Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура и содержание современного образования Англии



 

Лекция № 3

Структура и содержание современного образования Англии

Развитие образования в Англии происходило в рамках философии эссенциализма (essentialism), укрепившейся в этой стране. Эта философия определила цели образования как передачу основных (essential) знаний и умений. Другими словами, школы должны сосредоточиться на самом важном, не распыляя свои силы на то, что несущественно. Английская образовательная система характеризуется известным прагматизмом (pragmatism), т.е. направленностью на практику. Основными проявлениями прагматизма является интегративный подход к содержанию образования, реализуемый через создание проблемных ситуаций, решение которых требует интеграции знаний из разных областей; а также удовлетворение субъективно-прагматических интересов детей за счет курсов по выбору и вариативности образования; уровневость обучения, учитывающая индивидуальные, личностные и иные особенности развития ребенка. В этом ее отличие от так называемых энциклопедических систем, таких, например, как во Франции, Германии, России, где господствует стремление научить детей как можно большему числу дисциплин и в обязательном порядке. Это во многом определило основные цели образования страны: передача основных знаний и умений как способа решения конкретных практических задач.

В настоящее время в Англии действует система бесплатного общего образования для всех детей, независимо от социального положения, национального происхождения. Существуют школы муниципальные и частные. Обучение в первых бесплатное. Частные учебные заведения платные.

Система обязательного образования охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет.

Начальная школа(Primary School) включает две ступени. Первая – младшая начальная школа (infant school) - объединяет детей с 5 до 7 лет. Главная задача данной ступени – развитие творческих способностей детей, сохранение и дальнейшее развитие физического здоровья ребенка и воспитание уверенности в себе. Обстановка классных комнат во многом напоминает российский детский сад: передвижные детские столы индивидуально для каждого ребенка, напольные коврики для игр, множество пособий и детских поделок на стенах. Дети изучают буквы, цифры, занятия проходят в игровой форме и длятся 20 минут. При необходимости преподаватель может переключить внимание детей на другой вид деятельности, если увидит, что они устали. Большое внимание уделяется развитию творчества. Детям предлагают занятия по музыке, изобразительному творчеству, конструированию. На данной ступени, по мнению английских ученых, важным являются занятия лепкой, способствующие развитию мелкой моторики рук, поэтому много времени отводится лепке из глины, пластилина, теста, гипса; созданию аппликаций и т.д. Огромное значение отводится физическому воспитанию, в большинстве школ есть бассейны, специально оборудованные спортивные залы, в игровых комнатах – специальные коврики для массажа стопы ног.

Вторая ступень начальной школы (junior school) – предназначена для детей от 7 до 11 лет. На этой ступени у детей есть стабильное расписание, занятия длятся 45 минут, есть обязательные предметы. Основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% — ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии.

Набор изучаемых предметов вполне сопоставим с предметами, изучаемыми в обычной начальной школе в России, правда, ученикам преподается еще интегрированный курс «Наука», с 10 лет начинается преподавание истории, расширен комплекс стандартных общеразвиваюших предметов художественно-эстетического цикла. Особенностью является и то, что одним из основных методов обучения в такой шкале является работа в сменной группе под руководством учителя. Пожалуй, можно сказать, что основным видом деятельности, на который ориентирует учеников учитель, становится не запоминание или воспроизведение объясненных учителем или полученных из учебника фактических знаний, а воссоздание на практике средствами моделирования тех или иных процессов или явлений. На уроках же художественно-эстетического цикла главным становится освоение различных видов художественной техники через конкретные изделия и проекты, которые обязательно используются учителем для создания ситуаций самовыражения и приобщения к эстетическим ценностям.

В английской начальной школе нет привычной нам картины урока, когда учитель продолжительное время объясняет что-либо трем колонкам учеников. В любой момент можно легко изменить расстановку парт и получить три группы, работающие самостоятельно после получения соответствующих указаний учителя. Огромное количество заданий по самым различным предметам носит прикладной характер. На уроке математики, при изучении темы «Единицы длины» несколько учеников, обычно объединенных в пары, вполне возможно, будут измерять школьный коридор в метрах специальной рулеткой или высоту ступенек на школьном крыльце. На уроке природоведения дети вполне могут выйти во двор, имея конкретное (индивидуальное или групповое) задание по наблюдению того или иного связанного с темой урока процесса или явления природы.

