Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция Формирование навыка чтения как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся (2 часа)



 Лекция Формирование навыка чтения как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся (2 часа)

 

1. Характеристика навыка полноценного чтения и основные этапы его становления.

2. Работа над правильностью и беглостью чтения.

3. Обучение осознанному и выразительному чтению.

 1. Чтение принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов или факторов, среди которых решающую роль играют: 1) зрительный; 2) речедвигательный; 3) речеслуховой; 4) смысловой.

Смысловой фактор играет в чтении ключевую роль. Психологи различают несколько уровней понимания текста:

- поверхностный – понимание того, о чем говорится, т.е. уяснение темы высказывания; для сюжетного текста – понимание фабульной стороны произведения.

- уровень постижения главной мысли автора - того, что он хотел сказать своим произведением.

Пример: «Ветра не было, но в саду всё падали и падали листья».

I – не было ветра, падали листья – 2 факта.

II – речь идет об осени, хотя этого слова нет.

Психологи рассматривают чтение как вид деятельности, для которого характерны 2 взаимосвязанные стороны: одна из них находит свое выражение в движении глаз и речедвигательных процессах, другая – в движении мыслей и чувств, вызванных содержанием читаемого.

Т.о., процесс чтения складывается из 2-х взаимосвязанных сторон: смысловой и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухоречедвигательные механизмы.

Техническая сторона чтения посредством многократных и систематических упражнений может за сравнительно непродолжительное время подняться до значительных высот и даже достичь «потолка», т.е. существующих физических пределов (от 140 до 180 слов в минуту для чтения вслух и 160-280 слов в минуту для молчаливого чтения). Смысловая же сторона чтения не знает ограничений в уровнях развития, не имеет пределов для совершенствования и углубления.

Младшим школьникам присуще наивно-реалистическое восприятие литературы. Они воспринимают лишь событийную, сюжетную канву произведения, не улавливая глубинного смысла, ради которого создавалось литературное произведение.

Задача учителя – помочь детям сохранить непосредственность, эмоциональность, яркость восприятия конкретного содержания и при этом научиться понимать более глубокий смысл произведения, воплощенный автором при помощи образных средств художественной литературы. Современная методика понимает *навык чтениякак автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения.

В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества: правильность, беглость, осознанность, выразительность.

* Правильностьопределяется как плавное чтение без искажений, влияющих на понимание читаемого.

 * Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).

* Осознанностьчтения в методической литературе трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

* Выразительность– это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

В методике наряду с термином «навык чтения» употребляется термин «техника чтения», обозначающий три компонента процесса чтения: восприятие произнесение и понимание. Усилия учителя на уроке чтения в первую очередь должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у чтеца и на их функционирование в процессе чтения. Однако становление навыка чтения – процесс непростой и длительный. Учителю необходимо представлять этапы этого процесса.

В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Аналитический этап соответствует периоду обучения грамоте, когда компоненты процесса чтения (восприятие, произнесение и понимание) «разорваны». Данный этап характеризуется слогобуквенным анализом и чтением слов по слогам.

Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т. е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходят одновременно. На этом этапе младший школьник читает  целыми словами. Однако главным признаком перехода чтеца на этот этап является наличие при чтении интонирования. Важно, чтобы ученик не просто осмысливал отдельные единицы текста, а соотносил их с целостным содержанием читаемого. Интонирование при чтении появляется при условии, если чтец удерживает в сознании общий смысл читаемого.

Этап автоматизации представляет собой этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ученика читать про себя. Главным признаком того, что дети достигли уровня автоматического чтения, является их непосредственная эмоциональная реакция на самостоятельно прочитанное произведение, их желание поделиться первичными читательскими впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, стремление обсудить прочитанное.

Такой путь – от аналитического этапа до этапа автоматизации – может быть пройден учащимся в рамках начальной школы при условии, если учитель обеспечит в классе определенный режим работы:

1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;

2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;

3) учителем должна проводиться систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;

4) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, «тихое чтение», собственно чтение про себя.

2. Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается.

Правильность чтения – это чтение без искажений. Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у младших школьников позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися  при чтении.

1. Искажение звукобуквенного состава:

- пропуски букв, слогов, слов, строчек;

- перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

- вставка произвольных элементов в единицы чтения;

- замена одних единиц чтения другими.

Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое «чтение по догадке», в основе которого лежит такое свойство человека как антиципация –способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который уже известен из прочитанного предыдущего отрывка.

2. Наличие повторов – повторы единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений. Повторы, как правило, связаны со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент.

3. Нарушение норм литературного произношения.

Среди ошибок этого типа можно выделить несколько групп:

а) ошибки собственно орфоэпические (среди них – неправильная постановка ударения). Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

б) ошибки, связанные с «орфографическим чтением»: единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. Работа, помогающая ученику осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению «орфографического чтения»;

в) интонационные ошибки, представляющие собой неправильные логические ударения, неуместные в смысловом отношении паузы. Такие ошибки допускаются чтецом, если он не понимает читаемого.

Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель может в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы над ошибками.

К ошибочному чтению ведут такие факторы, как:

- несовершенство зрительного восприятия;

- неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;

- нехватка дыхания;

- незнание орфоэпических норм;

- непонимание лексического значения слова;

- «догадка», вызванная субъективным типом чтения.

Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

В предварительную работу по подготовке учащихся к чтению текста учитель включает упражнения по предупреждению ошибочного чтения. Но важна также и гибкая система исправления ошибок.

При этом ведущим учительским правилом должна стать установка на минимальное вмешательство в процесс чтения ученика.

Для исправления ошибок учитель может прервать чтение ученика только в двух случаях: для устранения орфоэпической ошибки (сразу же дается образец правильного произношения) и для исправления ошибки, ведущей к искажению общего смысла читаемого (учитель привлекает ученика к перечитыванию слова посредством вопроса или прямого указания на ошибку). Все другие ошибки исправляются после завершения чтения. Для этого могут быть использованы такие приемы:

- постановка вопроса, ответ на который требует перечитывания;

- составление из букв разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;

- чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;

- печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

- перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову и т.п.

Чем младше и неопытнее чтец, тем более развернутый способ исправления ошибки может быть предложен учителем.

Полезно для исправления ошибок привлекать других учеников класса, однако при этом учитель должен помнить о доброжелательной и деловой атмосфере, которая необходима на уроке в ходе этой работы.

Беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения.

Беглость зависит от поля чтенияи длительности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения – это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время остановки и происходит осознание охваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление воспринятого и его осмысление.

Развитию беглостиспособствует характер заданий, выполняемых учащимися, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух.

3. *Осознанность чтения обусловлена пониманием фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств. Это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. О сознательности чтения учитель судит по его выразительности и по ответам на вопросы.

В методике выделяют разные уровни осознанного чтения:

Первый уровень, часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.

Второй уровень осознанного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т. е. уяснения его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.

Можно говорить и о третьем уровне осознанного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы, определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности.

Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что осознанность чтения предполагает:

- осмысление значения каждой языковой единицы текста;

- понимание идейной направленности произведения, изобразительно-выразительных средств, т. е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

- осознание себя как читателя.

На уроке чтения усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемого художественного произведения и учащимися.

Выразительность связана с осознанностью чтения. Однако учителю не следует забывать, что ученикам начальных классов свойственна «подражательная выразительность», когда дети с хорошо развитым фонематическим слухом точно копируют интонационный рисунок, используемый взрослым, не задумываясь над смыслом произносимых фраз.

Средствами устной речи – интонацией, мимикой, жестами  – необходимо учить пользоваться.

 * Интонация – совокупность совместно действующих элементов звучащей речи (ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса), с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.

Для овладения основами выразительной речи необходимы:

- умение распределять дыхание;

- овладение навыками правильной артикуляции;

- владение нормами литературного произношения.

Учитель учит управлять своим дыханием и правильно использовать голос. Голос характеризуется: силой, высотой, тембром (окраска звука). Учащиеся учатся читать тихо и громко, выбирать быстрый или медленный темп речи, менять тембр. Обучение выразительному чтению включает также знакомство с паузой и логическим ударением. Можно научить школьников владеть различными средствами выразительности, выполняя систематически специальные упражнения. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как:

- соблюдение знаков препинания;

- соблюдение логической и психологической пауз;

- соблюдение логического ударения и интенсивности речи;

- умение менять темп и ритм чтения.

Подготовку к выразительному чтению условно делят на 3 этапа:

1) выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих лиц, установление идеи произведения и т.п.;

2) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения (составление «партитуры» чтения);

Условные обозначения:

                                                   короткие'

                       логические     двойные''

                                                   долгие'''

1. Паузы        ритмические

                       психологические

2. Интонация (,) - ↑     (-) - ↑ или

                       (;) -        (…) -         

(:) -        (.) – ↓

(!) (?) – ↑

 

3) упражнения в чтении.

А также учителю необходимо знать условия работы над выразительностью чтения:

1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения.

2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения. Следовательно, упражнения в выразительном чтении должны проводиться на заключительных этапах урока, когда завершена работа над формой и содержанием произведения.

3. Работа над языком произведения – одно из условий отработки выразительности чтения (наблюдения над изобразительно-выразительными средствами).

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, т.е. на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию.

5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.

Обучение выразительному чтению присутствует на всех этапах урока.

Таким образом, работа по формированию выразительного чтения представляет собой сочетание нескольких направлений:

- технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;

- интонационного – предполагающего специальную работу над компонентами интонации;

- смыслового – реализующего всю систему работы по осмыслению идеи произведения;

- тренировочного – имеющего целью упражнять детей в выразительном чтении после анализа.

Сочетание этих направлений на конкретном уроке зависит от многих факторов: от степени обученности учащихся; от объема произведения; от формы произведения; от задач урока и т. п.

Вывод:

Навык чтения

техническая смысловая

                     сторона чтения - осознанность

                    - правильность

                   - выразительность

                   - беглость

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.