Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Наставничество.



Наставничество.

 

Наставничество в атомной отрасли всегда имело особое значение. Необходимо понимать, что на заре возникновения отрасль была секретной. И самый безопасный способ передачи знаний был процесс наставничества.

 

Был меньше риск утечки, в случае, если пропадёт какой-либо документ, утеряется учебник или описание практики. Создавалась новая отрасль, не было большого количества практик, документов, методологии, процессов, которые помогали осваивать науку постепенно. Знание рождалось часто в кооперации с другими науками и передавалось опытным путём от профессоров к аспирантам, от старшего научного сотрудника к молодым сотрудникам посредством экспериментов, практики и повторений.

 

Так же большое влияние на развитие наставничества в атомной отрасли оказало недостаточное количество образовательных организаций. В целях постоянного совершенствования, обеспечения квалифицированными кадрами позиций, которые появлялись на заводах и атомных станциях применялось наставничество, чтобы делать это быстрее, дешевле, эффективнее. Параллельно создавались образовательные инфраструктуры. Именно поэтому модель наставничества на тот момент была едва ли ни ключевой моделью подготовки. Она решала целое многообразие задач, помогала закрывать как базовые позиции на предприятиях и атомных станциях, так и развивать знания посредством новых практик, экспериментов, опытов, создавать новые рубежи в реализации науки.

 

Время становления отрасли было периодом уникальных личностей с большой буквы. Людей, которые своими судьбами и своим примером вершили историю не только своего предприятия, но и целой эпохи.

 

Среди таких людей хочется отметить уникального учёного, входящего в историю становления ГНЦ РФ-ФЭИ, Владимира Александровича Малых. История его жизни поражает и воодушевляет одновременно. Профессиональный путь Владимир Александрович начал ещё в школе, совмещая учёбу в средней школе с преподаванием на курсах механизаторов. Окончание школы с отличием давало возможность без экзаменов поступить в ВУЗ, но из за семейных трудностей ему пришлось два года преподавать физику и математику в старших классах.

 

Став студентом Московского Университета, В.А. Малых одновременно зарабатывал на жизнь, работая лаборантом в НИИ физики МГУ. Но закончить вуз ему так и не удалось, вмешалась ВОВ, а затем после демобилизации и восстановлении в вузе сложное материальное положение.

 

В.А. Малых пригласили работать в лабораторию «В» старшим лаборантом. Он проявил себя как высококвалифицированный специалист с уникальным подходом к работе. И уже через 2 года Учёным советом он был утверждён соискателем учёной степени кандидата технических наук без законченного высшего образования. На том же заседании было предложено сразу присвоить ему и доктора технических наук.

 

В.А. Малых вошёл в историю не только как разработчик тепловыводящих элементов (ТВЭЛов) для Первой АЭС, но и как прекрасный наставник и руководитель. Его рабочий день был разделён на два этапа. Первая половина была насыщена звонками, оперативками, встречами. В день он мог принимать до 50 человек. И лишь после ухода всех сотрудников Владимир Александрович начинал заниматься документами.

Задания сотрудникам он давал в форме постановки задачи, оставляя свободу творчеству, инициативе. Всегда подчёркивал важность задачи, перспективы. За достаточно короткий промежуток времени его отдел вырос от 3х до 500 человек. В то же время Владимир Александрович внимательно относился не только к работе, но и к личной жизни своих сотрудников, всячески стараясь их поддерживать и направлять. В.А. Малых был неординарной, неоднозначной, но во всех смыслах уникальной личностью.

 

Так почему же наставничество важно Росатому сейчас? Ведь уже описаны процессы, есть методология, технология. Мы понимаем, как генерировать энергию, как делать новые виды продукции, вооружений, как развивать новые виды науки. Есть большая, развитая и развёрнутая сеть вузов, колледжей, которая обеспечивает кадровую потребность, внутренние учебные центры и отрасль уже не на столь секретна. Довольно много продуктов реализуется на открытом рынке. Мы следим за конкурентами, конкуренты за нами. Технологии меняются, и Росатом уже полноценный глобальный игрок.

