|
|||
Традиции русские
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Традиции и обычаи русского народа» Елена Хабибулина Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: Образовательные: - Расширять представления детей о народных традициях и обычаях(посиделки, изготовление куклы-моталки, встреча гостей хлебом солью). - закреплять навыки изготовления куклы из ткани. - Активизировать словарный запас у детей «народный промысел», горница, предметы быта, посиделки. Развивать связную, диалогическую речь - Прививать интерес к народному творчеству. - Обогащать духовный мир детей. Развивающие: -Развивать словесно-логическое мышление. Воспитательные: - Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре и народному творчеству. - Воспитывать чувство патриотизма. Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, художественно - эстетическая, двигательная. Материалы и оборудование: Кукла- моталка, старинные предметы быта: русская печь, прялка, самовар, посуда, рушники - раздаточный материал: на каждого лоскутки ткани, цветные нити. Методы и приёмы • наглядный (показ слайдов); • словесный (пословицы и поговорки, беседа); • практический (изготовление куклы-моталки); • игровой (сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие в старину) Предварительная работа: Совместная с детьми деятельность • Создание предметно-развивающей среды в группе, оформление интерьера русской избы; • разучивание пословиц, поговорок, загадок, примет, небылиц, народных игр; • чтение художественной литературы; «Гуси Лебеди», «Царевна – лягушка», «Хаврошечка»; • проведение бесед о русских традициях и народно декоративно – прикладном искусстве. Беседы: «Что такое Родина»? «Какие русские народные традиции знаете»? «Расскажи о семейных традициях». «Важно ли соблюдать традиции своего народа»? «Игрушки наших бабушек».Обсуждение пословиц: Хлеб - всему голова и др. • Познавательно-исследовательская деятельность: Исследование традиционных праздников обычаев и декоративно – прикладного искусства. «Путешествие в прошлое народных костюмов», «история празднования народных календарных праздников. «Истории семейных традиций». •Чтение художественной литературы: Загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные приметы, небылицы. Ход НОД: Дети с воспитателем в русских национальных костюмах заходят в группу хороводом. Воспитатель: Вспомните, а что девушки надевали на голову? Дети: Кокошники, платки? Воспитатель: Кто носил кокошник? Кто платок? Дети: Девушки не замужем носили кокошники, а замужние – платки. Воспитатель: Правильно ребята. И сегодня мы с вами нарядились в русскую национальную одежду не просто так. Мы с вами отправимся в путешествие. Но отправимся мы не в дальние страны, а в прошлое нашей страны. Увидим своими глазами как жили люди в старые времена, узнаем что-то новое о традициях и обычаях нашего народа. И какие традиции дошли до наших дней. Давайте сначала вспомним, что такое традиции? Дети: Обычаи, привычки. Воспитатель: Какие бывают традиции? Дети: Семейные, народные. Воспитатель: Какие в ваших семьях есть традиции? Дети: ответы детей Воспитатель:Ну, а мы с вами будем говорить о народных традициях. Хорошо? Дети: Да. Воспитатель: Тогда отправляемся в прошлое. Вместе хлопнули в ладоши Дружно топнули ногой Поприветствуем друг друга Игру в традиции начнем. Ребята оглянитесь вокруг, на что похожа эта группа? Дети: На русскую избу. Воспитатель:Правильно,на русскую избу. Горницу. Кто знает,что такое горница? Это самая просторная и светлая комната в доме, где хозяева встречали гостей. Почему же нас никто не встречает? Давайте закликать хозяйку. Хором: Хозяюшка, выходи Гостей в горнице прими! Воспитатель:А вот и хозяйка нас хлебом солью встречает Девочка: Дай Бог тому Кто к нашему двору,- Дорогим гостям, Милым детушкам. Воспитатель: В нашей стране принято дорогих гостей встречать хлебом и солью. Спасибо хозяюшка за хлеб, соль, за гостеприимство. Эта традиция сохранилась до наших дней. Как вы думаете, почему повелось встречать гостей хлебом, караваем. Ответы детей Воспитатель: Вспомните какие вы знаете пословицы и поговорки про хлеб. Дети: Хлеб - всему голова Хлеб да вода – здоровая еда Большому куску рот радуется Ешь пироги, а хлеб вперед береги Без хлеба – половина обеда Хлеб бросать – труд не уважать Будет хлеб – будет и обед Воспитатель: Правильно ребята. Хлеб во все времена был главной едой на столе и богатых и бедных. Большой труд люди вкладывали, чтобы вырастить хлеб. Поэтому и ценили его как ничто другое. Был и еще такой обычай у русских людей. Сея и убирая урожай на полях, в обеденное время, когда все поедят, мужчины и женщины отдыхали перед дальнейшей работой, а молодые девушки и парни в это время пели песни, водили хороводы и играли в различные игры. Давайте сейчас в одну такую игру поиграем. Называется она «Золотые ворота»: Золотые ворота Пропускают не всегда Первый раз прощается Второй раз – запрещается А на третий раз не пропустим вас. Дети: Это одна светлых и просторных комнат, где хозяева встречают гостей. Воспитатель: Очень хорошо. А теперь давайте посмотрим как выглядела старинная русская изба. Что самым главным является в доме? Дети: Печь и стол. Воспитатель: Почему? Дети: Печь, как мать родная, она греет, еду варит, спать на ней можно. За столом собиралась вся семья. Его называли – ладонь – божья. Воспитатель: Правильно. В центре стола всегда сидел отец – глава семьи. Посмотрите,то мы здесь видим Дети: посуда,рушник, матрешки, свистульки Воспитатель: Да или можно назвать это все предметы быта или народный промысел. Почему эти предметы называют народный промысел, подумайте. Дети: Потому, что люди сами вышивали,посуду сами делали, расписывали ложки, игрушки. Воспитатель: Правильно. Давайте повторим «народный промысел». А это, что за предмет такой дивный? Дети: Это прялка. Воспитатель: Для чего она нужна? Дети: При помощи прялки пряли пряжу, из нее получалась тонкая нить, а из этих ниток вязали теплые вещи. Воспитатель:Правильно. В те времена девушки сами пряли пряжу, вышивали рушники и рубахи, пекли хлеб. Мужчины из дерева вырезали ложки, скалки, матрешек, плели лапти и корзины из лыка. Все эти вещи называют народным промыслом. Делали они все это зимними вечерами, когда собирались вместе в одном доме. Ф называлось это посиделками. Повторите. Какие новые слова вы еще запомнили? Дети: Горница, народный промысел, посиделки Воспитатель: Посмотрите,то еще есть в нашей горнице Дети: Кукла Воспитатель:Верно. Такую куклу называли «кукла – оберег». Ее делали так же сами, берегли и хранили. Считали, что она оберегала дом от плохих людей. Сегодня мы устроим с вами посиделки и сделаем себе кукол – обереги. Изготовления кукол - оберегов. Воспитатель: На славу вы потрудились, славные куклы получились. 10. Итог Воспитатель: Ребята, кто узнал для себя, что-то новое, интересное, кому понравились традиции и обычаи русского народа. Ответы детей. Воспитатель: Какие народные традиции вам понравились? Ответы детей. Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего путешествия? Дети: Мы – русский народ должны придерживаться своей культуры, своих традиций и обычаев. Всё то, что узнали Мы сохраним. Традиции русские Детям и внукам передадим!
|
|||
|