|
|||
Коррекционно-развивающие: Развивать представления детей о жизни птиц и диких животных с приходом весны; Формировать интерес и желание бережного отношения к лесу и его
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Весна в лесу»[1] Татьяна Шведова Задачи: Коррекционно-образовательные: Расширять представления детей о природе, закреплять знания детей, о сезонных изменениях в природе, о диких животных, перелётных птицах, о правилах поведения в лесу. Коррекционно-развивающие: Развивать представления детей о жизни птиц и диких животных с приходом весны; Формировать интерес и желание бережного отношения к лесу и его обитателям; Уточнить значение леса в жизни человека и правилах поведения в лесу. Коррекционно-воспитательные: Воспитывать у детей потребность в общение с природой, бережное отношение к ней. Предварительная работа: дидактические игры «Животные и их детеныши», «Узнай дерево», «Угадай зверя по описанию»; рассматривание иллюстраций весеннего леса, изображений диких животных; чтение сказок о весне Н. Сладкова, стихотворений о перелетных птицах и диких животных; загадывание загадок о животных. Оборудование и материалы: мягкая игрушка «Белый медведь», карточки с изображением диких животных, иллюстрации «Времена года», «Дикие животные», «Лес». Ход. Воспитатель: Ребята, сегодня мы совершим с вами волшебное путешествие,если вы отгадаете загадку: Дом Со всех сторон открыт Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом Чудеса увидишь в нем. (лес) Воспитатель: Правильно, но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу: Дети: Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверушкам, Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверёк – Будь то ласка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба – Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо». Лес - это большой дом, стволы деревьев – это его стены, кроны деревьев – это крыша, а пол- это земля. В этом доме живут самые разные растения- деревья, кусты, травы и животные – насекомые, звери и птицы. Все в лесу друг другу нужны и никто не бывает лишним. А теперь - занимаем свои места и отправляемся в путешествие. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья. Воспитатель: А какое время года сейчас наступило? Дети: Весна. Воспитатель: Вот послушайте строчки о весне: Отшумела злая вьюга Стала ночь короче дня Теплый ветер дует с юга Капли падают звеня. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед, Тает баба снеговая И ручьями слезы льет. (Г. Ладонщиков) Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Воспитатель показывает игрушечного белого медвежонка. - Это белый медведь, дальний родственник нашего знакомого бурого медведя, которого мы можем повстречать в нашем лесу! Он живет на далеком севере, где никогда не бывает весны, и никогда не тает снег. Он отправится в путешествие вместе с нами, а мы будем рассказывать ему о весне! Какое время года было перед весной? Воспитатель демонстрирует опорные картинки с изображением времен года? Дети: Зима. Воспитатель: А какое время года наступит потом? Дети: Лето. Воспитатель: А следом придет? Дети: Осень. Воспитатель: И вновь наступает зима и год заканчивается. Скажите, какой месяц у нас за окошком? Дети: Март. Воспитатель: Март - это первый весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете? Дети: Это апрель и май. Воспитатель: Есть народная пословица, которая может нам рассказать о каждом из них - Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говориться? Дети рассуждают. Воспитатель: Дети, а как вы догадались, что к нам пришла весна? Что происходит в природе? Дети называют, а воспитатель показывает им опорные картинки. Дети: День становиться длиннее, а ночь короче, солнце светит ярче и согревает землю, тает снег, бегут ручьи, появляются первые проталины, звенит капель. Воспитатель: Дети, а что это такое? Ночью растет, а днем плачет. Дети: Сосулька. Воспитатель: Давайте вспомним, что еще бывает весной? Отгадайте загадку. С тучи, как из решета, Быстро капает вода. Рады ей деревья, птицы! Что же это за водица? Дети: Дождик. Воспитатель: Весной начинают идти дождики.Вот еще одна загадка: Что за ключ – не лежит, А журчит да бежит? Дети: Ручей. Воспитатель: А почему весной появляются ручьи? Дети: Тает снег. Воспитатель: Дети, теперь мы превратимся в веселые ручейки, возьмемся все за руки и побежим по земле, согретые лучиками весеннего горячего солнышка Физкультминутка. «Вместе по лесу идем» Вместе по лесу идем Не спешим, не отстаем. Вот выходим мы на луг Тысяча цветов вокруг! Вот ромашка, василек Медуница, кашка – клевер. Расстилается ковер И направо, и налево. Чтоб сорвать в лесу цветочки, Наклоняйтесь до носочков. Раз – цветок, два – цветок, А потом сплетем венок. Снова мы идем по лесу. Отдохнуть пора, дружок. Мы присядем на пенек. Воспитатель: А теперь давайте вернемся в наш лес. Что же изменилось с приходом весны там? Деревья и кусты по-своему приготовились к приходу весны! На их веточках стали набухать… почки. Дети подсказывают, а воспитатель демонстрирует ветки березы с почками. А кое-где уже из почек появились маленькие зеленые… листочки. Вот посмотрите, на наших веточках тоже распустились листочки. Скажите, почему листья так важны для нас? Дети: Они дают кислород, которым дышат люди и все животные. Воспитатель: Поэтому очень важно беречь деревья, деревья - наши самые большие друзья, без них не смог бы существовать человек и все живые существа.