Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ



 

Методика «Исследование словесно-логического мышления младших

школьников» (Э.Ф. Замбацявичене)

Цель методики: выявление уровня развития словесно - логического мышления. Оцениваемое УУД: логические универсальные учебные действия.

(Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. )

Форма проведения: письменный опрос.

Возраст: младшие школьники 1-й субтест направлен на выявление осведомленности. Задача испытуемого — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления и осведомленности.

Методика состоит из 4х субтестов. Каждый субтест в полном варианте состоит из 10 заданий, в кратком 5 заданий.

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Испытуемый – ученица 3го класса, 9 лет.

Задания 1-го субтеста

Инструкция: «Закончи предложение. Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы? »

Если ответ правильный, задается например вопрос: «Почему не шнурок?» После правильного объяснения решение оценивается в 1 балл, при неправильном объяснении — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку предлагается подумать и дать правильный ответ. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ неправильный, выясняется понимание слова «всегда». При решении последующих проб 1-го субтеста уточняющие вопросы не задаются.

Задания Баллы
1. У сапога всегда есть ... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы)
2. В теплых краях живет... (медведь, олень, волк, верблюд, пингвин)
3. В году ... (24 месяца, 3 мес., 12 мес., 4 мес., 7 мес.)
4. Месяц зимы ...(сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)
5. В нашей стране не живет... (соловей, аист, синица, страус, скворец)
6. Отец старше своего сына... (редко, всегда, часто, никогда, иногда)
7. Время суток... (год, месяц, неделя, день, понедельник)
8. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень)
9. Время года ... (август, осень, суббота, утро, каникулы)
10. Пассажирский транспорт... (комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз)

2-й субтест. Классификация, способность к обобщению

Инструкция: «Одно слово из пяти лишнее, его следует исключить. Какое слово надо исключить?»

При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном — 0,5 балла. Если ответ ошибочный, предлагают ребенку подумать и ответить еще раз. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7-й, 8-й, 9-й, 10-й проб уточняющие вопросы не задаются.

Задания Баллы
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка
2. Река, озеро, море, мост, пруд
3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина
6. Курица, петух, орел, гусь, индюк
7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля
9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

 

3-й субтест. Умозаключение по аналогии

Инструкция: «Подбери из пяти слов, написанных под чертой, одно слово, которое подходило бы к слову «гвоздика» так же, как слово «овощ» — к слову «огурец».

За правильный ответ 1 балл, за ответ после второй попытки — 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.

Задания Баллы
1. Огурец - Овощ Гвоздика - ? (Сорняк, роса, садик, цветок, земля) 0,5
2. Огород - Морковь Сад - ? (Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка)
3. Учитель - Ученик Врач - ? (Очки, больница, палата, больной, лекарство) 0,5
4. Цветок - Ваза Птица - ? (Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост)
5. Перчатка - Рука Сапог- ? (Чулки, подошва, кожа, нога, щетка)
6. Темный - Светлый Мокрый - ? (Солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный)
7. Часы - Время Градусник - ? (Стекло, больной, кровать, температура, врач)
8. Машина - Мотор Лодка- ? (Река, маяк, парус, волна, берег) 0,5
9. Стол - Скатерть Пол - ? (Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди) 0,5
10. Стул - Деревянный Игла - ? (Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная) 0,5

4-й субтест. Обобщение

Инструкция: «Найди подходящее для этих двух слов обобщающее понятие. Как это можно назвать вместе, одним словом?»

При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны предыдущим субтестам. Уточняющих вопросов не задают.

Задания Баллы
1. Окунь, карась...
2. Метла, лопата...
3. Лето, зима...
4. Огурец, помидор ...
5. Сирень, орешник ...
6. Шкаф, диван ...
7. Июнь, июль ...
8. День, ночь...
9. Слон, муравей ...
10. Дерево, цветок ...


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.