|
|||
Immer leiser wird mein Schlummer
Энгармонизм. Термин восходит к античности, но теперь, в условиях гармонич. многоголосия, означает другое, а именно, комматические изменения высоты звуков. Общее, что объединяет его с античным энгармонизмом, это оперирование мельчайшими интервалами (значительно менее полутона). Школьное определение «равенство по звучанию, разница по написанию» – ложно в обеих своих половинах. Равенства по звучанию нет (иначе в энгармонизме не было бы смысла), написание же имеет второстепенное значение. Эффекты сдвигов высоты на комму возникает не в звучании инструмента (на инструментах фиксированного строя это невозможно), а в нашем восприятии, когда высота интерпретируется из звучащего контекста. Приравниваемые звуки мы чётко слышим как разные по высоте. Энгармонизм принято в некотором смысле приравнивать к модулированию – это осбый способ связывания разных тон-тей, где диссонирующий аккорд переосмысливается и получает новое значение и разрешение. Переосмысление происходит не во время звучания такого аккорда, а «задним числом», ретроспективно, вследствие неожиданного разрешения. Поэтому энгармонические модуляции иногда называют внезапными. Вместе с тем в условиях усложненной, «расширенной» тональности (erweiterte Tonalität), например у романтиков, существует внутритональный, не связанный с модуляцией, энгармонизм. Например, «шубертова шестая» – минорное трезвучие на VI ступени в миноре включает звук, энгарм. равный (≈) вводному тону: в ля миноре шубертова шестая (трезв. фа минор) включает ля-бемоль, ≈ соль-диезу. Это трезвучие – не что иное, как гармоническая (минорная) субдоминанта параллельной тон-ти до мажор, хотя при этом тональность до мажор никак не проявляется. Примером подобного энгармонизма может служить начальное построение прилагаемой ниже песни Брамса. В до-диез миноре появляется гармония, указывающая на ми мажор, хотя модуляции по-сути нет. Здесь замечательны энгармонические флуктуации звуков his ≈ c, создающие утонченный эффект эмоциональной двойственности. В энгармонической модуляции посредствующим элементом может быть почти любой интервал или аккорд. Однако существуют излюбленные, наиболее удобные и употребительные созвучия, к которым относятся четыре: увелич. трезвучие, уменьшенный септаккорд, малый мажорный септаккорд, полууменьшенный септаккорд. В этих модуляциях примечателен не только выбор посредствующего аккорда, но и особые приёмы, техника перехода из одной тон-ти в другую. Увелич. трезвучие.Его интервалика делит октаву на равные части без остатка. Этим ув. трезв. подобно уменьш. 7-аккорду. Это симметричные «круговые» структуры. Вследствие симметрии обращения таких аккордов неотличимы по звучанию от основного вида, будучи взяты вне контекста. Поэтому они весьма удобны для энгарм. модуляции. Но если ум. 7-акк. использовался в энгарм. модуляции уже в XVII веке, то ув. трезв. из-за неупотребимости стало применяться в модуляции большей частью только у романтиков. Ув. трезвучие используется в мажоре и миноре в двух значениях. Поэтому, будучи диссонансом, оно имеет разрешения в 2 мажорных и в 2 минорных тональности. Каковы эти значения? В мажоре VI гарм. и V с повыш. квинтой, в миноре III гарм. и IV с пониж. примой. В значении гарм. ступеней они разрешаются одним звуком на полутон, в значении альтерированных разрешаются двумя звуками на полутон. Таким образом, одно ув. трезв. разрешается в 4 тоники:
Если же использовать энгармонизм того же аккоррда с обращениями, то есть представить трезвучие на ми-бемоле как секстаккорд и квартсекстаккорд, то это созвучие будет интерпретироваться еще в восьми тональностях: 1) Нужно письменно показать разрешение в 12 тональностей ув. трезвучия, построенного от звука «до» c – e – gis. 2) Найти в средней части пьесы «Утреннее настроение» (Моргенштиммунг) модуляции посредством ув. трезв. и объяснить значение этого аккорда в каждой из тональностей, показать, что написание (разница в написании) несущественно. 3) Найти внутритональный энгармонизм в нач. песни Брамса. Объяснить модуляцию из B-dur в Des-dur на границе 8-го и 7-го тактов от конца этой песни. Указать, в какой из двух тональностей нотируется посредствующий аккорд.
ГРИГ – УТРЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ
Immer leiser wird mein Schlummer Глубже все моя дремота J. Brahms. Ор. 105, №2 Слова Г. Лингг
|
|||
|