Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Огюст Конт (1798-1857)



 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Самарский государственный экономический университет
Кафедра “социологии и психологии”

 

 

 

Реферат

по дисциплине история социологии

на тему “О.Конт как основатель позитивной социологии”

 

 

Выполнила: Богданова Юлия

студентка 1 курса

группы экономическая социология

Проверил преподаватель: к.с.н. Никитина Б.А.

 

Самара

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………3-4

Глава 1. Огюст Конт как основатель «позитивной» науки об обществе - социологии………………………………………………..7

1.1. Биография Огюста Конта……………………………………….8-11

1.2. Предмет и задачи социологии, ее место в классификации наук………………………………………………………………………..12-14

Глава 2. Социальная статика. Социальная динамика. Закон «трех стадий»……………………………………………………………………....15

2.1. Социальная статика и социальная динамика по Конту…......15-16

2.2. Закон “трех стадий”....................................................................17-21

2.3. Методы социологии…………………………………………….22-24

2.3.Значение социологических идей О. Конта………………........25-26

Заключение………………………………………………………..........27

Список литературы……………………………………………….……28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моего реферата актуальна, потому что становление социологии связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII - начале XIX века. Видные деятели того времени выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить ее от рамок средневекового традиционализма. Данные изменения фиксировалось в структуре философского знания, в котором стали усиливаться позитивные тенденции. Само зарождение позитивизма и социологии было ответом на эти изменения.

Основателем позитивной социологии является Огюст Конт (1798-1857). Именно он ввел термин “социология”. Создав собственную классификацию наук, на ее вершину Конт поместил социологию как наиболее, на его взгляд, важную и сложную науку. Огюст Конт считал социологию самостоятельной наукой, поэтому разграничивал ее от социальной философии, из которой она произошла. Социология, по его мнению, должна была стать точной наукой подобно физике и использовать методы естественных наук, такие, как наблюдение, эксперимент, сравнение и т.д.

Цель работы – рассмотреть предмет и объект социологии О. Конта, понятия социальной статики и динамики, закон «трех стадий», «позитивную» социологию Конта.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать идейные истоки социологии Конта.

2. На основании теоретического анализа «позитивной» социологии Конта систематизировать знания о предмете и объекте социологии Конта.

3. Рассмотреть понятия социальной статики, социальной динамики, закон «трех стадий».

4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Структура работы строилась в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка литературы.

 

           1799-1815          1818               1848-1849

1798                         1812              1830                   1851

 

1798 г. - год рождения Огюста Конта

1799−1815 гг. − Наполеоновские войны

1812 г. - Отечественная война

1818 г.- знакомство с Сен-Симоном

1830 г. – Июльская революция во Франции

1848–1849 гг.− «весна народов»: революции в европейских странах

1851 г. -Государственный переворот во Франции

Огюст Конт (1798-1857)

Огюст Конт (1798-1857)

Огюст Конт имел сильное стремление переделать общество на основе социологии и любовь к Богу заменить на любовь к Человечеству (точнее:к Великому Существу), которое состоит из всех живущих, умерших и еще не родившихся. Смысл новой религии-служение благу человечества, его единству. В 1848 году Огюст Конт создает позитивистское общество и провозглашает себя первосвященником Религии Человечества.

Глава 1. Огюст Конт как основатель «позитивной» науки об обществе - социологии.

1.1. Биография Огюста Конта.

Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений. При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конту уже не суждено было завершить свое образование.[1]

 Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике. В 1817 г. Конт становится секретарем Сен-Симона. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом. В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г.

С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной философии». Во второй половине 40-х годов он обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 — создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества.

В творчестве Конта принято различать три периода. Первый период (1819-1828), почти полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших программных сочинений, «опускулов».В «опускулах» уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы «позитивной политики»; и, наконец, знаменитый «закон трех стадий».

 Второй период (1830-1842) — это период зрелости, когда создавался и издавался шеститомный «Курс позитивной философии» (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения. Огюст Конт в этот период выступает главным образом в роли ученого и в качестве такового придерживается «объективного» метода: он обосновывает включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки как на более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.

 Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851-1854), « П о з и т и в и с т с к и й катехизис» (1852) и «Субъективный синтез» (1856). В это время Конт обосновывает преимущественно «субъективную» точку зрения и «субъективный» метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии «сердце». Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия «позитивная философия», «позитивный дух», «рациональная позитивность», то в это время он уже чаще говорит о «позитивизме» как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов. [2]

На формирование взглядов Конта большое влияние оказали идеи Мон­тескье и Кондорсе о естественно-закономерном развитии человеческого общества. Но особенно плодотворным было его сотрудничество с Сен-Симоном. В историко-социологической литературе на эту тему высказы­ваются различные мнения. Так, Ф. Энгельс отмечал, что Конт все свои ге­ниальные идеи заимствовал у Сен-Симона. Другие авторы, напротив, под­черкивают оригинальность концепции Конта и даже несовместимость его взглядов с основными идеями Сен-Симона.

Воздействие Сен-Симона на творчество его секретаря действительно было существенным, но не прямым, так как многие его идеи получили иную интерпретацию. Сен-Симон был одним из ведущих представителей утопического социализма. Конт же, напротив, придерживался либерально-консервативных убеждений, был сторонником сильного государства, соци­ального порядка, жесткой социальной иерархии и постепенных реформ. Конт не воспринял идей утопического социализма, проповедовал классо­вый мир и категорически защищал частную собственность, чем и объясня­ется холодное отношение к нему Маркса и его последователей.

Творчество Конта совпало с периодом глубоких социальных перемен, которые воспринимались им как всеобщий нравственный, интеллектуаль­ный и социальный кризис. Причины этого кризиса он видел в разрушении традиционных институтов и духовных основ общества, в отсутствии сис­темы верований и взглядов, которые бы отвечали новым общественным потребностям, могли стать идейной основой будущих социальных преобра­зований. Переход общества к новому состоянию, по Кошу, не может про­изойти без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О. Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в «позитивную» науку, которая должна заменить религию и стать основной организующей силой общества.[3]

 

1.2. Предмет и задачи социологии, ее место в классификации наук

Одна из главных теоретических задач, которую О. Конт ставил перед собой, заключалась в создании новой классификации наук, охватывающей все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, биологии, социологии. Основаниями для такой классификации явились, по Конту, два главных условия – догматическое и историческое. «Первое, – писал он, – состоит в расположении наук согласно их последовательной зависимости, так, чтобы каждая опиралась на предыдущую и подготовляла следующую; второе предписывает располагать их сообразно ходу их действительного развития, переходя всегда от более древних к более новым».[4]

 В современных терминах мы назвали бы эти условия историческим фактором (время и последовательность возникновения той или иной науки, возрастающая сложность предмета исследования по мере движения от одной к другой) и логическим фактором (восхождение от абстрактного к конкретному в процессе перехода от математики к астрономии, от последней – к физике и т.д., вплоть до социологии). Кроме того, Конт пишет о характере связи науки с практикой (чем абстрактнее наука, тем меньше она связана с практикой, и наоборот). С учетом этих критериев социология оказывается самой новой, сложной, конкретной и практичной наукой из тех шести, которые охватываются «законом классификации». Конт подчеркивал особую роль социологии по отношению к другим наукам. В приведенной выше классификации она «возвышается» над остальными науками, «законодательствует», потому что определяет «гуманитарную» цель каждой из них. Поскольку, по Конту, социология занимается изучением общества как целого, она относится к нему как социальному организму. Социальный, как следует из его трактовки, означает общественный, коллективный. Отсюда вытекает, что все, связанное с индивидом, автоматически исключается из сферы интересов социологии и становится объектом внимания биологии. Так, из контовской социологии «исчез» индивид как субъект социального действия, реальный источник общественной активности. Строго говоря, он даже не исчез, поскольку вообще не появлялся и не рассматривался автором самостоятельно, изолированно от общества, изначально не составляя особого предмета исследования. По существу можно говорить об антииндивидуализме всего «позитивного учения» французского социолога. Чем была вызвана у французского мыслителя необходимость конституирования новой науки? Ответ на этот вопрос может быть получен с учетом специфики общественного контекста, в котором жил и работал Конт. Он воспринимал состояние общества, в котором находился, как кризисное. Причем сам этот кризис рассматривался им комплексно – и в социальном, и в нравственном, и в интеллектуальном отношениях. Причин кризиса было несколько, но для Конта главной выступали разрушение старых социальных институтов, норм и связей и несформированность новых. Основным средством преодоления кризиса французский мыслитель считал создание и распространение новой, «позитивной» науки об обществе. Новую позитивную науку об обществе он назвал сначала социальной физикой, а позднее (в 1839 г.) социологией. Введение нового слова, точнее говоря, научного термина автор объяснял не своей приверженностью к неологизмам, а необходимостью создания специальной науки (которой до сих пор, по его мнению, не было) для выявления и описания фундаментальных законов общества. Конт полагал, что с помощью новой позитивной науки об обществе удастся его изменить. Он был убежден, что все социальное устройство и вся его деятельность основаны на общественном мнении. Главный методологический принцип, который использует Конт при изучении мира и общества, – целостный и системный подход. Общество выступает как своего рода организм, социальная система, элементы которой выполняют специфические функции и служат ее требованиям. Социология же призвана открывать законы функционирования и развития этой системы. Однако, говоря о них и пытаясь их формулировать, Конт имеет в виду законы умственного, точнее, духовного и нравственного развития общества, но никак не касается его социально-экономической организации, особенностей труда и производства, профессиональной структуры. [5]

