Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примечания



Примечания

 

Печатается по беловой рукописи, хранящейся в Библиотеке Академии Наук УССР в Киеве, с исправлениями по другим источникам.

Комедия «Игроки» была напечатана впервые в издании «Сочинения Николая Гоголя», 1842 г., том четвертый, в разделе «Драматические отрывки и отдельные сцены». Весь раздел датировался самим Гоголем периодом с 1832 по 1837 г. Окончательная обработка «Игроков» относится к 1842 г., но начата была пьеса несомненна раньше. Посылая ее Прокоповичу, Гоголь писал 29 августа 1842 г. из Германии: «Посылаемую ныне пиесу «Игроки» всилу собрал. Черновые листы так были уже давно и неразборчиво написаны, что дали мне работу страшную разбирать». Эту первоначальную рукопись «Игроков» Н. С. Тихонравов относил к периоду петербургской жизни Гоголя до 1836 г.

Гоголь много раз касался темы карточной игры в своих произведениях. Карточная игра входит в характеристику Хлестакова в «Ревизоре» и двух чиновников в «Утре делового человека». О подобранной колоде говорится в «Мертвых душах». Ноздрев, подобно Ихареву, трудится над «подбиранием из нескольких десятков дюжин карт одной талии, но самой меткой, на которую можно было бы понадеяться, как на вернейшего друга» (глава X).

«Игроки» были поставлены в Москве 5 февраля 1843 г., в бенефис Щепкина, в один вечер с «Женитьбой», несмотря на совет Гоголя приберечь «Игроков» для следующего бенефиса. Щепкин играл Утешительного; в роли Замухрышкина выступил Пров Садовский. В Петербурге «Игроки» шли позднее, 26 апреля 1843 г. Главные роли исполняли Мартынов (Ихарев), Сосницкий (Утешительный) и П А. Каратыгин (Замухрышкин). Сценический текст был сильно искажен цензурой; уничтожены были все упоминания о «гусарах» и «гусарстве», выброшены были слова Замухрышкина о том, что «взятки берут и те, которые повыше» и т. д.

В Петербурге «Игроки» приняты были холодно, что Белинский объяснял неразвитостью постоянных посетителей Александрийского театра «Это произведение, – писал Белинский, – по своей глубокой истине, по творческой концепции, художественной отделке характеров, по выдержанности в целом и в подробностях не могли иметь никакого смысла и интереса для большей части публики Александрийского театра».

В записной книжке Гоголя 1841—1842 гг. мы находим список карточных терминов, заготовленных, очевидно, для «Игроков». Уже во время печатания пьесы он дополнил ее еще одной карточной фразой, которую сообщил Прокоповичу в письме 26 ноября 1842 г. из Германии: «Руте, решительно руте! Просто карта фоска!» «Эту фразу включи непременно, – писал он. – Она настоящая армейская и в своем роде не без достоинства».

 

Крап – крапинки, отметинки на оборотной стороне карты.

Выжига – чистый металл, выплавленный из золоченой или серебряной вещи.

Партикулярней – образованнее.

Пароле – термин, обозначающий ставку на выигрыш вдвое.

Маз – прибавка к ставке.

Атанде – подождите (франц. attendez); в карточной игре означает остановку для подсчета.

Талия – один оборот колоды, круг игры.

Асикурировать (франц.) – поручиться.

Понтёр – участник игры в банк; тот, кто ставит на карту.

Астрея – богиня справедливости в греческой мифологии (отсюда «астрея» – век первобытного блаженства).

Опекунский совет – управление благотворительных учреждений, принимавшее капиталы на хранение за проценты.

Пароле пе – термин, обозначающий ставку на выигрыш вдвое против «пароле».

Плие – термин, обозначающий загнутую карту (для обозначения своей ставки на данную карту).

Ва-банк – термин, обозначающий ставку на всю сумму, лежащую в «банке».

«Руте, решительно руте! просто карта фоска» – «Руте» – положение, при котором игрок выигрывает подряд несколько карт; «фоска» – простая карта (не фигурная и не туз).

Теремтете – звукоподражательное междометие

«Бурцов, иора, забияка» – цитата из популярного стихотворения Дениса Давыдова, обращенного к гусару Бурцову.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.