Каждый предмет начальной школы полностью обеспечен учебно-методическим комплексом, описывающим все виды учебной деятельности внутри каждой темы и даже урока и включающим наглядные пособия и специально подобранные материалы и инструменты.

Все классы начальной школы смешанные, так как школа не имеет права проводить тестирование учеников на предмет выявления способностей и комплектовать классы на этом основании. Обычная начальная школа — это 8-10 классов по 20-25 учеников, каждый учитель ведет все предметы, включая физкультуру и музыку.

В начальной школе дети обычно не получают оценок в традиционном понимании этого слова. При оценке знаний часто прибегают к тестам. Вот, к примеру, 2 теста для начальной школы с вариантами ответов.

Тест 1-й: на рисунке изображены 5 различно градуированных углов; надо отметить самый острый угол. Тест 2-й: изображена диаграмма в виде круга, разделенного на 4 неравных сектора. Диаграмма отражает результаты опроса о предпочтении каналов телевидения. Из нескольких вариантов ответа на вопрос, сколько жителей предпочли 4-й канал, надо выбрать верный ответ.

Все работы учащихся, разумеется, проверяются учителем и им дается комментарий либо в виде развернутого предложения, либо в виде определенного количества очков, связанный скорее не с правильностью, а с трудоемкостью выполненного задания. Очки последовательно складываются день за днем, а за их определенную сумму ребенок получает сертификат или другую форму документа (свидетельства), принятую в данной школе. Соотношение времени, отводимого на практическую деятельность и теоретическую подготовку, может быть выражено как 80 и 20 процентов всего учебного времени соответственно, причем это соотношение динамично, так как по мере продвижения к концу начальной школы удельный вес теоретических знаний возрастает примерно до 40 процентов с тем, чтобы в средней школе достичь уровня 60.

Если сравнивать английскую начальную школу с отечественной, то в первую очередь обращает на себя внимание ее отдаленность от школы средней. У начальной школы в Англии свое здание, своя администрация и, как правило, отсутствие каких-либо взаимоотношений со средней школой.

После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения.

В возрасте 11 лет, заканчивая начальную (государственную) школу, перед ребенком (и, разумеется, его родителями) встает проблема выбора средней школы. Ограничений, обусловленных успеваемостью ребенка в начальной школе, местом жительства и др. в Англии нет. Скорее наоборот, существующее в стране отношение числа школ (вернее, мест в этих школах) к числу потенциальных учащихся ставит практически любую государственную школу в ситуацию необходимости привлечения учащихся, так как если количество учеников окажется ниже запланированного (что определяется местными органами образования), школьный бюджет будет сокращен. Поэтому весьма часто можно наблюдать парадоксальную ситуацию, когда в школе, где сократилось количество учащихся, классы стали больше, так как администрация была вынуждена сократить и несколько рабочих мест для учителей, а в той школе, где учеников осталось столько же (а лучше — чуть больше, чем в предыдущем учебном году), руководство школы получает возможность ввести в программу новый дополнительный предмет или пригласить на работу нового учителя, который, к примеру, будет замещать любого другого преподавателя во время его отсутствия.