 

 

Глава 2. Социальная статика. Социальная динамика. Закон «трех стадий».

2.1. Социальная статика и социальная динамика по Конту.

Вся социология (до 1839 г. в терминологии О.Конта социальная физика) делилась им на две части – социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, в которой в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальная статика изучает общество в состоянии устойчивого равновесия всех социальных элементов, дает его синхронный срез. Социальная динамика обращается к анализу развития общества. Основной закон социальной статики формулируется Контом как закон социальной гармонии, устанавливающий в качестве естественного состояния социального строя гармонию классов. Конт начинает анализ социальной статики с семьи, рассматривая ее как основную клеточку социального организма. Семья – это то, что находится между обществом и человеком и сближает их. «Только благодаря семейным обязанностям, – писал Конт, – человек изменяет своему первоначальному себялюбию и может надлежащим образом подняться к конечной ступени, к общественности» . Распад семьи будет означать распад общества. Семья, по Конту, выполняет самые важные функции в обществе: сохраняет культурное наследие, устанавливает эмоциональные и моральные связи между людьми, определяет баланс, равновесие между устремлениями разных поколений. Поскольку семья – это первичная, складывающаяся на основе чувств, их силе форма объединения людей, именно из нее вырастают другие формы объединения людей – племена, народы и т.д. Интересно отметить, что французский социолог не рассматривал экономическую функцию семьи, которая в его времена играла значительную роль. Впрочем, здесь нет ничего удивительного, если учесть, что экономическая жизнь общества, начиная с производства, по существу не затрагивала его научных и личных интересов. Что волновало Конта, так это, прежде всего, проблемы морального характера, в том числе применительно к семье. Все рассуждения Конта о семье, и особенно о женщине, окрашены в архаичные и консервативные тона. Он оправдывает неравенство между мужчиной и женщиной, доказывает, что женщина в интеллектуальном отношении слабее мужчины; вместе с тем, она являет собой силу любви, значащую гораздо больше, чем тщеславное превосходство разума. Прекрасна формула, выдвинутая Контом: «Пресыщает любая деятельность и даже мысль, но никогда не пресыщает любовь». Социальная динамика характеризовала развитие мысли, духа и общества в рамках трех последовательно сменяющих друг друга фаз (стадий, состояний). Первую главу своей книги «Дух позитивной философии» Конт назвал «Закон интеллектуальной эволюции человечества, или Закон трех стадий», и начинает он ее следующим образом: «Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, последовательно, через три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями – теологическая, метафизическая и научная…». По утверждению О. Конта, эти стадии проходят в своем развитии, возвышаясь от низшей к высшей, как через индивидуальное человеческое сознание, так и сознание всего человечества (имеются в виду его история и культура). [6]

 

 

2.2. Закон “трех стадий”.

Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий»,или «трех состояний», который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии.[7]

“Согласно моей основной доктрине, все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые должны неизбежно пройти, последовательно три различные теоретические стадии, которые смогут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями — теологическая метафизическая и научная, — по крайней мере для тех которые хорошо поймут их истинный общий смысл.

Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношениях, должна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая — представляет собой в действительности только видоизменение разрушительного характера, имеющее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным.”[8]

Закон трех стадий является ключевым в социальной концепции Конта. Первая стадия - теологическая. Она включает в себя язычество, античность и раннее средневековье, а также последующее развитие европейской цивилизации.

“В их первоначальном проявлении, неминуемо теологическом, все наши умозрения сами собой выражают характерное предпочтение наиболее неразрешимым вопросам, наиболее недоступным всякому исчерпывающему исследованию предметам. В силу контраста, который в наше время должен с первого взгляда казаться необъяснимым, но который, в действительности, был тогда в полной гармонии с истинно младенческим состоянием нашего ума, человеческий разум в то время, когда он еще не способен разрешать простейшие научные проблемы, жадно и почти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные основные причиныразличных поражающих его явлений и основной способ их возникновения, — словом, стремится к абсолютному знанию. Эта примитивная потребность естественно удовлетворяется, насколько этого требует такое состояние, и даже насколько она действительно могла бы когда-либо удовлетворяться благодаря нашему извечному стремлению облекать все в человеческие образы, уподобляя всякие наблюдаемые нами явления тем, которые мы сами производим и которые в силу этого начинают нам казаться, вследствие сопровождающей их непосредственной интуиции, достаточно известными. Для того, чтобы лучше понять чисто теологический дух, являющийся результатом все более и более систематического развития этого первобытного состояния, не нужно ограничиваться рассмотрением его в последнем фазисе, заканчивающемся на наших глазах у наиболее передовых народов, но представляющемся далеко не наиболее характерным — необходимо бросить истинно философский взгляд на весь его естественный ход, дабы оценить его основное тождество во всех последовательно свойственных ему трех главных формах.”[9]

Теологическая, или фиктивная, стадия делится в свою очередь на три периода: фетишизм, наблюдающий жизнь во внешних объектах, в них люди и находят своих богов (период язычества); политеизм, "фиктивные сущности" наделялись жизнью, здесь существовал поэтический взгляд на мир и делался упор на искусство (Древняя Греция, Рим); монотеизм, в Европе - это христианство (1300-1800 гг.), переходный период - разрушение старых верований, формирование социального порядка, реформация, просвещение, революция, негативная критическая философия привели к упадку всех авторитетов власти правящих классов и религии.[10]

“Как ни кратки должны быть здесь общие объяснения о временном характере и подготовительном назначении единственной философии, действительно соответствующей младенческому состоянию человечества, — они могут легко дать понять, что этот первоначальный образ мышления резко отличается во всех отношениях от того направления ума, которое, как мы увидим, отвечает зрелому состоянию человеческой мысли и что это различие слишком глубоко для того, чтобы постепенный переход от одного метода к другому мог впервые совершиться, как у индивида, так и у целого рода, без возрастающей помощи посредствующей философии, по существу ограниченной этой временной функцией. Таково специальное участие собственно метафизической стадии в основной эволюции нашего ума, который, не терпя резких изменений, может таким образом подниматься почти незаметно от чисто теологического до открыто позитивного состояния, хотя это двусмысленное положение по существу приближается гораздо более к первому, чем ко второму. Господствующие умозрения сохранили на этой стадии существенный характер направления, свойственного абсолютным знаниям, только выводы подвергаются здесь значительному преобразованию, способному более облегчить развитие положительных понятий.

В самом деле, метафизика пытается, как и теология, объяснять внутреннюю природу существ, начало и назначение всех вещей, основной способ образования всех явлений, но вместо того, чтобы прибегать к помощи сверхъестественных факторов, она их все более и более заменяет сущностями (entités) или олицетворенными абстракциями, поистине характерное для нее употребление которых позволяло часто называть ее именем онтологии. Теперь очень легко наблюдать это способ философствования, который, оставаясь еще преобладающим в области наиболее сложных явлений, дает ежедневно, даже в наиболее простых и наименее отсталых теориях, столько заметных следов его долгого господства.”[11]

Вторая стадия - метафизическая - начинается с XIX века. Европейские революции освободили индивида и подавленные классы, но не создали учение, которое смогло бы объединить умы и "метафизический дух", родившийся в этот период и породивший философские сомнения, нравственную низость, политический беспорядок.

