![]()
|
|||
Пеленашка.. Наталия Чеботкова.
Пеленашка. Наталия Чеботкова.
Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка – младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником. Первый раз я эту куколку увидела, наверное, в Музее этнографии. Там у нас есть такая мастерская народных ремесел «Параскева». Вот у них на стенде. А научилась делать ее по книге «Русские обряды и традиции. Народная кукла» авторы Котова И. Н. и Котова А. С. Спб. Изд. «Паритет» 2003 г. Пеленашку клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от сглаза и злых духов. Могла она быть оберегом при родах. И еще одно применение – клали новобрачной на колени, для того чтобы к женщине приходила материнская сила. Думаю, что она как-то связана с богатырством. Привести душу в мир большая задача. Последнее применение я попробовала проверить на себе. Представила, что у меня на коленях лежит пеленашка. (Настоящей под рукой не было.) И вот, интересно! Грудь и живот потяжелели. Я ощутила себя кормящей матерью! Но я рожавшая женщина. Представила себя девушкой. Тут отвечала душа. Возникло чувство нежности и заботы. Но это надо проверять. Думаю, куколка несет в себе образ материнства. Но я хотела поделиться своими открытиями при ее делании.
В изготовлении Пеленашка проста. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Лоскут он такой дли –и-и- ный. Вот вроде этого слова. А ношеная ткань - тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы. Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Кто-то мне говорил, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь. И сейчас мои знакомые парни рассказывали, что видели в бане человека опоясанного таким пояском. Но человек этот сказал, что одевает только в баню от сглаза. Завязывают узел, символизирующий пуп - центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как обрезают пуповину ребенка. Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова. Поразительно сколько умений передается при изготовлении этой простой куколки! Я так и вижу бабушку, которая приговаривает, делая куколку: «А пуповиночку то завяжем, да подождем, чтобы биться перестала. Потом уж отрежем, не коротко. А кончики- то потом уж отсохнут. Да запеленаем. Вот так. Да так. Ну, вот и хорошо. И ладно». И теперь застанут роды в неурочном месте - не растеряется рожаница, всплывут знания, полученные в детстве. Может, конечно, я нафантазировала. J Но это еще не все. Сам процесс изготовления символизирует выделение человека из мира природы. Была бесформенная тряпочка, а стала куколка. Интересно и то состояние, которое возникает при скатывании. Оно близко к состоянию созерцания. Состояние созерцания, как я думаю, это такое внимание спокойное, как бы без мыслей, и думается там образами. Или мысли там текут плавно и вытекают одна за другой. И как-то хорошо решать в нем задачи. Руки там сами делают. А я расширяюсь и просто смотрю. Если оно не возникает, скрутка не получается. То кривится, то разваливается. Думаю, дети при изготовлении скруток, витых поясков получают опыт состояния созерцания, которое необходимо при творении нового. А по тому, какие трудности возникают у ребенка при изготовлении куколки, и как он их преодолевает, можно судить о его характере. Самим способом скатывания передается и длительный труд вынашивания ребенка. А также способ навивания тела пеленашки, как и кукол закруток и столбушек, передает образ слоистого устройства тонких тел человека, и образ постепенного воплощения задуманного дела. Но все это требует более подробного изучения. Так что простая куколка оказывается не такой уж и простой.
|
|||
|