Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Интернет-ресурс



 

1. Введение

 «Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее» (У.Шекспир).

Итак, вперёд - к постижению нового. Чтобы изучить любое ремесло, необходимы азы знаний.

2. Что такое проект? Виды проектов

 Проект– самостоятельная работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

 основная цель проектной деятельности - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться» Леонардо да Винчи.

«Проект – это пять «П»:

1. проблема,

2. проектирование (планирование),

3. поиск информации,

4. продукт (создание проектного продукта),

5. презентация проектного продукта.

Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Особенности проекта:

· прежде всего это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом;

· проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

· результатом проекта является проектный продукт, который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

 

Проблема проекта «Почему?» (это важно для меня лично)
Цель проекта «Зачем?» (мы делаем проект)
Задачи проекта «Что?» (для этого мы делаем)
Методы и способы «Как?» (мы можем это делать)
Результат «Что получится?» (как решение проблемы)

Существует несколько классификаций проектов (типология проектов):

 По виду конечного продукта:

·  Материальные. Проекты, конечными продуктами которых могут быть: модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.

·  Действенные. Проектным продуктом в этом случае может быть: поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.

·  Письменные. Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

 По доминирующей деятельности:

·  Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма

·  Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п;

· В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;

· Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;

·  игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).

 По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

 По количеству участников:

· индивидуальные;

· групповые.

 По характеру контактов:

· локальные (в одной группе, в одном предприятии);

· региональные (в рамках города, области);

· межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);

· международные.

 

 

Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности
Практико- ориентированный Решение практических Учебные пособия, макеты Практическая деятельность
  задач заказчика проекта и               модели, инструкции, памятки, рекомендации в      определенной учебно-предметной области
Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментировани ем,     логическими мыслительными операциями
Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации      из различных источников; общение с людьми как источниками информации
Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно- прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная              с получением обратной связи от публики
Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

3. Этапы работы над проектом

 Выполняй проект в следующем порядке:

· Выбери тему;

· Выдвини гипотезу;

· Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)

· Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения;

· Выполни теоретическую и практическую части проекта;

· Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

· Напечатай графическую часть проекта;

· Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;

· Защити проект;

· Проведи самооценку.


Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность автора
1. Погружение в проект Цель– подготовка к проектной деятельности.

· Осуществляет вживание в ситуацию;

· Анализирует ресурсы и определяет оптимальный способ достижения цели проекта;

· Получает дополнительную Информацию;

· Определяет свои потребности;

· Принимает решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументирует свой выбор;

· Формулирует цели и задачи проекта.

  Задачи - определение проблемы, темы и целей проекта в ходе
2. Планирование деятельности Цель– последовательная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков. Задачи: – определение источников информации, способов  сбора  и анализа информации,     вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта,          сроков презентации; –             установление процедур и критериев оценки результатов              и процесса; · Осуществляет поиск, сбор, систематизацию      и                                  анализ информации; · Планирует работу; · Выбирает формы и способы презентации                              предполагаемых результатов; · Принимает       решения        по установлению                             критериев оценивания результатов и процесса; · Продумывает продукт деятельности на данном этапе; · Проводит самооценку результатов данного этапа работы.
3. Осуществление Цель     – разработка

· Выполняет                           запланированные действия;

· Осуществляют промежуточные обсуждения.

деятельности   по проекта.
решению Задачи:
проблемы –     самостоятельная
  работа
  по  своим задачам
  проекта.
  –       промежуточное
  обсуждения
  полученных данных в

  группах,                 на консультациях (на занятиях и/или во внеурочное время).  
4. Оформление Результатов Цель– структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений. Задачи: – анализ и синтез данных; –формулирование выводов. · Оформляет проект, изготавливает продукт; · Участвует в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняет причины успехов, неудач; · Проводит анализ достижений поставленной цели; · Делает выводы.
5. Трансляционно- оформительский этап Цель   – подготовить защиту проекта. Задачи: – доработать проект; –продумать сценарий публичной защиты. · Участвует в предзащите проекта; · Дорабатывает проект с учетом замечаний и предложений; · Готовится к публичной защите проекта; · Уточняет дату и место защиты, · Определяет программу и сценарий публичной защиты, распределяет задания       внутри                     группы (медиаподдержка,                    подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.) · Готовит стендовую информацию о проекте
6. Презентация результатов Цель– демонстрация материалов, представление результатов. Задачи: – подготовка Презентационных материалов; – подготовка публичного выступления; – презентация проекта. · Выбирает (предлагает)  форму презентации. · Готовит презентацию. · При необходимости консультируются с экспертом. · Осуществляет защиту                         проекта. Отвечает на вопросы слушателей, демонстрируя при этом • понимание проблемы, цели и задач; • умение        планировать        и осуществлять работу; • правильность найденного способа решения проблемы; • рефлексию     деятельности     и результата.
7. Оценка результатов процесса и проектной деятельности Цель– оценка результатов и процесса и проектной деятельности. Задачи: Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе: • коллективного обсуждения; • самоанализа.

  – коллективное обсуждение результатов проекта; – самоанализ проектной деятельности  

 

4. Рекомендации по работе над проектом

1.Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.

2.Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

3.Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.

