Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Домашние задания. Задание 1.



Домашние задания

Задание 1.

Проанализируйте различные определения понятия «обучение», встречающиеся в психолого-педагогической литературе, и ответьте на поставленные вопросы:

Что обеспечивает учитель в процессе обучения?

Что говорится о деятельности ученика в процессе обучения?

Каковы психологические составляющие обучения?

Что нового привнесено в определение обучения в ФЗ «Об образовании»?

1. «Обучение представляет собой систему организации и способы передачи индивиду общественно выработанного опыта (в школьном обучении принято различать преподавание – то, что делает учитель, и учение—то, что делает ученик)» (Давыдов В. В., Маркова А. К.).

2. «Обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида» (Лернер И. Я.).

3. «Обучение – социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях, которые „откристаллизованы“ общественно-историческим опытом и потому существуют объективно, т. е. независимо от учения» (Якиманская И. С.).

4. «…обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества».

5. «…обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или другой конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности».

6. «Обучение… означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных условиях семьи, школы, вуза, сообщества» (Зимняя И. А.).

7. «Обучение – это специально организованный в определенных учебных заведениях процесс взаимодействия взрослых – учителей и учащихся, направленный на овладение последними определенной суммой знаний, умений, навыков, действий и привычек поведения» (Фридман Л. М.).

8. «Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей» (Педагогика).

9. «…обучение предполагает совместную учебную деятельность учащихся и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире – жизненного опыта учителя к учащемуся» (Немов Р. С.).

10. «Обучением принято считать научение, лишенное случайности и стихийности. Это целенаправленный, планомерный, организованный, систематический процесс передачи и усвоения знаний и новых способов деятельности» (Психология / Под ред. Б. А. Сосновского).

11. Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни (Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Что характерно для большинства определений понятия «обучение»?

Задание 2. Гуманистический подход в воспитании требует от педагога проявления эмпатийного понимания ребёнка, позитивного отношения к нему, искренности в общении с ним. Ответьте на вопрос: «С помощью каких действий и средств педагог может реализовать эти установки?»

Задание 3. Дано описание ряда ситуаций. Определите некоторые психологические причины снижения учебной мотивации, порождающие школьные трудности. Проанализируйте виды и эффективность, оказанной помощи обучающимся, со стороны педагогов и родителей. Предложите пути оказания помощи по изменению ситуации.

Ситуация 1. Саша (11 лет) со слов мамы: «У нас одна проблема – не получается русский язык, из–за этого нет охоты ходить в школу, нет охоты делать уроки. У него так много двоек по языку, что просто оторопь берет. Учительница оставляет его часто после уроков, я с ним занимаюсь – заставляю писать диктанты, но дело не движется. По математике он хорошо идет – даже учительница хвалит…»

Ситуация 2. Вика (12 лет) «Дочь меня совсем не слушается, считает себя взрослой, а сама не сядет делать уроки пока ей не напомнишь. Утром в школу даже по будильнику не встает, если не разбудить…. Съехала на «3», стала школу пропускать. На замечания учителей – дерзит, огрызается. Знаете, мне стыдно, я в этой школе сама работаю, сама педагог, а к ней подхода не могу найти…».

Ситуация 4. Катя (11 лет) «Жуткая девочка. В школу ходить не хочет, закрывается в своей комнате и сидит там. Учится, если учится, нормально; троек почти нет, Мы уж ее и ругаем и наказываем. Отец даже порол несколько раз. Учительница даже заметила ее на мелком воровстве, стянула у нее что-то прямо со стола и ребятам отдала. Она ее стыдила, но Катя продолжала воровать. Катерина это пережила, в школу ходить не отказывалась, а тут вот уже полгода ее выгоняю или провожаю в школу. Как нам ее заставить ходить в школу? Помогите».

Ситуация 5. Лева (12 лет) «Обычно уроки не прогуливает, но на уроках не слушает объяснения учителя. В классе слывет клоуном, срывает уроки, бездельничает. Задания учителей никогда не выполняет, с контрольных работ уходит – говорит: «что толку сидеть - все равно будет «2». Дома смотрит телевизор, играет в компьютер. Если запрещаем играть в компьютер, уходит на улицу или к друзьям»

Ситуация 6. Максим (14 лет) «Хорошо закончил начальную школу. Учительница отзывалась о нем, как об очень способном мальчике, который учится ниже своих возможностей. Обладает замечательной памятью. Мы рано перестали его контролировать, так как сам справлялся. С ребятами отношения всегда были нормальные, его не обижали. За последние два года съехал на «2», я и в школу ходила не раз, и на уроках сидела, толку никакого. Заявил, что в школу больше ходить не будет, так как там ему не интересно, а будет искать работу».

Задание 4.Опишите 3 любых ситуации, которые демонстрировали бы ошибочный подход к воспитанию. Укажите, в чем заключались ошибки, к каким последствиям они могут привести? Что бы вы посоветовали изменить?

Задание 5. Прочитайте литературные художественные произведения, перечисленные ниже. Проведите психологический анализ представленных подходов к воспитанию с точки зрения целей и принципов воспитания, особенностей взаимодействий и взаимоотношений субъектов, методов воспитания, результатов воспитания. В чем заключается воспитательный потенциал художественной литературы?

