Урок в 9 классе по теме «Закон сохранения импульса. Реактивное движение»
Урок в 9 классе по теме «Закон сохранения импульса. Реактивное движение»
I. Изучение нового материала
- Если на данную систему тел не действуют внешние тела, то она называется замкнутой системой. Для таких систем выполняется закон сохранения импульса: «Импульс любой замкнутой системы сохраняется»
- Примером применения закона сохранения импульса является реактивное движение – движение, возникающее при отделении от системы какой-либо ее части с некоторой скоростью Движение ракеты – пример реактивного движения. Скорость ракеты может быть определена с помощью следующей формулы
vр=mvг/М m – масса газа, М – масса ракеты.
- Реактивные двигатели используют в ракетах для полетов в космос, в ракетах, предназначенных для военных целей и в современных скоростных самолетах.
- Идеи использования ракет начал развивать русский ученый Циолковский К.Э. (начало 20 века). Затем за дело взялся конструктор ракетно-космических систем Королев С.П.. Под его руководством в 1957 году был запущен первый в истории искусственный спутник Земли. А 12 апреля 1961 года в полет отправился Гагарин Ю.А.. В 1969 г американские астронавты впервые высадились на поверхность Луны. И пошло-поехало. Из белорусов космонавтами стали Климук П.И.,Коваленок В.В. и Новицкий О.В.
II. Задачи по закону сохранения импульса
- Вагон массой 20 т, движущийся со скоростью 0,3 м/с, нагоняет вагон массой 30 т, движущийся со скоростью 0,2 м/с. Какова скорость вагонов после того, как сработает автосцепка? (0,24 м/с)
- С лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, прыгает мальчик массой 50 кг в горизонтальном направлении со скоростью 7 м/с. Какова скорость лодки после прыжка мальчика, если мальчик прыгает с кормы в сторону, противоположную движению лодки? С носа по ходу движения? (3,м/с; 0,5 м/с)
- Конькобежец массой 70 кг, стоя на коньках на льду, бросает в горизонтальном направлении камень массой 3 кг со скоростью 8 м/с. На какое расстояние откатится при этом конькобежец, если коэффициент трения коньков о лед 0,02. (0,3 м)
Домашнее задание: §32 Упражнение 25(3)
1.Вагон массой m1=40 т движется со скоростью v1=6 м\с по горизонтальному участку ж\д полотна и сталкивается с неподвижной платформой массой m2=20 т. Определите скорость совместного движения вагона с платформой после их сцепления (4 м\с)
2.Из винтовки массой m=4,5 кг при выстреле вылетает пуля, импульс которой р=6,0 кг∙м/с. Найти скорость винтовки при отдаче. (1,3 м\с)
3.Вагон массой m1=35 т, движущийся со скоростью v1=2,0 м\с, догоняет второй вагон массой m2=20 т, движущийся со скоростью v2=1,0 м\с. Определите их скорость после сцепления (1,6 м\с)
|