4.Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

5.Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

6.Используй знания по любым дисциплинам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

7.Не стесняйся, по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

 

 А) Работа с литературными источниками

 

Общее ознакомление Ознакомьтесь с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путём беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всём материале, который необходимо изучить.
Внимательное чтение по главным разделам Внимательно прочитайте материал по главам, разделам, параграфам. Наиболее трудные места книги следует читать в замедленном темпе. Выделите наиболее важные тексты. При изучении книги (журнала) надо обращать внимание на схемы, чертежи, рисунки, формулы. Значения всех незнакомых слов следует найти в словаре, интернете. С первого раза можно не достигнуть полного понимания материала, следует возвратится к источнику повторно
Выборочное чтение Перечитайте наиболее важные места, это позволит лучше понять изучаемый материал.
Выписки из прочитанного Читая, книгу (журнал) следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты. Выписывать нужно только самое главное и в кратчайшей форме. Удобно конспектировать на карточках: это позволит дополнять конспект и менять порядок расположения.
Сравнение и сопоставление прочитанного с другими источниками Отметьте общее и отличительное в различных источниках по данной проблеме.
Критическая оценка прочитанного и запись замечаний Обратите внимание на объективность суждения.

 В) Полезные интернет-ссылки

1) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - www.school-collection.edu.ru

2) Российский портал открытого образования – http://window.edu.ru/

3) Видеоуроки по предметам - http://interneturok.ru/

4) Научно-популярный физико-математический журнал «Квант» http://www.kvant.info

5) Журнал «Наука и жизнь» http://www.nkj.ru/

 

 

5. Требования к презентации

Очень часто при защите работы используется презентация. Не забывайте о шести принципах эффективной презентации.

1. Люди перегружены информацией еще до презентации.

2. У слушателей обычно короткая память.

3. Профессионально проводить презентацию - это не то же самое, что выступать публично.

4. Цель любой презентации - убедить.

5. Восприятие вашей презентации аудиторией более важно, чем ваше собственное ощущение.

6. Каждая презентация должна быть запоминающейся, привлекать внимание, призывать к действию, быть значимой.

В оформлении презентация выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

 

 Оформление слайдов:

Стиль · Соблюдайте единый стиль оформления · Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. · Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон · Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета · На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. · Для фона и текста используйте контрастные цвета. · Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Анимационные эффекты · Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде, только если это необходимо. · Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

 Представление информации:

Расположение информации на странице · Предпочтительно горизонтальное расположение информации. · Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. · Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты · Для заголовков – не менее 24. · Для информации не менее 18. · Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. · Для выделения информации следует использовать жирный шрифт. · Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации Следует использовать: · рамки; границы, заливку; · штриховку, стрелки; · рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации · Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. · Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

7. Памятка для защиты проекта

 А) Общие рекомендации

· При подготовке выступления учитывайте интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме вашего выступления;

· Тщательно продумайте план выступления. Оно должно включать введение, основную часть и заключение.

· Заранее определите ключевые моменты, на которых надо сделать упор, их последовательность (таких моментов должно быть не много, чтобы не перегружать слушателей).

· Составьте ваше выступление так, чтобы рассказ занимал по времени 5-7 минут. Помните, что хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени изложение материала с использованием интересных примеров.

· Употребляйте только понятные вам термины.

· Распланируйте использование средств наглядности – они должны сопровождать выступление, подчёркивать ключевые моменты и помочь слушателям представить, то о чём идёт речь.

· Проведите репетицию своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

 

 В) Рекомендации выступающему

· Несколько глубоких вдохов перед началом выступления помогут унять волнение. Думай о тех, кто тебя слушает, как если бы все они были твоими друзьями.

· Начните своё выступление с приветствия.

· Огласите название вашего проекта, сформулируйте основную идею и причину выбора темы.

· Не забывайте об уважении к слушателям в течение своего выступления (говорите внятно).

· Старайтесь установить зрительный контакт с аудиторией – это поможет тебе вызвать их симпатию, кроме того глаза тех, кто тебя слушает, покажут, насколько им интересно, то что ты говоришь.

· Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя – за помощь.

· В конце выступления тебе могут задать вопросы. Ответ начинай с благодарности за вопрос. Воспринимай каждый вопрос как свидетельство интереса публики к твоему выступлению и к тебе лично. Помни: дополнительные вопросы – это шанс ещё раз продемонстрировать свою эрудицию!

 

8. Критерии самооценки проектов

1. Актуальность выбранной темы

2. Глубина раскрытия темы

3. Практическая ценность проекта,

4. Композиционная стройность

5. Соответствие плану

6. Обоснованность выводов

7. Правильность и грамотность оформления

8. Аккуратность и дизайн оформления

9. Содержательность приложений

10. Выступление на защите(умение изложить самое ценное, отвечать на вопросы, защищать свою точку зрения)

11. Итоговая оценка.


9. Литература

1. Ступницкая М.А. Материалы курса «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

2. Мукаева Л.Ш. Методические рекомендации учителям и ученикам по организации проектной деятельности в школе. – Материалы фестиваля педагогических идей

«Открытый урок». Раздел История и обществознание.

7. Петрова В. Метод проектов. – М., 1995

Интернет-ресурс

Электронная библиотека (ЭБС) ДГУ (собственная: используется РММК согласно Сетевого договора):

1. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» www.biblioclub.ru

2. Национальная электронная библиотека https :нэб.рф

3. ЭБС IPRbooks: http: //www.iprbookshop .ru

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. URL.: http://elibrary.ru

5. Электронная библиотека (ЭБС) РММК (собственная): http://www.iprbookshop.ru/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.