 

В первую очередь в пользу наставничества играет тот фактор, что в условиях текущей конкуренции у нас постоянно повышаются требования к образованию и квалификации сотрудников. Это обусловлено стратегией отрасли. Нам необходимо выходить на новые рынки, делать новые продукты, конкурировать с новыми игроками в условиях постоянного технологического обновления. И это обновление формулирует жёсткую рамку требований, за которой образование почти никогда не успевает. Приходится уже на рабочих местах доводить до нужного уровня высококвалифицированных специалистов.

 

Второй блок требований связан с особенностями образования в РФ. Возникает необходимость значительную долю выпускников доподготавливать. Тратятся большие ресурсы, силы, время, т.к. отрасли необходимы специалисты более высокой квалификации. В подобной ситуации находятся предприятия почти по всему миру.

 

Третий блок требований связан с большим объёмом знаний, который появился, появляется и является конкурентным преимуществом Росатома на внешнем рынке. Не все знания до сих пор описаны, некоторые знания передаются «на кончиках пальцев» и некоторые знания даже при описании невозможно легко получить из книги или видеокурсов. Они требуют постоянной работы и развития компетенций под присмотром наставника. Особенно это характерно для критических знаний и умений, которые обеспечивают ключевые производственные процессы на наших АЭС и предприятиях.

 

Современный мир требует современного подхода к обучению, образованию и взаимодействию с молодыми сотрудниками и студентами. И совсем иного взгляда на сам процесс воспитания молодого поколения.

 

Такого взгляда на современное образование придерживается и ведущий инженер-электрик ГНЦ РФ-ФЭИ, победитель дивизионного конкурса «Наставник года» Машихин Владимир Николаевич.

 

«Я не наставник. Не преподаватель. Вообще эта тема для меня обсурдна.

Я против того, что бы это как то выделялось. Это не направление. Это норма жизни. Это суть эволюции материи, и адептом этой концепции я являюсь.

 

Я против теории ZOG, что всё уже давно придумано, и какие то злые дяди нам не дают знаний. Человечество упёрлось в тупик. Всё, что человек смог открыть, он открыл, размельчил мелкое, укрупнил крупное. А дальше? Тупик. Всё давно придумано и воплощено. Мы можем только масштабировать. Что бы сейчас человечество не делало, один хрен получается свистелка или перделка для айфона/андроида.

 

А я хочу увидеть звездолёт. В живую. Я их видел, только во сне. И они были прекрасны.

Но в наших реалиях этой мечте не сбыться. Мы разучились творить, разучились быть творцами. Бог – это творец. Человек подобен богу, а значит творец то же, только масштаб поменьше.

 

Наша система образования направлена на то, что бы человек получил как можно больше знаний. Мол, вложи с детства и юношества в голову ребёнка больше знаний, а по жизни он использует то, что пригодится. Идея прекрасная, только не учитывается то обстоятельство, что все люди разные, и каждому нужно ровно то, к чему у него природой заложен потенциал. И все эти джоули-валентности, которыми ученику в школе забивают голову, в принципе не понадобятся, например, … да никому.

 

Нужно развивать у человека то, к чему у него тяга с детства, а не делать универсала. И весь этот «системнообучательный» шлак можно заменить на «интересонаправленый».

Только тогда, когда человек достигает знаний и умений в своём направлении, вот тогда он и начинает ТВОРИТЬ. Становится ТВОРЦОМ, а значит подобным Богу. И те, кто научится ТВОРИТЬ, те и сделают прорыв в эволюции.

 

И в этом нужно помочь. Помочь более опытному — начинающим. Не за деньги, а из понимания, что не научишь, не поможешь, не откроешь — дальше тупик.

 

Моя позиция сформировалась ещё с первого конкурса «Лидеры России». Россию спасут ДИПЛОМЫ.

 

Нет, не сами дипломы конечно, а умения сделать «проект» по тому направлению, который выбрал молодой специалист. А что он выбрал? Он пришёл на практику, практика — это закрепление физическим трудом теоретических знаний. А знания нулевые. Почему?

 

На примере. Обнинский ПОЛИТЕХ. Краса и гордость Обнинска. Сдох как лошадь ковбоя-потрошителя. Почему? Катастрофический недостаток обучающего персонала. Если искать причины, можно долго и упорно буксовать.

 

А я не хочу. Поэтому делаю то, что делаю. Я выращу поколение, которое построит звездолёт.»

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.