пример наибольшей в истории решительности и жестокости в борьбе за охрану городской среды. Мы привели эти свидетельства, чтобы показать, что острота транспортных и экологических проблем связана не столько с ростом величины городов, сколько с теми социальными, экономическими и техническими средствами, которыми располагает общество для их преодоления; современные крупнейшие города чище, удобнее, благоустроеннее городов Средневековья, хотя много больше их по величине и испытывают воздействие несравненно более мощных источников загрязнения; нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средства решения транспортных и экологических проблем таких городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в одном месте позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.
|
|||
|