Литературные произведении для изучения:

Барто А. Медвежонок-невежа. Сказка для маленьких и больших.

Симонов К.М. Сын артиллериста.

Лесков Н.С. Неразменный рубль.

Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. Сражение у чистой речки.

Задание 6. Законспектируйте на выбор 3 статьи по вопросам изучаемой темы (Тема 3.2. Психологические основы обучения и воспитания).

Рекомендуемая литература:

1. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.В. Щепелина. – СПб.: Питер, 206. – 412 с..

2. Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество. 1999. – 545 с.

3. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.

Задание 7. К Роджерс: «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем»:

1. Умею ли я входить во внутренний мир человека, который учится и взрослеет? Смог ли бы я отнестись к этому миру без предрассудков, без предвзятых оценок?

2. Умею ли я позволить самому себе быть личностью и строить открытые, эмоционально насыщенные, не ролевые взаимоотношения с моими учениками, отношения, в которых все участники учатся? Хватает ли у меня на это мужества?

3. Сумею ли я обнаружить интересы каждого в моем классе и смогу ли позволить ему или ей следовать этим индивидуальным интересам, куда бы они ни вели?

4. Смогу ли я помочь ученикам сохранить живой интерес, любопытство по отношению к самим себе, к миру, который их окружает?

5. В достаточной ли степени я сам – творческий человек, который сможет стимулировать любознательность учеников?

6. Смог ли бы я принять тех творческих детей, которые так часто выглядят беспокойными и не отвечают принятым стандартам в поведении?

7. Смог ли бы я помочь ребенку расти целостным человеком, чувства которого порождают идеи, а идеи – чувства?

Прокомментируйте каждый вопрос. 1) На какое качество, особенность взаимоотношений учителя и учащихся указано в вопросе? 2) Действительно ли педагогу важно проявлять каждое указанное качество в отношениях со своими учениками, воспитанниками? Аргументируйте свои ответы.

Задание 8. Педагогической психологией доказано, что большое значение для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя позиция по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимоотношениях с ними. Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителе писал: «У каждого человека связана с учителями масса воспоминаний. И у меня их тоже множество, тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: «Самый памятный день в школе». Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость.

Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:

— Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горящей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.

Я сказал, что написал правду.

Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку – за, так сказать, «безыдейное» содержание.

Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что моя радость выглядела странной. Но ведь это были мои детские ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаевна знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой и развиваться свободно, даже помогала этому. Я по сей день дружу с дорогой Евгенией Николаевной».

Какими педагогическими мотивами руководствовалась учительница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В. Розова? Какие психологические особенности детского мировоззрения увидела учительница в откровении» учащихся по случаю пожара школы? Докажите, что педагогический такт в общении с учащимися является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.

Задание 9. Проанализируйте ситуацию с точки зрения психологии общения.

Машина мама пришла в школу узнать, как учится и ведёт себя её дочь. Только она успела переступить порог учительской, как на неё обрушивается то один, то другой учитель:

– Ваша дочь - законченная лентяйка.

– А, Машина мама, наконец-то… Хорошо, что пришли, я уж сама собиралась вас вызвать: болтает ваша дочка на уроках, никакого сладу с ней нет…

Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берёт маму под руку и уводит в укромный уголок. И вот они уже разговаривают о чём-то шепотом. Классная руководительница обязательно найдёт что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадёжным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят её в классе, как близко к сердцу она принимает все школьные дела. И только потом разговор пойдёт о двойке за последний диктант, о невыученных уроках по голос Машиной мамы:

- Спасибо, голубушка. Я уж постараюсь, прослежу.

И уходит она из школы не раздражённая, а озабоченная новыми задачами, которые придётся решать вместе с классной руководительницей. (По Т. М. Куриленко.)

Установите, на каких уровнях осуществляется общение, какие функции реализуются. Попробуйте сформулировать некоторые принципы общения педагога с родителями. Опишите приемы, которые могут способствовать установлению и поддержанию психологического контакта, преодолению коммуникативных барьеров и созданию и поддержанию отношений сотрудничества с родителями обучающихся, особенно в случаях, когда учителю необходимо сообщить неприятную для родителей информацию.

Задание 10.Опишите 3 ситуации конфликтного взаимодействия в условиях образовательного процесса. Укажите предмет конфликта. Проанализируйте возможные деструктивные и конструктивные функции, последствия данного конфликта. Оформите анализ в виде таблицы, где конструктивные и деструктивные функции будут структурированы относительно отдельных субъектов конфликтного взаимодействия и групп (класс, педагогический коллектив).

Рекомендуемый источник:

Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: Учеб.для студентов вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 591 с.

Задание 11. Законспектируйте на выбор 3 статьи по вопросам изучаемой темы (Тема 3.3. Психология профессиональной деятельности и личности педагога).

Рекомендуемая литература:

1. Педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носова, О.В. Щепелина. – СПб.: Питер, 206. – 412 с..

2. Хрестоматия по курсу Введение в психологию / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. – М.: Российское психологическое общество. 1999. – 545 с.

3. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. В. В. Мироненко; Под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1987. – 447 с.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.