Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы практического характера.



Вопросы практического характера.

Сформулируйте свою точку зрения и приведите аргументы в пользу ее доказательства.

  1. Согласны ли вы с тем, что философия учит человека быть человеком? В чем, по-вашему, ее назначение? Ответ аргументируйте.
  2. Античный мыслитель Платон считал, что большинство людей подобны узникам в пещере – они связаны, сидят спиной ко входу и видят только тени того, что происходит снаружи, в подлинном мире. И эти тени на стене люди считают за единственно возможный мир. Как вы думаете, что имел в виду философ? Можно ли сказать, что Платон прав или это преувеличение? Ответ обоснуйте.
  3. Считаете ли вы, что уже сейчас в вашей жизни есть какой-то высший смысл, или он появится позже, когда вы добьетесь чего – нибудь  существенного в жизни?
  4. Стоики говорили, что с судьбой бороться бесполезно: кто за судьбой не идет, того она тащит. Как вы считаете, что более благоразумно: изменять себя или изменять внешние обстоятельства?
  5. Как вы понимаете слова Диогена: людей много, а человека найти трудно?
  6. Чем, по-вашему, мнению отличается мудрый человек от умного?
  7. И. Кант считал, что совесть – это показатель человечности, она не зависит ни от каких материальных условий и причин, это как бы голос Бога в нас. А. Шопенгауэр, напротив, полагал, что совесть на девять десятых – результат страха перед общественным порицанием: я не поступлю плохо, потому что боюсь наказания. Какая точка зрения выражает, по-вашему, природу человека? Ответ аргументируйте.
  8. Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали его искоренить во всем мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?
  9. Христианская мораль призывает любить всех людей просто потому, что каждый достоин любви. Некоторые философы считали, что просто человек – это животное, и любить надо такого человека, который стремиться быть человеком, постоянно побеждает в себе животное начало. Какая точка зрения вам ближе? Ответ аргументируйте.
  10. Философ Ж.Ж. Руссо считал, что очень часто ребенка заставляют жить так, как живут взрослые, и тем самым не дают ему развиваться свободно, воспитывают в нем рабское послушание. Но без послушания, без авторитета взрослого также, видимо, немыслимо воспитание. Где же выход?
  11. Есть много людей, которые знают о том, что такое добро и зло, знают правила морали, но, тем не менее, творят зло. Может быть, разум (интеллект) и нравственность, доброе сердце вообще никак не связаны между собой? Ответ аргументируйте.
  12. Что, по-вашему, наполняет жизнь смыслом: интересная творческая работа; или когда вы любите и любимы; или когда вы занимаете значительное положение в обществе и всем известны?
  13. Можно ли сказать, что человек живет бессмысленно, если он никогда не задумывался о смысле своей жизни?
  14. Если человек совершенно случайно возник во Вселенной и так же случайно может исчезнуть как вид, то есть ли причины для гордости, для того, чтобы считать себя высшей ступенью развития природы?
  15. Если жизнь с самого начала возникновения прогрессировала и развивалась, то, может быть, человек не последнее звено в ее развитии? Но кто же может быть следующим? Кто придет после нас?
  16. Согласны ли вы с тем, что отучиться лгать другим не так уж сложно, гораздо труднее отучиться лгать самому себе, то есть посмотреть на себя честно и искренне?
  17. Казалось ли вам когда-нибудь, что вы рождены для того, чтобы совершить в этом мире нечто великое?
  18. Как вы можете прокомментировать слова А. Пушкина: «На свете счастья нет, но есть покой и воля»?
  19. Как вы понимаете слова апостола Павла: «Что мне в том, что я приобрету богатства всего мира, а душу свою потеряю»?
  20. Как вы считаете, какое общество лучше – такое, где царят суровые, безжалостные к человеку законы, но зато есть порядок и гарантированный минимум благ; или общество с мягким, либеральным законодательством, но зато там вы идете на постоянный риск: риск разориться, риск не найти работу, - и должны сами отвечать за себя и полагаться только на собственные силы?
  21. Как вы понимаете и воспринимаете следующие мысли японского философа – пророка УтимураКандзо (1861-1930). «Я ищу истину, которая бы годилась для всех людей, высоких и низких, богатых и бедных, мудрых и немудрых, ищу свет, который светит каждому человеку независимо от расы, национальности, религии. Ценность человеческой жизни заключается в душе, которая достигает центра – Бытия… Человек, познающий Истину, становится универсальным, поднимаясь над собой, и над миром… Нация, как и человек, может быть великой при всей ее малости».
  22. Древнекитайский философ Лунь Юй сказал: «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться от наказаний и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Его спросили: «Как сделать народ почтительным, преданным и старательным? Он ответил: «Если вы будете в общении с народом строги, то народ будет почтителен. Если вы проявите сыновнюю почтительность к своим родителям и будете милостивы (к народу), то народ будет предан. Если вы будете выдвигать добродетельных людей и наставлять тех, кто не может быть добродетельным, то народ будет старательным». Какие ценности характерны для древнекитайского общества и его культуры? Как Вы считаете, потеряли ли они свое значение сегодня?
  23. Прочтите предложенный отрывок. Согласны ли Вы с философом К. Юнгом? Сделайте