Итак, выбор школы учеником и его родителями зависит только от их желания учиться в данной конкретной школе и еще, пожалуй, от месторасположения последней. Причем это не только вопрос о необходимости тратить определенное количество времени на дорогу в школу и домой. Любой английский город достаточно явно разделен на районы, отличающиеся уровнем жизни семей, там проживающих, а, следовательно, имеющих весьма определенную социальную репутацию и статус. Иначе говоря, родители могут весьма точно предположить, чьи дети в большинстве своем ходят в ту или иную школу. Поэтому семье приходится решать: возить ребенка в «престижную» школу на другой конец города или самим переезжать в этот район, что будет означать по сути покупку гораздо более дорогого дома. У этой проблемы есть и другая сторона — школа, расположенная в «дорогом» районе, практически всегда будет «успешнее» школы из района с высоким уровнем социальных проблем, ведь в первую приходят и учатся дети в основном из благополучных семей, дети, изначально (то есть еще до перехода) имеющие более высокий уровень мотивации учения, дисциплины и, как правило, более широкий кругозор. Вот почему активно вводимый сейчас Министерством образования «Рейтинг школ» (League Tables) осуждается очень многими учителями и особенно администрацией, так как критерии этого рейтинга (успеваемость, поступление выпускников в вузы и др.) ставят школы в изначально неравные условия.

Период обучения в средней общеобразовательной школе (Comprehensive School) охватывает возраст с 11 до 16 лет. Большинство школ смешанные, но есть и школы раздельного обучения, причем в школах для мальчиков большой процент учеников индийского и пакистанского происхождения, что обусловлено определенными религиозными традициями этих народов, ориентированными на раздельное обучение.

Школьное здание может быть как одно-, так и многоэтажным в зависимости от типа проекта строительства школы. В последние несколько лет весьма популярной стала модель такого здания, когда в нем, наряду со стандартными по размеру классными комнатами, есть и большие залы, частично разделенные перегородками. Каждая часть такого зала в течение дня предназначена для того или иного вида деятельности (рисование, письмо, экспериментально-лабораторная работа и др.) и в ней может заниматься целый класс или группа детей как самостоятельно, так и под руководством учителя. Школа обязательно имеет довольно большую прилегающую территорию со стадионом и спортивными площадками. Довольно часто школа располагается в нескольких зданиях, размещенных вблизи друг от друга или даже соединенных крытыми переходами. Учебные помещения организованы по кабинетной системе, когда каждая классная комната предназначена для занятий по одному конкретному предмету. Есть большое число вспомогательных помещений (лаборантские, комнаты для выполнения канцелярских работ, «малые учительские» по циклам предметов, офисы администрации и др.).

Организация учебного процесса может быть охарактеризована как достаточно единообразная для различных школ, хотя многое находится в компетенции администрации конкретного учебного заведения. Учебный год начинается с сентября (общего для всех школ дня начала занятий нет) и продолжается до июня включительно. Каникулы бывают трижды: летние (примерно два месяца), рождественские и пасхальные (около двух недель каждые). Школьная неделя длится 5 дней, все дети учатся в одну смену, при этом школьный день начинается в 8.30-9.00 (время прихода в школу и проведения обязательной ежедневной ассамблеи) и заканчивается около 15.00. Средняя продолжительность урока — 45 минут, но в некоторых школах уроки могут быть «сдвоенными» (45 + 45 минут). Перемены между уроками очень маленькие (5-10 минут), правда, в середине дня обязательно предусмотрено «обеденное время» (около 40 минут). Учащиеся объединены в классы (обычно от 25 до 35 человек), а классы — в параллели (year groups). В каждой параллели есть старший учитель, контролирующий учебный процесс (посещаемость, успеваемость и др.) и координирующий работу учителей-предметников. Учитель избавлен от многих обязанностей по контролю учебной деятельности учащихся, так как школа обычно располагает достаточным штатом (до 10 человек на 1000 учащихся) секретарско-менеджерской службы, вдобавок хорошо оснащенной компьютерной техникой, что позволяет вести точный учет и контроль учебной деятельности в масштабах школы на всех уровнях — от параллели до конкретного ученика.

Во всех школах существуют свои правила внутреннего распорядка, с которыми знакомят каждого нового ученика. Система поощрений строится в основном на практике учета личных достижений ученика, а система наказаний может включать как удаление с урока, так и исключение из школы на период от одного дня до недели и более.

