Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организационный момент.. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.. Изучение нового материала.



 

Класс: 7 15.03

Тема урока: Окончание Смутного времени.

Цели и задачи урока: познакомить с внешнеполитическим положением России в начале 17 века, положением правящей верхушки в стране, окончанием Смутного времени, характеризовать последствия Смуты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2 Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

-Ребята, что такое подвиг? ( Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Подвиг – действие человека, совершенное во имя других.)

- Кто такой патриот? ( Патриот – это человек, горячо любящий свой народ и своё Отечество.)

- Какие люди способны совершить подвиг? ( Подвиг – это героический поступок, требующий от человека особого отношения к происходящему, а вместе с тем проявления таких качеств, как мужество, сила воли, любовь к людям и способность к самопожертвованию.)

 - Когда человек готов на подвиг ради Родины? (Если Родине угрожает опасность.  Если он любит свою Отчизну.)

- Как Вы думаете, в начале XVII века Россия нуждалась в героях? Почему? Какое время было? (Смутное время.)

- Что такое Смута? (непонятное время, тревожное, опасное).

Сколько же оно могло уже продолжаться? Должен же когда-нибудь наступить ему конец. Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? ( Окончание Смутного времени)

Проблемный вопрос урока: Какова роль народа в ликвидации Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской государственности?

3. Изучение нового материала.

К концу лета 1610 года положение России было очень бедственным, Россия находилась на краю пропасти. Почему? (ответы учащихся)

​ Лжедмитрий 2 со своими полчищами расположился в 12 верстах от Москвы в Тушине. За что и был прозван «тушинским вором».

​ Смоленск был осажден войсками Сигизмунда 3, часть польского войска под командованием гетманов Жолкевского и Сапеги двинулась из-под Смоленска на Москву. В бою под селом Клушино, близ Можайска, русское войско во главе с бездарным Дмитрием Шуйским (брат царя В.Шуйского) потерпело жесткое поражение. Поляки окружили Москву.

​ После клушинского поражения шведские войска ушли на север и в 1611 году захватили Новгород и все русское побережье Финского залива. Шведские отряды силой пытались добиться признания шведского принца русским царем.

1) Распад тушинского лагеря. (работа с учебником с. 21-22)

 У стен Новодевичьего монастыря стали лагерем войска польского королевича Владислава. Гетман Жолкевский, выступавший от имени Владислава, которому было всего 15 лет, послал московским боярам письмо: «Желаю не крови вашей,— писал он,— а блага России, предлагаю вам державство и гибель Самозванца». Другими словами в письме, говорилось о намерении поляков остановить напрасное кровопролитие, а предложение боярам вместо Шуйского избрать русским царем сына Сигизмунда 3 Владислава, который по их словам, охотно примет православную веру. Большая часть бояр, поколебалась в преданности царю В. Шуйскому.

2) Семибоярщина

В июле 1610 года московские бояре свергли Василия Шуйского с престола и насильно постригли его в монахи и отправили в Чудов монастырь. К власти пришли Боярская дума, в составе 7 человек – во главе с Ф.И. Мстиславским.

Период правления 7 бояр вошел в историю под названием Семибоярщина.

Запись в тетрадь:

Интервенция – с лат. «вмешательство» - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Семибоярщина - правление 7 бояр (во главе с Ф.И. Мстиславским) в период Смутного времени.

3)Работа с учебником с. 22-23 : вывод: под угрозу поставлена независимость страны, - произошло пробуждение народа, он поднялся на борьбу за освобождение Отечества.

4) Работа с учебником с.23-25

1- первое ополчение (январь-июль 1611 год),

2- второе ополчение (сентябрь 1611-октябрь 1612 год),

Результат - составление таблицы:

 

Народное ополчение Центр формиро- вания Руково дители Основной состав

Итоги деятельности

 
Первое ополчение      

 

 

Второе ополчение    

 

 

             

 

5) Освобождение Москвы. ( работа с учебником с.25-26  и заполнение хронологической таблицы в тетрадях:

Дата                            Событие
Июль 1612 г.  
22 августа 1612 г.  
24 августа 1612 г.  
Сентябрь- Октябрь 1612 г.  
22 октября 1612 г.  
4 ноября 1612 г.  

 

Итоги Смутного времени (запись в тетради)

• Рост национального самосознания. • Упадок хозяйства.

• Новая династия. • Потеря территории.

• Укрепление царской власти.• Убыль населения

• Сохранения единства страны.

• Усиление роли Земских соборов

4. Домашнее задание.

Параграф 16 прочитать, ответить на вопросы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.