Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПМ.03. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте



ПМ.03. Организация и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности на транспорте

МДК.03.01. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Раздел 1. Организация и выполнение мероприятий по пресечению актов незаконного вмешательства в деятельность транспорта

Тема 1.4. Функции системы мер по обеспечению транспортной безопасности

ЗАНЯТИЕ № 18

«Система управления транспортной безопасностью на предприятии»

На каждом предприятии и в организации устанавливаются общие требования по обеспечению транспортной безопасности, составляющие стандарт предприятия (организации), вводимый в действие приказом руководителя субъекта транспортной инфраструктуры.

Приказ об обеспечении транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и критических элементах после утверждения руководителем предприятия является основным юридическим документом, нарушение которого влечет за собой дисциплинарную, административную и иную ответственность, предусмотренную законодательством.

В качестве одного из стандартов предприятия может служить «Положение об управлении транспортной безопасностью на предприятии».

Методическая разработка данного стандарта предприятия определяется концепцией системы управления ТБ.

Система управления транспортной безопасностью на предприятии – это система, обеспечивающая эффективность управления силами обеспечения ТБ ОТИ для защиты объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения.

Управление силами обеспечения ТБ должно являться частью общей системы управления предприятием.

Система управления ТБ на предприятии создается в виде подсистемы в рамках единой системы управления (менеджмента).

Это позволяет более эффективно решать вопросы ТБ, что минимизирует экономические потери, которые могут являться неизбежным следствием АНВ, в том числе и террористического характера, а также исключить риск людских потерь, что возможно при грамотной организации системы мер безопасности.

Под термином «меры» подразумеваются любые действия, комплекс действий, управленческие решения, исключающие опасные действия.

Объект управления транспортной безопасностью – деятельность должностных лиц и специалистов в области обеспечения ТБ, а также персонала, принимающего участие в обеспечении ТБ, всех физических и представителей юридических лиц, находящихся или выполняющих обязанности на ОТИ предприятия.

Система обеспечения ТБ должна быть гармонично интегрирована в общую систему управления. Как и любая другая, система управления ТБ предполагает реализацию и документирование:

– целей, задач и политики предприятия в области ТБ – партнеры, официальные органы и общественность будут информированы о том, какими принципами руководствуется администрация предприятия по вопросам обеспечения ТБ, а персонал будет знать, для чего внедряются те или иные решения руководства;

- организационной структуры – все функциональные обязанности по реализации профилактических и контрольных мероприятий будут закреплены за персоналом и структурными подразделениями предприятия;

- деятельности по планированию – на предприятии будут разработаны порядок и технологии реализации требований по обеспечению ТБ, а персонал и органы надзора будут заблаговременно оповещены о них;

- распределения ответственности – все ответственные, назначенные приказом руководителя предприятия будут информированы о возложенной на них ответственности;

- процедур, процессов и ресурсов для достижения целей – при планировании мероприятий по обеспечению ТБ будут учтены все технологические процессы и имеющиеся в наличии ресурсы (человеческие, материальные, финансовые);

- оценки эффективности реализации планов обеспечения ТБ – на предприятии будут разработаны процедуры и критерии оценки для необходимой своевременной корректировки в случае недостаточности или неэффективности предпринимаемых мер.

В основу Системы управления транспортной безопасностью должны быть положены принципы:

- мероприятия по обеспечению транспортной безопасности не должны противоречить действующему законодательству;

- запланированные и реализованные мероприятия должны быть достаточны с точки зрения действующего законодательства, регулирующего вопросы ТБ;

- меры по обеспечению ТБ на ОТИ должны быть, насколько это возможно, интегрированы в производственный процесс и не препятствовать достижению целей предприятия.

Стратегическое направление политики предприятия в области ТБ – обеспечение приоритета жизни и здоровья людей по отношению к результатам производственной деятельности и эффективное управление силами обеспечения ТБ ОТИ.

При формировании и реализации Системы управления ТБ решаются задачи:

- повышения ответственности руководителя ОТИ за обеспечение ТБ на предприятии;

- обязательного контроля (надзора) за соблюдением требований обеспечения ТБ на предприятии;

- вовлечения в обеспечение ТБ всех сотрудников предприятия, что подразумевает постоянное взаимодействие руководства с представителями трудового коллектива;

- повышения компетентности организаторов и участников мероприятий по обеспечению ТБ.

Ответственность за состояние ТБ на предприятии лежит на руководстве, и оно должно обеспечивать разработку, внедрение, функционирование и критерии оценки эффективности Системы управления ТБ в соответствии с требованиями законодательства.

При этом необходимые мероприятия по обеспечению функционирования Системы должны осуществляться на всех уровнях управления предприятия и при действенном участии работников.

Все процессы Системы управления ТБ (процесс специальной профессиональной подготовки, процесс реализации мер для защиты от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства) должны быть отражены в требованиях, разработанных на предприятии стандартов.

В этих документах, в том числе, четко определяются функциональные обязанности руководителей всех уровней по реализации процессов Системы управления ТБ.

Все стандарты предприятия можно разделить на два основных типа:

а) системные – описывающие основополагающие процедуры Системы управления ТБ:

- порядок осуществления специальной профессиональной подготовки и повышения квалификации;

- порядок документирования и реализации вопросов обеспечения транспортной безопасности;

- порядок планирования и учета затрат на обеспечение ТБ;

- систему мотивации персонала к соблюдению требований обеспечения ТБ;

б) поддерживающие – описывающие отдельные процессы:

- порядок подготовки и проведения оценки уязвимости ОТИ;

- порядок эксплуатации инженерно-технических систем обеспечения ТБ.

Основополагающим документом должно стать руководство по Системе управления ТБ на предприятии, где кратко, но достаточно емко должны быть описаны основные требования, очерчен круг компетенций должностных лиц в сфере обеспечения ТБ и регламентировано взаимодействие всех структурных подразделений предприятия по реализации мероприятий, направленных на обеспечение ТБ на ОТИ.

Название такого документа может быть различным: «Положение об управлении транспортной безопасностью предприятия», «Стандарт предприятия», «Система ТБ. Общие положения».

Этот документ составляется на основе требований законодательства в сфере обеспечения ТБ, его положения должны отвечать целям предприятия. В основных положениях Системы управления ТБ должны быть прописаны меры по обеспечению ТБ на ОТИ, а также приведен полный перечень требований по обеспечению ТБ, обязательных для выполнения на предприятии.

После того как Система управления ТБ разработана, распределены обязанности, назначены ответственные лица, определен порядок реализации требований, изданы необходимые документы по обеспечению ТБ, можно быть уверенным, что требования по обеспечению ТБ, учитывающие уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства на предприятии будут реализованы.

Ожидаемый результат от выполненной работы: мероприятия по обеспечению ТБ станут частью организационного процесса, а контроль за исполнением обязательных требований по обеспечению ТБ персоналом станет естественной функцией администрации предприятия и руководителей всех структурных подразделений.

Руководители предприятий осуществляют непосредственное управление Системой ТБ в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований по обеспечению ТБ, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства, введенных в действие приказами Министерства транспорта РФ.

Структура и содержание «Положения об управлении ТБ на предприятии» не является формализованным документом и может разрабатываться произвольно, на основании организационно-штатной структуры предприятия применительно к требованиям, установленным к автомобильному транспорту, городскому наземному электрическому транспорту, дорожному хозяйству и транспортным средствам транспортного комплекса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.