Педагогические принципы английской школы — это принципы гуманистической педагогики и демократических ценностей. В Англии чрезвычайное значение имеет общественное мнение и средства массовой информации. Поэтому зачастую гуманистические и демократические принципы приобретают весьма своеобразную трактовку. Учитель, применивший физическую силу в отношении ученика, даже если он стремился предотвратить его явное асоциальное поведение (умышленную порчу школьного имущества, драку с другим учеником и др.) может быть немедленно уволен из школы, иногда с лишением права заниматься педагогической деятельностью, если родители этого ученика подадут на учителя в суд. Но все это, как говорят сами англичане «обратная сторона демократии». Лицевая же ее сторона состоит в том, что ни одно педагогическое решение не может быть принято без учета мнения ребенка. Учителя действительно отвечают за жизнь и здоровье детей в школе, причем делают это профессионально, и поэтому, вероятно, количество несчастных случаев и травм в школах Великобритании чрезвычайно низкое.

Еще один принцип английской школы — это принцип ориентации на достижения ученика в образовательном процессе. Английские педагоги стремятся различными средствами создать (или укрепить) мотивацию учебной деятельности, для этого, по их мнению, необходимо приобщить ребенка к ее (этой деятельности) результатам. Кроме того, большое внимание уделяется интересу как мотиву учебной деятельности, что, впрочем, зачастую смещает баланс между занимательностью и глубиной, сложностью изучаемого материала в сторону первого. И если первые две тенденции безусловно конструктивны, а их реализация приводит к очевидной эффективности учебного процесса, то пересмотр содержания и методов преподавания в соответствии с третьей тенденцией часто приводит к противоречиям. В первую очередь эти противоречия проявляются в поверхностности изучения многих сложных тем, в стремлении учителя ограничиться занимательным рассказом там, где необходим глубокий анализ. Именно поэтому сегодня многие английские учителя критикуют министерские программы изучения литературы, где произведения Шекспира предлагается давать в пересказе, причем простым языком, добиваясь лишь знания основных сюжетных линий и имен главных героев.

Результативность и образовательный стандарт школы Великобритании характеризуются приоритетным направлением социальных знаний и практических навыков по отношению к знаниям, определяемым как академические. Можно сказать, что английского школьника больше учат понимать ту или иную закономерность, прогнозировать ее последствия, чем запоминать, где и когда она проявляется. Безусловным достоинством Образовательного стандарта (National Curriculum) является то, что этот документ чрезвычайно конкретен в отношении тех умений, знаний, навыков и других личностных характеристик, которыми должен обладать ученик школы на различных ступенях образовательного маршрута, причем эта конкретизация касается не только отдельного учебного предмета, но даже изучаемых в курсе этого предмета тем.

До настоящего времени в Великобритании не существовало единых школьных программ и учебников. Разработка учебных программ являлась прерогативой директора и старших преподавателей школ. В соответствии с Законом об образовании 1986 г. преподаватели должны согласовывать учебные программы с местными органами образования. Примерно половина учебного времени в средней школе отводится на так называемое ядро – обязательные для всех базовые дисциплины. Другая половина учебного времени занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», каждый из которых содержит несколько курсов гуманитарного, естественнонаучного или математического содержания.

