|
|||
ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ 13.04.2020ДИСТАНЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ 13.04.2020 Тема: «Основы рационального природопользования» Блок мотивации и целеполагания На уроке мы расширим и углубим представления о целостности экологических систем, сформируем понятие о рациональном природопользовании. Информационно-инструктивный блок Посмотреть познавательный ролик о главных экологических проблемах планеты https://www.youtube.com/watch?v=2vF1Jk8Kev0 Прочтите дополнительный материал и выполните задание. Вы прекрасно знаете, что взаимоотношения живых организмов и внешней среды (а живые организмы и внешняя среда и есть природа) изучает наука экология. И, наверное, знакомы с таким понятием, как экологический кризис. Можете сформулировать? Говорят, что экологический кризис — это особый тип экологической ситуации, когда среда обитания одного из видов или популяции изменяется так, что ставит под сомнение его дальнейшее существование. В истории человечества, и вы должны помнить об этом, было несколько экологических кризисов. Кризис консументов, когда человек уничтожил практически всех промысловых животных, но выжил. Наши предки совершили сельскохозяйственную революцию – переход к производящему хозяйству и получили достаточное количество пищи для себя и корма для домашних животных.
Ч Численность популяций людей на планете стала стремительно увеличиваться. И наступил второй кризис. Посевных площадей стало не хватать, соответственно, не хватало на всех и урожая. Наступил кризис продуцентов. На этот раз человечество выкрутилось, совершив промышленную революцию. Первые механизмы для обработки почвы, первые удобрения, новые сорта сельскохозяйственных растений и породы животных отодвинули следующий экологический кризис примерно на 10 000 лет. Но он всё-таки наступил. На этот раз уже кризис редуцентов. Многочисленные сельскохозяйственные и промышленные производства начали оставлять после себя столько отходов, что природа не справлялась с их переработкой и возникла реальная угроза существованию как человека в частности, так и биосферы в целом. В этот кризис редуцентов мы с вами и живём. И как бы пафосно это не звучало, именно от нас зависит, выберемся ли мы из него и не посрамим ли предков, которые в своё время со своими экологическими задачами справлялись. Есть ещё пример с кайманами. В погоне за модной крокодиловой кожей в реках боливийских тропиков их стали уничтожать. В ответ на это в огромных количествах размножилась прожорливая рыба пиранья – основная добыча кайманов. На сегодняшний день пираньи представляют серьёзную угрозу для всех остальных обитателей рек боливийской Амазонки. Экологическое равновесие может нарушаться и по другим причинам. Например, при использовании химикатов для болрьбы с вредителями, как правило, страдают и другие виды. Что также приводит к видовому обеднению биоценоза и нарушению механизмов саморегуляции. В результате резко увеличивается численность более устойчивых видов, которые часто становятся ещё более опасными вредителями. В результате хозяйственной деятельности человека за период с конца XVI до 70-х годов XX века с лица Земли исчезло 109 видов птиц, 64 вида млекопитающих, 20 видов пресмыкающихся, 3 вида земноводных. ЗАДАНИЕ. Ответьте на вопросы: 1.Почему в настоящее время важно формировать новую социальную и экологическую ответственность? 2. Каковы последствия потребительского отношения к природе? 3. Постарайтесь доказать, что проблема рационального использования природных ресурсов имеет важнейшее государственное значение. Сфотографируйте работу и отправьте фото мне в личные сообщения https://vk.com/a.timokhina
|
|||
|