Третья, высшая стадия, - позитивная. На этом этапе промышленная система заменяет военную. Использование научных открытий для блага всего человечества гарантирует гармоничное развитие всем элементам жизни. Достигается победа альтруизма над эгоизмом, происходит рост социальных чувств, идет быстрое развитие материальной культуры, что обеспечит более легкую и приятную жизнь для всех, справедливость и мир.[12]

Конт подчеркивал, что закону трех стадий подчинены “все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые”: религия, политическое и правовое сознание, все науки и философия. Таким образом, указанные стадии имеются в развитии как отдельного человека, так и всего человечества. Они сменяют друг друга в определенной необходимости. [13]

Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой — познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов — условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения — ее предназначение. [14]

 

 

2.3. Методы социологии.

Основным методом исследования в социологии Конт считал наблюдение социальных фактов. При этом под ними понималось, прежде всего, наблюдаемое физическое поведение людей. Именно социальное наблюдение должно было поставить социологию в ранг науки, придать анализируемому материалу характер объективности – точно так, как это имело место в физике. Не будем забывать, что социология субъективно оставалась для Конта всю жизнь социальной физикой, т.е. наукой, основанной на естественно-научном способе изучения фактов. Другое дело, что в реальности он не сумел воплотить в социологии естественно-научный тип (способ) получения знания. Но здесь мы имеем дело с противоречием или, как утверждают некоторые исследователи, парадоксом контовской социологии.[15]

Чтобы быть надежным источником получения знаний, наблюдение социальных фактов должно опираться на законченную теорию (у Конта это позитивная философия), иначе есть риск запутаться в их бесконечном многообразии. Это – первое условие эффективности применения метода наблюдения. Второе условие заключается в том, что социальное наблюдение предполагает четкое разделение его субъекта и объекта. По Конту, в социологии возможно наблюдение только «со стороны» (подобно тому, какое существует в науках о природе). Метод «включенного наблюдения», который в эмпирической социологии ХХ в. стал одним из популярных, Конту был неизвестен. Зато он признавал большое значение, и это следует особо подчеркнуть, косвенного наблюдения, состоявшего в описании нравов, обычаев, традиций изучаемых народов. Третье условие эффективности социального наблюдения, согласно учению Конта, определяется необходимостью преодоления иллюзии легкости наблюдения в социологии, поскольку исследователь является как бы сам участником событий. Основатель социологии считает, что «наблюдатель» должен уметь уходить от давления личного и группового интереса, не поддаваться ему, равно как и влиянию определенных предрассудков. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент – наблюдение за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Он различал непосредственный и опосредованный эксперимент. Чаще всего, по его мнению, применяется последний, выступающий как наблюдение за переменами, кризисами, патологическими отклонениями в обществе, наконец, за резкими социальными потрясениями. Такое наблюдение (опосредованный эксперимент) помогает лучше понять нормальное состояние общества. Что касается непосредственного эксперимента, то возможности его ограничены ввиду сложности осуществления контроля и искусственного изменения социальных факторов. Третий метод в социологии, о котором Конт много писал, – сравнительный, состоящий в сопоставлении жизни народов и деятельности государств. Социолог говорит о трех основных видах сравнений: а) сравнение нравственных и интеллектуальных факторов, оказывающих влияние на жизнь обществ, народов и государств; б) сравнение различных обществ, сосуществующих синхронно, но не влияющих друг на друга, что позволяет обнаружить общее в развитии различных народов; в) сравнение различных состояний одного и того же общества, социального положения различных классов и групп – для того, чтобы выявить определенные этапы развития этого общества. Отсюда следует интерес Конта к еще одному, четвертому методу – историческому. Именно этот метод способен, по его мнению, поднять науку до уровня позитивной. Задача исторического метода состоит в том, чтобы сравнить последовательные состояния общества с учетом связи прошлого, настоящего и будущего. Исторический метод направлен на выявление тенденций и закономерностей развития общества. В связи с рассмотрением методов в социологии важным положением учения Конта стало требование строгой эмпирической проверки социальных фактов. При этом, как считает социолог, следует руководствоваться тремя основными принципами социологии – эмпиризмом, позитивизмом и физикализмом. «Эмпиризм, – писал Конт, – означает, что единственным источником истинной науки о мире является опыт. Позитивизм – что предметом его являются только факты… Физикализм – … что самыми совершенными понятиями являются те, которые создала физика, и что к ним можно и нужно сводить все научное значение».[16]