За два года до окончания средней школы, т.е. в возрасте 14 лет школьник должен определить для себя, какие экзамены он будет сдавать для получения документа о среднем образовании (GCSE Certificate). Обычно школа предлагает выбор из 15-20 экзаменов, а ученик выбирает для сдачи 5-8 предметов. Именно к сдаче этих предметов он будет готовиться на протяжении двух оставшихся школьных лет. Причем первый год позволяет школьнику «попробовать» тот или иной предмет (например, второй иностранный язык, экономику и др.), но за год до экзаменов его выбор должен стать окончательным. Любой экзамен может быть сдан на одной из нескольких ступеней сложности, которые вместе с учителем выбирает для себя ученик. Поэтому в одном и том же классе один ученик может сдавать алгебру на высший стандарт «А», а другой на более низкий стандарт «В» или «С». Не вдаваясь в сложности этой системы, можно лишь отметить, что по ряду предметов допустимы лишь стандарты «А» или «В», и в некоторых дисциплинах (драматическое искусство, дизайн, физическая культура и др.) экзаменационная оценка будет обязательно включать в себя оценку практической работы за весь период обучения по данному предмету и оценку за выполненный по предмету проект. Все экзамены сдаются в школе, но сама процедура сдачи, как и оценка за экзаменационную работу находится в компетенции независимых экзаменационных комиссий, каждая из которых обычно курирует около ста школ. Сама процедура экзамена предельно регламентирована. Определено точное время начала и окончания экзамена, способ размещения учеников в классе, расстояние между партами, сколько раз должен быть прочитан текст или объяснено задание, какие реплики должен подавать учитель на экзамене по иностранному языку, если одно из заданий — участие ученика в диалоге по теме и многое другое. Обработка результатов экзаменов обычно занимает более полутора месяцев — вот почему в английских школах нет традиционного торжественного вручения аттестатов в конце учебного года, и если подобная церемония все-таки проводится, то лишь в начале следующего учебного года, когда бывшие выпускники уже поступили в другие учебные заведения. По результатам этих экзаменов выпускники выбирают вуз, в зависимости от выставляемых университетами и колледжами проходных баллов.

Большинство выпускников школ в Англии в 16 лет заканчивают среднюю школу и идут работать или поступают на профессиональные курсы. Более подготовленные выпускники продолжают обучение в старших классах(эта ступень может быть продолжением средних классов или может существовать как самостоятельная школа) – срок обучении два года (16-18 лет). Основная задача этой ступени – глубокая академическая подготовка с целью продолжения обучения в вузе. Общее свидетельство об образовании имеет два уровня – обычный (O-ordinary)  и повышенный (A-advanced). Для поступления в обычный колледж или университет необходимо иметь не менее 4 предметов, сданных на повышенном уровне.

Еще одной особенностью среднего образования в Великобритании является наличие в системе общеобразовательных школ переходной ступени от среднего к высшему образованию — колледжа шестого класса на базе одной из нескольких средних школ (6-th Form College), задача которого — помочь школьнику в подготовке к поступлению в выбранный вуз.

Наличие таких колледжей обусловлено системой приема абитуриентов в вузы Великобритании, когда за исключением нескольких учебных заведений (Оксфорд, Кембридж и некоторых других) вступительные экзамены не проводятся, а имеет место по сути конкурс аттестатов, т.е. тех оценок, которые были получены учеником за школьные выпускные экзамены. Каждый вуз устанавливает свои вступительные требования, касающиеся конкретных школьных предметов и тех оценок, которые ученик должен получить для того, чтобы быть зачисленным на первый курс высшего учебного заведения.

Таким образом, если результаты сдачи экзаменов за курс средней школы не отвечают вступительным требованиям вуза, ученик за время обучения в «колледже шестого класса» может пересдать требуемый экзамен на более высокий уровень, достаточный для поступления, или даже успеть изучить курс (и, соответственно, сдать по нему экзамен), который по каким-либо причинам не изучался им в основной школе, но базовые знания по которому обязательны для поступления, скажем, в университет или высший экономический колледж.

Профессиональное образование предусматривает 4 уровня профессиональной готовности: компетентность, позволяющая производить однообразную работу (1-й уровень); способность делать работу самостоятельно и ответственно (2-й уровень); выполнение сложных и оригинальных работ (3-й уровень); исполнение специальных персональных заданий (4-й уровень). Планируется в ближайшее время вывести всех учащихся профессиональных учебных заведений как минимум на 2-й из указанных уровней. Это значит, что, например, выпускник учебного заведения сельскохозяйственного профиля в состоянии самостоятельно и эффективно вести фермерское хозяйство.

Профессиональное обучение осуществляется в объединенных школах, технических (профессиональных) колледжах, центрах профессиональной подготовки на производстве и в центрах занятости. На особом месте находятся профессиональные колледжи, в которых возможна подготовка от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня. Колледжи тесно связаны с обучением на производстве. Сроки обучения в профессиональном колледже колеблются от 1 года до 5 лет. В колледже можно готовиться к поступлению в высшие технические учебные заведения.

