Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Певцы родной природы



Певцы родной природы

 

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной. И. Левитан Весна. Большая вода.

 

 

Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира. И именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.

В мировой музыкальной литературе есть много произведений, в которых композиторы звуками колоритно отображают природные пейзажи. Одними из лучших образцов среди таких творений смело можно назвать музыкальную картину «Утро», написанную выдающимся норвежским композитором Эдвардом Григом к философской драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт».и цикл «Времена года» русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Певцами родной природы по праву называют Эдварда Грига и Петра Чайковского.

И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

Они оба сочиняли свои произведения на одном языке – музыкальном. Но музыкальная речь каждого из них имеет свои особенности, как узнаваемый штрих в почерке дорогого человека.

Э.Григ о П.Чайковском «Вот мастер, который мне по душе»

П.Чайковский о Э.Григе «Григ сумел сразу и навсегда завоевать русские сердца». Напевна, нежна и выразительна их музыка природы!

Петр Ильич и Эдвард очень тепло отзывались друг о друге. В 1888 году П.И. Чайковский отправился в свое первое европейское турне как композитор и дирижер. В Лейпциге Петр Ильич познакомился с Эдвардом Григом. Эта встреча стала началом искренней дружбы двух великих композиторов. Эдвард Григ и Петр Чайковский очень любили родную природу и отображали это в своих произведениях на музыкальном языке.

"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное ...", - так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.

Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

Для Грига жизнь среди родной природы, с ее величественными скалами, тихими фиордами, была не только отдыхом и удовольствием, но и источником силы, творческого вдохновения. В горах приходят» и сцеление и новая жизненная энергия», в горах «вырастают новые идеи», с гор Григ возвращается «как новый и лучший человек».

Григ очень любил родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

Нежные краски утренней зари и мягкость их переливов, картины пробуждения природы не раз привлекали внимание композитора. «Утро» Грига – чудесный музыкальный пейзаж. В пьесе яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом. Светлая прозрачная мелодия напоминает спокойный пастушеский наигрыш, тем более что ее исполняет флейта. Но дальше она звучит у разных инструментов в разных тональностях, расцвечиваясь самыми разнообразными красками. Пьеса строится на вариантном развитии одной пентатонной мелодии. Звучащая поочередно у флейты и гобоя, она воспринимается как перекличка наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха; «чистые» гармонические краски в сопоставлении друг с другом воспринимаются как краски в живописном пейзаже. При каждом новом повторе наигрыша появляются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. В широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости. Несколькими штрихами Григ в конце пьесы расширяет конкретно – образные к звучанию охотничьих рогов, легкие трели флейт – все это воспринимается, как лесные голоса на фоне тишины, покоя утренней природы. Композитор умело использует регистровые и тембровые краски, приемы звукоизобразительности.

Слушая музыкальную картину «Утро», сразу можно представить 

утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Наступает новый день. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. Можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце. И тебя сразу наполняет радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.

Сам Э. Григ сказал об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.

Музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы.

Музыка П. И. Чайковского необыкновенно прекрасна. Будущий композитор рос в музыкальной семье. Часто в его доме звучала музыка, устраивались музыкальные вечера.

Любуясь красотой природы и стремясь передать свое настроение в музыке, композитор написал пьесы для фортепьяно, которые объединил в альбом и назвал его «Времена года». Чайковский сумел увидеть прекрасное в том, что мы порой не замечаем. Его музыкальные творения помогают нам лучше понять родную природу. Альбом «Времена года» был создан в 1876 году.

Слушая музыку из альбома «Времена года», мы представляем и зимний лес, одетый пушистым снегом, и тихий зимний вечер в уютном доме. После долгого сна начинает пробуждаться природа весной. И вместе с П. Чайковским мы как бы слышим звонкие птичьи трели, щебетание жаворонка, который напоминает нам о приходе весны. Она торопится вступить в свои права, воздух наполнен ее дыханием. Но на смену весне приходит чудесное время года - лето. Деревья принарядились в зеленые наряды. Мы мечтаем, чтобы лето продолжалось подольше, но каждому времени свой черед. П. Чайковский, очень любил осень. Свои осенние впечатления композитор отразил в музыке, которая называется «Осенняя песня». Под эту музыку хочется посидеть в сумерках у окна и под шорох дождевых капель погрустить о промелькнувшем лете. Осень у П. Чайковского грустная, с опадающей листвой, с мелкими каплями холодного дождя. Завершает альбом «Времена года» пьеса последнего месяца - декабря. Она называется «Святки». Слушая ее, мы думаем о новогоднем празднике, о пушистой елке, о желаниях, которые непременно исполнятся. Искренняя любовь П. И. Чайковского к родной природе делает его творения близкими и понятными каждому человеку.

Музыка великих композиторов заставляет задуматься о красивом, она помогает справиться с переживаниями, отвлекает от повседневных проблем, вселяет надежду. Композиторы мечтают о том, чтобы люди, слушая музыку, полюбили природу, полюбили друг друга, чтобы всегда стремились к добру. Но любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, нужно прежде всего научиться ее слушать. Любите и изучайте великое искусство музыки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.