 

2.4. Значение социологических идей О.Конта

 Исторически первое направление в социологии (выражаясь современными терминами, первая парадигма) – позитивизм – был определен Контом в философском (онтологическом и эпистемологическом), социологическом, этическом, политическом срезах. Развитие социологической науки в ХIХ и частично в ХХ в. находилось под довольно сильным влиянием позитивизма. Основным результатом этого влияния было стремление развивать социологию по пути естественно-научного знания. Переоценить роль идей Конта и его вклад в этом отношении невозможно. Французский социолог обосновывал идею строгого отбора социальных фактов для осмысления общественной реальности и постоянно стремился к этому сам. Это был тот путь, который он использовал, чтобы таким образом показать, как следует анализировать общество, преодолевая спекулятивно-умозрительный подход к нему. Здесь следует сказать о взглядах Конта на общество как на органическое целое, о его функциональном анализе, о доказательстве стабильности, социальной интеграции и присущей этому организму постоянно реализующейся идее развития. Значение социологической концепции Конта определяется его многочисленными попытками найти критерии общественного порядка и социального прогресса в самом обществе, не выходя за его пределы. В последующем мировая социология, после некоторых колебаний и стремления искать ключ к развитию общества за его границами, в конце концов, избрала в качестве магистрального путь, предложенный Контом. Наряду со значительными достижениями, сильным влиянием Конта на последующее развитие социологической мысли как в ХIХ, так и в ХХ–XXI вв., в его социологии содержалось немало консервативного, противоречивого и утопического. Именно такой характер имел общественный идеал Конта, оказавшийся тесно связанным в последние годы жизни с религиозными исканиями социолога. [17]

 

 

Заключение

Подводя итог своей работы можно сделать следующие выводы.

Значение личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том, что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал модель новой науки.

Конт внес серьезный вклад в формирование онтологических парадигм социологического знания, т. е. ключевых представлений о социальной реальности. Он доказывал ставший парадигмальным тезис о том, что социальная реальность - часть всеобщей системы мироздания.

Он одним из первых разрабатывал такие парадигмальные понятия, как «социальный организм» и «социальная система». Конт сформулировал эволюционистскую парадигму, доказывая, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии. Он обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, которое впоследствии продолжили и развили другие социологи. Он был родоначальником одной из главных социологических традиций-традиций исследования социальной солидарности.

Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцев и последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая впоследствии утвердилась, как социология.

 

Список литературы

1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Ун-т, разд. Годы изд. 2007

2. Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004

3. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000.

4. Р.Арон «Этапы развития социологической мысли»

5. Родоначальники позитивизма. СПб., 1910.

6.  Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

7. Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910.

8. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000

9. История социологии. Под ред. Елсукова и др. Минск, 1993.

 

 


[1] Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004. С.20

[2] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Ун-т, разд. Годы изд. 2007. С. 69,70, 72-74

 

[3] История социологии. Под ред. Елсукова и др. Минск, 1993 и др. изд.

[4] Конт О. Дух позитивной философии // Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996. С. 85

[5] Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004. С.22-23

[6] Зборовский Г.Е. История социологии. М.: Гардарики, 2004. С.24

[7] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Ун-т, разд. Годы изд. 2007. С.78

[8] Конт О. Дух позитивной философии // Западно-европейская социология ХIХ века: Тексты. М., 1996.

[9] Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910

[10] Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С.38-39

[11] Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910

[12] Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С.38-39

[13] Конт О. Дух позитивной философии. — СПб., 1910. — § 2.

[14] Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Ун-т, разд. Годы изд. 2007. С.79

 

[15]  Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Зап



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.