Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Зубчатые передачи



Тема: Зубчатые передачи

Зубчатая передача является механизмом, который с помощью зубчатого зацепления передает или преобразует движение с изме­нением угловых скоростей и моментов.

 Рассмотрим зубчатые передачи, составленные из цилиндрических (рис. 31, а) и конических (рис. 31, б) зубчатых колес. Зубчатые передачи, в которых преобразуется вращательное движение в поступательное и наоборот, будут рассмотрены далее. 

Рис. 31

Для передачи вращения между параллельными валами исполь­зуют цилиндрические зубчатые колеса (рис. 31, в-д). Для преоб­разования и передачи вращения между валами с пересекающимися осями используют конические зубчатые колеса (рис. 3.38, б), а между перекрещивающимися осями – зубчатовинтовые (рис. 3.38, д).

По сравнению с рассмотренными выше                                Рис. 32                                    зубчатые передачи имеют существенные преимущества: малые габариты, надежны в работе, долговечны, высокий КПД, постоянное передаточное   отношение, большой передаваемый    крутящий момент.     Кроме того, они могут    применяться в  широком   диапазоне   скоростей и моментов. К недостаткам можно отнести: шум,  ступенчатость регулиро­вания   скоростей, невозможность переключать скорости на ходу.

  Основные элементы зубчатого колеса.Основным кинематиче­ским условием, которому должен удовлетворять профиль зубьев, является постоянство мгновенного передаточного отношения. Профиль зубьев должен обеспечивать малые скорости скольже­ния, чтобы передача имела высокий КПД, прочность и долго­вечность. Профиль должен до­пускать легкое изготовление (на­резание одним инструментом не­зависимо от числа зубьев). Этим всем условиям удовлетворяет эвольвентное зацепление, которое широ­ко применяется в машинострое­нии. Элементы эвольвентных зуб­чатых колес стандартизованы. За  основной параметр принят модуль зубьев т - величина, пропорциональная шагу р по делительному цилиндру:  

      (21)

 

В общем случае, в том числе и для косозубых колес, рассмат­ривают окружные шаги pt , и нормальные рп:

  (22)

где   β - угол наклона зубьев по делительному цилиндру.

 

Для пря­мозубых колес β = 0, следовательно, рn= рt = р , т.е. окружной и нормальный шаги совпадают. Шаг измеряется по делительной окружности (рис. 32) и определяется делением длины этой ок­ружности на число зубьев  z:

  (23)

Зная, что т = р/π , можно выразить диаметр делительной окружно­сти через модуль зубьев:

d = mz      (24)

Высота зуба h складывается из головки h’ = m и ножки h" = 1,25 m. Отсюда высота зуба

h = h' + h" = 2,25 m  (25)

Учитывая эти зависимости, запишем диаметр окружности вы­ступов

de = m (z + 2) (26)

и впадин

di = (z – 2,25)m. (27)

Расстояние между центрами двух зубчатых колес (рис. 33), находящихся в зацеплении, определится следующим образом:

   (28)

 

Где  z1 и 22 - числа зубьев этих колес;

 т1 = т2 = т -  так как в зацеп­лении могут быть зубчатые колеса только одного модуля.

Передаточное отношение найдем из условия отсутствия про­скальзывания в точке контакта профилей зубьев, т.е. равенства окружных скоростей v1 = v2. Пусть угловая скорость ведущего зубчатого колеса будет ω1 а ведомого ω2. Тогда

 

         (29)

 

Учитывая, что т1 = т2 получим

 или     Отсюда передаточное

отношение будет равно

          (30)

 

d = mz      (24)

Высота зуба h складывается из головки h’ = m и ножки h" = 1,25 m. Отсюда высота зуба

h = h' + h" = 2,25 m  (25)

Учитывая эти зависимости, запишем диаметр окружности вы­ступов

de = m (z + 2) (26)

и впадин

di = (z – 2,25)m. (27)

Расстояние между центрами двух зубчатых колес (рис. 33), находящихся в зацеплении, определится следующим образом:

   (28)

 

Где  z1 и 22 - числа зубьев этих колес;

 т1 = т2 = т -  так как в зацеп­лении могут быть зубчатые колеса только одного модуля.

Передаточное отношение найдем из условия отсутствия про­скальзывания в точке контакта профилей зубьев, т.е. равенства окружных скоростей v1 = v2. Пусть угловая скорость ведущего зубчатого колеса будет ω1 а ведомого ω2. Тогда

 

         (29)

 

Учитывая, что т1 = т2 получим

 или     Отсюда передаточное

отношение будет равно

          (30)

 

 

       т. е. передаточное отношение зубчатой передачи равно отношению чисел зубьев ведущего зубчатого колеса к числу зубьев ведомого.

Материалы для изготовления зубчатых колес.Для тихоходных передач, преимущественно крупногабаритных и открытых передач, применяют чугуны. Они относительно хорошо сопротивляются заеданиям, поэтому могут работать при скудной смазке. Применя­ются чугуны СЧ 21-40, СЧ 24-44, модифицированные чугуны СЧ 28-48, СЧ 32-52, СЧ 36-56, а также высокопрочные магние­вые чугуны с шаровидным графитом.

Для больших диаметров используют стальное литье (стали 35Л - 50Л), а также литейные марганцовистые и низколегирован­ные стали 40ХЛ, ЗОХГСЛ, 50Г2.

В слабонагруженных передачах применяют пластмассовые зубчатые колеса в паре с металлическими; они бесшумны в рабо­те, химически стойкие и обеспечивают самосмазываемость. Зубча­тые колеса изготавливают из текстолита, древесно-слоистых пла­стиков, капрона, капролона, полиформальдегида. Из существую­щих марок текстолита следует рекомендовать марки ПТ и ПТК; из древесно-слоистых пластиков - ДСП-Г со звездообразным расположением шпона (волокна каждого слоя шпона смещены на 25...30°). Зубчатые колеса из капрона Б при чистой смазке после не-которого времени работы

                  Рис.33                                    перестают изнашиваться. Капрон и полиформальдегид в настоящее время являются наиболее перспек­тивным материалом для зубчатых колес.

Для средненагруженных колес, осо­бенно в станкостроении, используются стали 40Х, 40ХН с поверхностной за­калкой токами высокой частоты.

т. е. передаточное отношение зубчатой передачи равно отношениючисел зубьев ведущего зубчатого колеса к числу зубьев ведомого.

Ранее основным видом термической  обработки являлась объемная закалка. Колеса изготовляли из сталей марки типа 40Х, а в более ответст­венных случаях из сталей марок 40ХН, 40ХН2МА и др. Однако объемная закалка не сохраняет вязкую сердцевину при высокой твердости поверхности (обычно HRC3 45...55). Поэтому в на­стоящее время объемная закалка уступает место поверхностным термическим и химико-термическим методам упрочнения (более подробно это будет рассмотрено в разд. 4).

Для ответственных зубчатых колес, особенно работающих с перегрузками и ударными нагрузками, рекомендуется применять хромоникелевые стали марок 12ХНЗА, 18Х2Н4МА, 20Х2Н4А и безникелевые стали 18ХГТ, 25ХГТ и 15ХФ с последующей цемен­тацией и закалкой.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.