  вывод о работе сознания и бессознательного в человеке «… сны могут иногда оповещать о некоторых ситуациях задолго до того, как те произойдут в действительности. И это вовсе не чудо или мистическое предсказание. Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую бессознательную историю. Мы проходим её шаг за шагом, не сознавая опасности, которая накапливается. Но то, что мы сознательно стараемся не замечать, часто улавливается нашим бессознательным, которое передает информацию в виде снов».

 24. Как Вы понимаете фразу: «Человек – это стремление быть человеком»? Можно ли сказать, что человек становится человеком к определенному возрасту или достигая определенного положения в обществе? Может ли вообще наступить такой момент в жизни любого человека, когда он вправе сказать себе: ну вот, наконец-то я стал человеком?

 25.В своей известной притче «О трех превращениях» в книге «Так говорил Заратустра» Ф. Ницшев аллегорической форме изображает этапы творческого процесса. Первый из них - приобретение знаний и навыков, накопление информации. Ницше сравнивает состояние такого человека с верблюдом, на которого навьючивают все большую ношу. Однако приобретенные знания не должны виснуть грузом, быть такой рутиной, которая мешает сказать новое слово. Нужно набраться мужества сказать «нет» себе прежнему, в самом себе освободиться от привычных представлений. Для того нужно стать львом. Потому второй этап – «этап льва», когда надлежит стать решительным и изменить то, что казалось незыблемым и привычным. Третий этап – «этап ребенка», когда человеческий дух становится раскованным, естественным и когда в свободной, непринужденной игре творческих сил рождается что-то новое.

Покажите, что способность и возможность свободного творчества невозможны без каждого из этапов. Почему на протяжении жизни часто теряется в человеке творческий импульс, ведь в детстве все были в чем-то талантливы? Какие признаки творчески одаренной личности вы могли бы назвать?

 26. У Н. Бердяева читаем: «Русский народ из всех народов мира наиболее всечеловеческий, вселенский по своему духу, это принадлежит строению его национального духа». А вот Александр Блок писал: «Нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». И уже в наши дни: «Но чужие священные камни, кроме нас, не оплачет никто» (Юрий Кузнецов).

  Можете ли вы проиллюстрировать примерами из русской истории, русской культуры эти идеи? Как бы вы сформулировали специфику русского национального характера?

 27. Сравните следующие два высказывания русского философа Н.А. Бердяева:

  «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

  «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы — не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

 28. Как известно, результатом познания является знание. Знаменитому английскому философу Ф. Бэкону принадлежит всем известное изречение «Знание - сила». Согласны ли вы с ним или нет? Ответ аргументируйте.

 29. И. Кант считал, чувства и разум играют в познании одинаково важную роль, но есть еще одна удивительная человеческая способность, из которой вырастают и чувства, и разум. Ответьте на вопрос: о какой способности идет речь? Согласны ли вы с философом? Ответ аргументируйте.

 30. Французский мыслитель-просветитель Д. Дидро отмечает: «Для того чтобы быть счастливым, нужно иметь хороший желудок, злое сердце и совсем не иметь совести». А вот античный мыслитель Платон считает: «Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное». Почти в унисон твердит немецкий поэт-мыслитель И. Гете: «Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем».

  Ваша оценка данных позиций. Можете ли вы предложить миру свой собственный рецепт счастья?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.