Система высшего образования в Великобритании представлена двумя основными учебными заведениями – университетами и колледжами. Символом престижности английского образования являются старейшие университеты – Оксфордский и Кембриджский, представляющие собой объединение группы колледжей, созданных в XII-XIII веках.

Принципиальное отличие университета от колледжа в настоящее время заключается в том, что только университет может присваивать высшую академическую степень доктора наук.

Для англосаксонской модели высшей школы, к которой относится Англия, характерна многоуровневая система обучения: первая ступень – бакалавр наук (3-4 года обучения), вторая – магистр (2 года обучения) и высшая – доктор (4 года обучения). Каждая ступень заканчивается получением диплома об образовании, позволяющего найти соответствующее место работы. Помимо многоуровневости английская модель отличается гибкостью и вариативностью получаемого образования. Наряду с общеобразовательными дисциплинами студентам предлагают множество курсов по выбору. Студент в праве выбирать последовательность изучения дисциплин и сроки сдачи форм контроля. Чаще это определяется уровнем подготовки студента по той или иной дисциплине. Большую помощь студентам в выборе своей траектории обучения оказывает тьютор – куратор, в обязанности которого входит направлять студента (особенно первого курса) в учебной, досуговой деятельности, а также в бытовых и даже финансовых проблемах.

Очень развита сеть дополнительных образовательных услуг, которые можно получить на базе учебных заведений высшей школы (краткосрочные и долгосрочные курсы, семинары, циклы лекций и др.). Интересна система квалификационных экзаменов по специальности в целом или по отдельным отраслям практических или теоретических знаний. Она определяется все тем же национальным стандартом образования, то есть независимо от того, как получены знания (в школе, колледже, университете, на различного рода курсах или даже самостоятельно) квалификационные экзамены пройдут по единой схеме и с едиными требованиями. В результате учащийся (часто уже взрослый человек, посещавший курсы или вечерний колледж для совершенствования профессионального мастерства или получения новой специальности) получит диплом, например, о знании иностранного языка, эквивалентный документу, который выдается выпускнику средней школы, изучавшему иностранный язык в том же объеме как один из школьных предмета.

Рассматривая какую бы то ни было национальную образовательную систему, нельзя хотя бы кратко не охарактеризовать педагогическое образование. В Англии учителем можно стать, закончив специальный (педагогический) факультет университета или любой другой факультет по научной отрасли с обязательным получением дополнительного педагогического образования. Многие учителя являются специалистами «широкого профиля», так как это обеспечивает им большую конкурентоспособность в ситуации возможного сокращения рабочих мест в школах. В общем профессиональном рейтинге престиж профессии учителя довольно высок, хотя степень уважения и доверия к школе со стороны общества явно ниже, чем, например, в России. Это можно объяснить, вероятно, тем, что английская школа, хочет она того или нет, находится в центре скрытого, а иногда и открытого политического противостояния между консервативным правительством, определяющим образовательную политику в целом.

Руководит системой образования Министерство образования, которое вырабатывает общенациональные стандарты, рекомендации, инспектирует учебные заведения, субсидирует до 60% школьного бюджета. Каждая школа сама определяет свой учебный план, руководствуясь рекомендациями Министерства. Значительные права имеют муниципалитеты. Они финансируют остальные 40% общественных затрат на школы. Министерские субсидии распределяются в зависимости от того, руководствуется ли учебное заведение рекомендациями центра, а также от успешности работы заведения. В Англии сложилась устойчивая децентрализованная система управления образованием, о которой нередко говорят как «о национальной системе, управляемой на местном уровне».

Фактически организацией работы бюджетных школ заняты местные органы образования, в функции которых входит материальное обеспечение школ, контроль приема в школу, размещение фондов, мониторинг качества обучения, обеспечение школьным транспортом и пр. С 1988 г. существенно расширены финансовые и управленческие права отдельных школ, которые получают и расходуют по своему усмотрению большую часть выделяемых им средств.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.