Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гармония. г. Группа МИД-18, МИВ-18. г. Группа МИИ-18. Тема: Двойная доминанта в каденции.



Гармония

02.04.2020г. Группа МИД-18, МИВ-18

02.04.2020г. Группа МИИ-18

Тема: Двойная доминанта в каденции.

  1.Особенности трактовки DD Различные виды мажора и минора - натуральный, гармонический, мелодический - объединяются одним общим признаком: все эти лады - диатонические; их созвучия в своей совокупности подчиняются тонике непосредственно в качестве её доминанты, субдоминанты или побочных аккордов. Художественная практика в течении многих веков пользуется хроматикой, которая постепенно преобразовала и расширила диатоническую музыкальную систему. Хроматизмом называется любое повышение или понижение на полтона диатонических ступеней. Хроматически изменённые звуки называются альтерационными. В музыке понятие «альтерация» связано с ладотональностью и такими изменением ступеней лада, которое повышением или понижением звуков усиливает тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые или создаёт новые тяготения. Альтерация ступеней лада используется по-разному. С одной стороны, альтерация неустойчивых ступеней лада (II, IV, VI и VII) может обострять натуральные внутриладовые тяготения (II - II- I; IV- IV- III и т.п.). С другой стороны, альтерация любой ступени лада может стать средством выхода из данной диатоники и перехода в другую ладотональную систему, в другую тональность. В зависимости от результата альтерационных изменений различается внутритональная и модуляционная альтерация. Хроматика и обострение тяготения придают альтерированным аккордам не только особую ладовую напряженность, но и особую красочность. Ладовая альтерация делится на 2 группы: альтерация аккордов доминантовой и субдоминантовой групп. В данной работе мы рассматриваем альтерацию аккордов доминантовой группы, так как среди хроматических аккордов они являются наиболее распространёнными. Аккорды DD могут рассматриваться двояко: - как альтерированные аккорды группы S; - как D к D главной тональности (отсюда и название). К аккордам доминантовой группы относятся D7 и VII7. Эти же аккорды по отношению к доминанте образуют группу DD7 и DDVII7. Среди аккордов DD различают группу аккордов, построенных на II ступени лада: DD53, DD7, DD9; и аккорды, построенные на IV повышенной ступени, так называемые -- вводные к D: DDVII53, DDVII7. Важнейшей отличительной чертой аккордов этой группы является повышенная IV ступень гаммы; IV натуральная ступень служит признаком S гармонии (S, SII, SII7), но будучи повышенной, она меняет свою функцию, тяготение, становясь вводным звуком к доминанте. Применяются аккорды DD в каденциях и внутри построения. 2.Аккорды DD в каденциях Аккорды с IV повышенной ступенью представляют вид S альтерации. Эта альтерация способствует более острому, напряженному тяготению к каденционному басу - V, так как образует яркое полутоновое соотношение между IV повышенной и V ступенью лада. При разрешении этих аккордов в консонирующую гармонию V ступени возникает как бы краткое отклонение в тональность V ступени, в которой аккорды с IV повышенной ступенью трактуются как вводный тон в доминанте. Приготовление аккордов DD чаще всего происходит T и S гармониями, а именно: Т, VI, II, II7, S. При этом в басу аккорда DD помещается один из тех звуков, которые окружают бас К64, то есть или IV повышенная, или VI ступень гаммы. Вводный звук DD (IV повыш.) идет при разрешении по своему тяготению, то есть на малую секунду вверх, общие звуки остаются на месте. Таким образом, каденционными являются: DD65, DD43, DDVII7, DDVII65.   При приготовлении S53 или S6 удвоенная IV ступень в другом голосе должна идти противоположно восходящему хроматическому ходу, т.е. плавно вниз. Соотношение аккордов двойной доминанты с доминантой аналогично соотношению доминанты с тоникой. Поэтому аккорд DD7 разрешается в D53, как D7 в Т53.

Задания

1.Изучить тему «Двойная доминанта в каденции.»

Литература: Дубовский И. Учебник Гармония

2.Гармонизовать мелодии по данной теме (1-2 задачи)

Литература: Алексеев Б. Задачи по гармонии

3.Играть на фортепиано гармонические схемы по данной теме в тональностях E-dur, cis –moll

Литература: Алексеев Б. Гармонические схемы для игры на фортепиано.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.