|
|||
Разучивание приёма «тремоло» мехом.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Актуальные проблемы штриховой культуры в развитии техники баяниста -исполнителя. Галкин С.А. «Музыка – по выражению Г. Нейгауза, - это искусство звука. Раз музыка – есть звук, то главной заботой, первой и важнейшей обязанностью любого исполнителя является работа над звуком». Одной из основных задач, решаемых в классе баяна, является овладение всем богатством выразительных возможностей инструмента. Для этого требуется большая и целенаправленная работа над приёмами звукоизвлечения, развитием слуховых звукокрасочных представлений и их реализацией на инструменте. Уже в начальный период обучения следует добиваться качественного звучания инструмента, связывая с образным строем исполняемой музыки и закрепляя определённые движения технического аппарата за определённым характером звукоизвлечения. Одной из составляющих работы над звуком (формирование качеств звукового туше) является работа над штрихами. Слово «штрих» - в переводе с немецкого означает «черта». Этот термин часто употребляется в разных значениях, в зависимости от того, в каком виде искусства применяется. В живописи – мазок, в поэзии слово, в музыке – звук, но, несмотря на такое различие, штрихи в различных видах искусства имеют общую характеристику – все они являются результатом (продуктом) действия, а не самим действием. В музыке понятие штриха в последнее время приобрело новое содержание: его границы расширились. Из узкой категории обозначений, употребляемых обычно в технике игры на смычковых инструментах, этот термин стал общемузыкальным. Если проследить историю возникновения и развития понятия штриха, то станет ясно: трактовка штриха на разных инструментах чаще всего соотносилась с изменением характера звука в зависимости от определённого движения руки. Звук – независимо от того, на каком бы инструменте он извлекается, включает в себя три фразы: - основную часть (развитие звука) - окончание (снятие звука) Необходимо иметь в виду, что реальное звучание баяна, достигается в результате непосредственной работы пальцев и меха, причём и способы прикосновения пальцев к клавишам, и ведение меха постоянно дополняют друг друга и о чём следует помнить, находятся во взаимной зависимости с конкретно исполняемой музыкой. Атаке звука, как известно, предшествует сигнал, который даётся нашим сознанием, а результате чего происходят целенаправленные движения игрового аппарата. Существует три основных способа взаимодействия работы пальцев и ведения меха: - артикуляция мехом; - пальцевая артикуляция; - мехо – пальцевая артикуляция. Разнообразие музыкально – художественных задач требует постоянного чередования всех трёх приёмов звукоизвлечения при атаке звука и его окончания. Целесообразно выделить четыре основных способа туше: - нажим; - толчок; - удар; - скольжение (glissando). Toncher (фр.) – трогать, прикасаться, ощупывать, осязать. Способы атаки, ведения, снятия и соединения звуков составляют основу технических приёмов звукоизвлечения, из которых произрастает техника исполнения штрихов. Музыкальное исполнительство включает в себя целый комплекс штрихов и различных приёмов извлечения. Чтобы не смешивать понятия штриха и приёма, следует определить зону проявления штриха в пределах: связная игра – раздельная игра. Иначе говоря, границы штриха простираются от legato (legatissimo) до staccato (staccatissimo). Все штрихи имеют графические обозначения в виде лиг, точек и чёрточек. Штриховые обозначения, указанные композитором, во многом условны и обычно требуют дополнений и уточнений исполнителя, сделанных, разумеется, в соответствии со стилем произведения. От штрихов в немалой степени зависит характер исполнения фразы, её выразительные оттенки. Штрихи, подобранные в соответствии с музыкальным содержанием пьесы, способствуют также и правильному дыханию, артикуляции фразы. Наряду с общими проблемами звукоизвлечения, связанными с объективными законами музыкального искусства существуют и сугубо специфические, присущие лишь данному инструменту. Эти проблемы могут быть рассмотрены только в единстве с другими исполнительскими задачами, в тесной связи с техникой, и с художественным образом. Работа по формированию основ звукоизвлечения, при правильной организации игрового аппарата, овладении приёмами и штрихами, требует постоянного внимания а процессе обучения игре на инструменте как со стороны педагога, так и в равной степени, и со стороны учащегося. Современная музыкальная педагогика обладает достаточным объёмом подходов, систем, способов, методов и приёмов активации творческой деятельности ребёнка, воспитания их музыкальной культуры. Наиболее эффективными методами музыкального развития детей младшего школьного возраста являются методы: - яркого контраста, сравнения, сопоставления. - моделирование творческого процесса; - освоение шумовой, звуковой, музыкальной реальности; - пластического, графического, мелодичного, ритмического тембрового фантазирования. Особое значение на уроках необходимо придавать наглядным средствам. Учащийся воспринимает и эмоционально переживает музыкальное произведение, но и стремится сопоставить его с чем – то реальным. К наглядным средствам, активизирующим процесс самовыражения детей педагоги относят картины, рисунки, схемы, знаки, символы, диафильмы, кино, телевидение. В последние годы активно разрабатывается система освоения музыки в знаках, символах, образах. Бессознательные процессы оказывают значительное влияние на процесс запоминания, активизируют творческий потенциал ученика, его музыкальные способности. Разработанная знаково – символическая система, которая включает в себя такие наглядные средства, как таблицы, схемы, благодаря своей наглядности и доступности способствует углубленному и осознанному пониманию и воспроизведению изучаемого музыкального материала. Большую роль в формировании культуры звука у учащихся играют: прослушивание записей мастеров, посещение концертов, а также совместное музицирование педагога с учеником. Очень важно научить ребёнка любить инструмент. Как говорил А. Гольденвейзер: «Для каждого исполнителя самое главное – любить свой инструмент, знать все таящие в нем возможности и уметь использовать их наилучшим образом». Каждое занятие целесообразно начинать с исполнения гамм, арпеджио и аккордов различными штрихами :non legato ,legato ,staccato. Цель:активизировать слуховой контроль и внимание ученика, развивать ощущение свободы, добиться исполнения мягкого, пропетого штриха legato и как контраст чёткого, лёгкого исполнения штриха staccato . Важно развивать образно- ассоциативное мышление учащегося. Например предложить игру «Волшебные штрихи» - найти на художественной картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка» линии, штрихи, соответствующие музыкальным штрихам. Методические указания: преподавателю необходимо обратить внимание на свободные, раскованные движения, выразительные жесты ученика. Цель: добиваться хорошей, чёткой артикуляции пальцев. Методические указания: преподавателю необходимо обратить внимание на сохранение единой ритмической пульсации при игре различными штрихами. Разучивание приёма «тремоло» мехом. Цель: добиться правильного исполнения приёма «тремоло» мехом. Описание: ученик перед исполнением данного приёма показывает упражнение без инструмента, затем выполняет приём в медленном темпе. Методические указания: 1) для хорошего рефлекторного отскока – это главная задача баяниста при овладении меховыми приёмами, рекомендуется упражнение «дирижерский жест» ( на счёт раз). 2) затем необходимо упражняться без работы пальцев на клавиатуре, беззвучно. Это даёт возможность лучше сосредоточиться на работе левой руки. Играя приём «тремоло» мехом необходимо тщательно контролировать все движения.
|
|||
|