|
|||
Расположение точки WiFi должно быть на расстоянии не менее 5 м от рабочего места ученика. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «-Расположение точки WiFi должно быть на расстоянии не менее 5 м от рабочего места ученика. -Использование планшетов для дистанционного обучения в домашних условиях допустимо подростками старше 15 лет (не ранее!). -Для всех возрастных групп до 18 лет необходимо полностью исключить (!!!) использование смартфонов для образовательных целей (чтение, поиск информации) -Для всех возрастных категорий для чтения, выполнения заданий рекомендуется использовать преимущественно обычные книги, тетради. -Детям до 6 лет необходимо полностью исключить использование любой компьютерной техники в образовательных целях в домашних условиях. -Детям в возрасте от 6 до 12 лет рекомендуется минимизировать использование компьютерной техники в образовательных целях в домашних условиях. При необходимости ее использования суммарная продолжительность всех видов экранной деятельности для детей этой возрастной группы не должна превышать 2 часов в день (включая просмотр телевизора). Режим занятий должен строиться по графику «один к трем» для возрастов от 6 до 8 лет (на каждые 10 минут работы 30 минут отдыха) и «один к двум» для возрастов старше 8 и до 12 лет (на каждые 10 минут работы – 20 минут отдыха). -Детям в возрасте от 12 до 18 лет рекомендован следующий режим использования компьютерной техники: «один к двум» для возрастов старше 12 лет и до 15 лет (на каждые 30 минут работы – 60 минут отдыха) и «один к одному» для детей старше 15 лет и до 18 лет (на каждые 45 минут работы – 45 минут отдыха). Суммарная продолжительность всех видов экранной деятельности для детей этой возрастной группы, включая просмотр телевизора, не должна превышать 3,5–4 часов в день. -Не использовать планшеты и смартфоны для образовательных целей вне помещения (в парке, на игровой площадке и подобных местах)». А теперь просто сопоставим эту информацию с рекомендациями Минпросвета школам в рамках дистанта: «Образовательная организация / … / формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут». Чиновники от образования предлагают проводить дистанционно полноценные дни занятий, как будто ученики по-прежнему сидят в школьных аудиториях и в живую общаются с учителем. В соответствии с учебными планами это те же самые 7-8 уроков ежедневно, пусть их продолжительность и сокращена до 30 минут плюс домашние задания. При таком раскладе школьники до 12 лет должны отдыхать по 20-30 минут после каждых 10 минут сидения за мониторами, причем в день у них может быть не более 4 получасовых уроков (при условии регулярных пауз на те же полчаса, разумеется). Детям 12-15 лет потребуется целый час «перемены» после часового занятия, подросткам 15-18 лет – 45 минут отдыха после 45 минут работы. В таких условиях их школьный учебный день растянется на целые сутки! И при этом, заметим, никакого телевизора и компьютера вне учебы детям уже не остается. То есть совершенно очевидно, что соблюдать учебные планы и формировать полноценный график обучения на электронном дистанте просто невозможно. Если конечно, организаторам учебного процесса не плевать на здоровье обучающихся. Не менее важен факт ограничения использования планшетов в образовательном процессе для детей младше 15 лет и использование смартфонов исключительно в качестве средства связи до 18 лет. Обучаться нормально по этим гаджетам невозможно, свидетельствуют ученые Григорьев и Кучма. *** Месяц спустя, в 20-х числах апреля, похожий документ вышел под эгидой Минпросвета – «Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».Под эгидой правительственного органа их разрабатывало ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования». Очень интересно провести сравнительный анализ двух этих работ, тем более, что в обоих случаях угроза здоровью детей от электронных технологий обучения расценивается как очень высокая. Далее приводим наиболее интересные выдержки из «Методических рекомендаций…»от Минпросвета с комментариями редакции (полный документ – см. по ссылке ): «…не существует отработанных и научно обоснованных алгоритмов проведения занятий в течение целого учебного дня в системе онлайн взаимодействия педагога и учащегося, исключающих неблагоприятное влияние на здоровье школьника. На сегодняшний день нет научных исследований, которые подтверждают безопасность полного перевода школьников на ежедневное онлайн-обучение. Многочисленные исследования подтверждают, что бесконтрольная работа на компьютере (взаимодействие с электронным устройством) приводит к выраженному утомлению организма детей, т.к. она связана со зрительным, статическим, умственным и психологическим напряжением. В связи с этим, необходимо строго регламентировать долю онлайн-обучения в структуре дистанционного обучения школьников. Регламентировать необходимо не только непрерывную длительность работы с экраном монитора, но и суммарную ее продолжительность в течение дня и недели (!!!)». Все предельно ясно и четко – нет никакого научного обоснования безопасности проведения целого учебного дня в онлайн-режиме, а значит – родители, согласившиеся на такой формат, и чиновники с банкстерами, форсайтщиками и прочими разработчиками «цифровых платформ» обучения, собирающими наши всевозможные персональные данные – знайте, что вы ставите опасный эксперимент над здоровьем собственных детей. Затем следует тезис про смартфоны, полностью тождественный исследованию Кучмы и Григорьева: «Использование смартфона для онлайн-обучения связано с большими рисками для здоровья детей. Использование смартфона сопровождается воздействием на школьника целого комплекса неблагоприятных факторов (электромагнитное излучение, маленький экран, малый размер символов и изображений, невозможность соблюдения рациональной рабочей позы, сильное напряжение мышц шеи и плечевого пояса и др). Работа на смартфоне приведет к выраженному утомлению школьника и, в конечном итоге, отразится на состоянии его здоровья. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНОВ ДЛЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧЕНО!» Далее приводятся рекомендации по количеству непрерывного, ежедневного и еженедельного времени, которое безопасно проводить школьникам перед экранами мониторов. Здесь авторы, по большому счету, не привносят ничего нового, ссылаясь на старые СанПиНы, разработанные для видеотерминалов на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ), а также на продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором (дополнительно включено в п. 10.18 СанПиН 2.4.2.2821-10 со 2 января 2016 г. изменениями N 3 от 24 ноября 2015 г.). Но даже эти давно не обновлявшиеся стандарты исключают проведение полноценных учебных занятий за экраном монитора в рамках электронного дистанта. Потому что, как пишут сами авторы рекомендаций: «ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ НА ТО, ЧТО РЕГЛАМЕНТИРОВАТЬ НЕОБХОДИМО НЕ ТОЛЬКО НЕПРЕРЫВНУЮ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ С ЭКРАНОМ МОНИТОРА, НО И СУММАРНУЮ ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ И НЕДЕЛИ. Согласно П.4.2. СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» «Оптимальное количество занятий с использованием ПЭВМ в течение учебного дня для обучающихся I - IV классов составляет 1 урок, для обучающихся в V - VIII классах - 2 урока, для обучающихся в IX - XI классах - 3 урока.» Один урок в день за монитором для младших классов, два – для средних, три – для старшеклассников: никакой полноценной электронной школы с таким графиком не построить. Это даже более жесткие выводы, чем в исследовании Кучмы-Григорьева для Минздрава, в котором, напомним, детям от 6-12 лет разрешается проводить перед монитором не более 2 часов в день. В теории это четыре получасовых урока, но опять же – после каждых 10 минут перед монитором необходимы получасовые паузы, что невозможно в рамках стандартного непрерывного учебного дня. Не менее важны и общие выводы и рекомендации из исследования под эгидой Минпросвета: «Недопустимо (!!!) все уроки проводить в форме онлайн-занятий. Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности. Важно обратить особое внимание на то, что необходимо минимизировать или полностью исключить работу, при которой школьник при выполнении заданий должен переписывать их с экрана в тетрадь. Такая деятельность связана с постоянной сменой условий зрительной работы, а значит будет вызывать выраженное зрительное утомление. Кроме того, при выполнении таких заданий сложно поддерживать рациональную рабочую позу, а значит такая работа будет приводить к выраженному и быстрому утомлению школьника». Итак, если обобщить основной посыл рекомендаций, составленных учеными для Минпросвета и Минздрава, мы приходим к однозначному выводу – лимиты времени непрерывного/ежедневного нахождения ученика любого школьного возраста перед монитором компьютера полностью исключают электронный дистант как полноценную форму обучения. Неслучайно в конце работы Институт возрастной физиологии РАО предлагает большое приложение в виде упражнений для глаз и физразгрузки, которые надо проводить регулярно при таком онлайн-«обучении». Но и такая профилактика не спасет, если мы наконец не осознаем – компьютеры, дистанционные и прочие виртуальные технологии даны нам и нашим детям в помощь, как лишняя подпорка в фундаменте дома образования, но превращать ее в фундамент – недопустимо. Именно эти сведения, основанные на серьезных исследованиях, должны сегодня сообщаться гражданам в нашу эпоху «цифровой экономики», и говорить об этом надо с «трибуны» Первого канала, России 1, а не только посредством «Катюши» и других менее широких площадок консервативной и родительской общественности. Надеемся, что опубликованные нами официальные рекомендации дойдут до адресатов на высшем уровне, которые сейчас решают вопрос узаконения электронной формы обучения в рамках ФЗ и иных нормативно-правовых актов, что активно лоббируют министр просвещения Сергей Кравцов и спикер СовФеда Валентина Матвиенко. В завершение материала приводим эксклюзивный комментарий одного из авторов рекомендаций Олега Григорьева: «В наших рекомендациях для детей при работе дома с дистанционным обучением есть совершенно революционные вещи по сравнению со старым СанПиН. Минпросвет, к сожалению, их игнорирует. Зато мы перевели и вывесили их на сайтах Канады, США (в т.ч. на ресурсах Центра здоровья семьи университета Беркли), Германии… Недавно мне прислали из Аргентины перевод в художественном оформлении со своими добавками, это сделали в их телекоммуникационном университете. Очень хорошо, что российской науке есть еще что показать мировому сообществу! Время использования гаджетов и мониторов компьютеров, кстати, у нас согласованно с большими исследованиями под ВОЗ. И это общее экранное время в сутки: т.е. все мониторы, включая телевизор. Мы специально постарались упростить и вогнать рекомендации в короткий текст, чтобы реально было исполнимо хоть что-то. Мне лично очень нравится гигиеническая рекомендация преимущественно использовать книги и тетради – под ней точно подпишутся ВСЕ гигиенисты, радиобиологи и прочие специалисты, в том числе педагоги (любой монитор – источник света, глаз физиологически приспособлен к отраженному свету, глаз – это мозг, вынесенный на поверхность и т.д.). В мире сегодня происходит невероятная поляризация против цифровой секты, поэтому наши рекомендации пришлись очень кстати». Остается пожелать, чтобы эта самая «невероятная поляризация против цифровой секты» наконец стала заметна не только в общественных организациях, научном сообществе и среди отдельных гражданских активистов, но и возобладала в высоких кабинетах нашей власти. Иван Ваганов, РИА Катюша
|
|||
|