|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент.. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.. Изучение нового материала.
Класс: 7 15.03 Тема урока: Окончание Смутного времени. Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты. Ход урока: 1.Организационный момент. 2 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности. -Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг – действие человека, совершенное во имя других.) - Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.) - Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.) - Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность. Если он любит свою Отчизну.) - Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? (Смутное время.) - Что такое Смута? (непонятное время, тревожное, опасное). Сколько же оно могло уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ему конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? ( Окончание Смутного времени) Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности? 3. Изучение нового материала. К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся) Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором». Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву. После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем. 1) Распад тушинского лагеря. (работа с учебником с. 21-22) У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому. 2) Семибоярщина В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским. Период правления 7 бояр вошел в историю под названием Семибоярщина. Запись в тетрадь: Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства. Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени. 3)Работа с учебником с. 22-23 : вывод: под угрозу поставлена независимость страны, - произошло пробуждение народа, он поднялся на борьбу за освобождение Отечества. 4) Работа с учебником с.23-25 1- первое ополчение (январь-июль 1611 год), 2- второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 год), Результат - составление таблицы:
5) Освобождение Москвы. ( работа с учебником с.25-26 и заполнение хронологической таблицы в тетрадях:
Итоги Смутного времени (запись в тетради) • Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства. • Новая династия. • Потеря территории. • Укрепление царской власти.• Убыль населения • Сохранения единства страны. • Усиление роли Земских соборов 4. Домашнее задание. Параграф 16 прочитать, ответить на вопросы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|