Недаром говорят: Леса – наше богатство. Воспитатель: А для чего еще деревья нужны человеку? Что делают из дерева? Дети: Из дерева строят дома, делают мебель, игрушки, посуду, бумагу, книги, карандаши и т. д. Воспитатель: Дети, давайте не обижать наших друзей, беречь их, не ломать понапрасну их веточки, не срывать листочки! А все ли деревья меняют свой внешний вид с приходом весны? Воспитатель показывает иллюстрации с различными деревьями? Какие деревья остаются зимой и летом одним цветом? Дети: Ель, сосна. Воспитатель: Правильно, это хвойные деревья. У них на веточках вместо листочков растут…иголки. А теперь назовите лиственные деревья? Дети: Дуб, береза, клен, тополь. Воспитатель: Ну что же, продолжим прогулку по нашему лесу. Вот мы вышли на лесную полянку и увидели, что снег еще не растаял, но кое-где уже появились проталины. А на проталинах, куда добрались солнечные лучи, можно встретить первые весенние цветы, которые появляются из-под снега. Воспитатель показывает картинки с первоцветами. Вот загадка про них. Первый вылез из землицы На проталинке. Он мороза не боится, Хоть и маленький. Из-под снега расцветает, Раньше всех весну встречает! Дети: Подснежник. Воспитатель: А какие первоцветы вы знаете еще? Дети: Мать-и-мачеха. Воспитатель: Какие красивые цветы, правда, дети! Давайте расскажем нашему мишке, можно рвать цветы на лесной полянке и уносить букеты домой? Дети: Нет, рвать цветы нельзя! Воспитатель: Правильно! Они погибнут, и другие путешественники не смогут полюбоваться их красотой. А теперь давайте пойдем по лесной тропинке дальше, и встретим других обитателей леса. Из берлоги после зимней спячки вылезает… бурый медведь, из своей норки тоже после зимней спячки появляется маленький колючий… ежик. Воспитатель: А вот, что я нашла под елкой, смотрите, сколько здесь разбросано шишек, но не целых, а кем-то погрызенных, и скорлупки рядом валяются. Кто здесь поработал? Воспитатель показывает детям шишки. Вот загадка про нее. Хожу в пушистой шубке, Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе Орешки я грызу! Дети: Белка. Воспитатель: Правильно! Как называется домик у белки? Дети: Дупло. Воспитатель: А вы помните, как меняется цвет ее шубки с приходом весны! Воспитатель: А какой зверь в лесу тоже меняет цвет своей шерсти? Вот про него загадка. Что за зверь лесной Встал как столбик под сосной. И стоит среди травы, Уши больше головы? Дети: Заяц Воспитатель: А вот, посмотрите, кто к нам выходит из чащи? Разбойник он серый, Воет без меры. Клыками - щелк! Кто же это? Дети: Волк. Воспитатель: А как называются животные, которых мы повстречали в лесу? Дети: Дикие. Воспитатель: Недаром говорят весна – зарождение жизни. Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще чудеса происходят с приходом весны? Весной возвращаются из теплых стран птицы. Как они называются? Дети: Перелетные. Воспитатель: По весне птицы начинают вить гнезда и высиживать птенцов. И если вам посчастливиться встретить в лесу гнездо с яйцами или птенцами, ни в коем случае не трогайте их потому, что тогда родители бросят свое гнездо и птенцы погибнут. – Но вы знаете, что не все птицы - хорошие родители. Одна птица не вьет гнезда, а откладывает свои яйца в чужие гнезда. Кто эта птица? Дети: Кукушка. Воспитатель: У нас в детском саду есть шкатулка с приметами и пословицами. Все дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои приметы? (Да). В круг ребята становитесь, Крепче за руки держитесь. Я шкатулочку возьму, И приметы соберу. Дети: Апрель с водою, май с травою. Весной солнце как мать: и светит, и греет. Не ломай печи, еще апрель во дворе. На весну надейся, а дрова запасай. Март зиму кончает, весну начинает. Вода с гор потекла, весну принесла. В марте курица напьётся из лужицы! Увидел грача – весну встречай. Ласточки прилетели – скоро гром загремит. До первой грозы лягушки не квакают. Апрель с водою – май с травою! Ребята, вам понравилось гулять по весеннему лесу? Что вам понравилось больше всего. Воспитатель: Теперь попрощаемся с ним - до свиданья мишка! Давайте скажем спасибо весне, за то, что она подарила нам длинные дни, за то, что нас согревает теплое солнышко, деревья скоро оденутся молодой листвой, зацветут цветы и вокруг станет очень красиво.
[1] Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Весна в лесу«. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру (maam.ru)
|
|||
|