Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ (1966)



АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ (1966)

Статья написана Францем Марийненом («Institut des Arts

Spectaculaires» — INSAS) в 1966 г. в Брюсселе, где Гротов-

ский и его соратник Ришард Чесляк проводили занятия.

Начиная занятия, Гротовский говорит, что кон-

такт между зрителями и актерами в театре жиз-

ненно важен. Напоминая об этом, он утверждает:

«Сущность театра — это актер, его действия и то,

что он может достичь».

Его лекция и упражнения основаны на научных

исследованиях актерской техники и являются ито-

гом многолетних поисков.

Голосовые упражнения

Гротовский начинает с замечаний об отноше-

нии, которое необходимо выработать к своей ра-

боте. Он требует абсолютной тишины от всех при-

сутствующих — и от актеров, и от аудитории. Смех

нужно сдерживать, несмотря на то, что упражне-

ния могут поначалу показаться чем-то вроде цир-

кового представления. Такое впечатление может

сложиться у тех, кто не знаком с его методом,

но оно быстро изменится, как только они получат

несколько уроков и увидят результаты. Зрители —

в данном случае те, кто не принимает участия

в упражнениях, — должны стать для учеников не-

видимыми и неслышимыми.

Стимулирование голоса

Каждый из занимающихся выбирает текст и,

по своему усмотрению, волен прочесть его, про-

петь или прокричать. Все говорят одновременно.

Гротовский ходит среди учеников, проверяя грудь,

спину, голову, живот. Ничто не укрывается от его

внимания.

После этого он вызывает четверых. Остальные

идут на свои места в полной тишине и наблюдают

за ходом занятий.

Гротовский устраивает одного студента в центре

— Ученик читает произвольный текст, посте-

пенно увеличивая громкость голоса.

— Слова должны эхом отдаваться от потолка,

как если бы говорила верхняя часть головы. Но го-

лова при этом не откидывается назад, поскольку

в этом случае закрывается гортань. Потолок стано-

вится партнером в диалоге, принимающем форму

вопросов и ответов. Во время выполнения упраж-

нения Гротовский ведет ученика за руку по кругу.

— Потом начинается беседа со стеной, также

импровизированная. Здесь становится очевид-

ным, что эхо — это ответ. Все тело отвечает на

эхо. Голос зарождается и исходит из груди.

— Голос помещается в живот. Так возникает

разговор с полом. Положение тела: «Как толстая,

тяжелая корова».

Примечание. Гротовский подчеркивает,

что во время этих упражнений размышле-

ния должны быть исключены. Ученики про-

износят текст не думая, без пауз. Но Гротов-

ский всякий раз останавливает ученика, ес-

ли видит, что тот задумался.

Полный цикл упражнений выполняется в следу-

ющей последовательности:

— головной голос (по направлению к потолку);

— голос изо рта (как бы разговаривая с воз-

духом перед .собой);

— затылочный голос (по направлению к по-

толку позади актера);

— грудной голос (перед актером);

— брюшной голос (по направлению к полу);

— голос, исходящий из:

а) плечевого пояса (по направлению к потолку

позади актера);

б) спины в области талии (по направлению

к стене позади актера);

в) поясничной области (по направлению к по-

лу, к стене и остальной комнате позади актера).

Гротовский не оставляет актера в покое. Когда

актер говорит, он ходит вокруг него, стимулируя

и массируя определенные части тела актера, ос-

вобождая таким образом импульсы, которые на-

чинают автоматически поддерживать голос.

Ритм упражнений очень быстрый. Даже в голо-

совых упражнениях в работу включается все тело.

Одно из расслабляющих упражнений заключа-

ется в ведении импровизированной, полностью

свободной от какого-либо напряжения беседы со

стеной. Актер при этом должен постоянно созна-

вать, что ловит эхо.

Замечательно наблюдать, как Чесляк, глав-

ный актер Гротовского и ближайший его сотруд-

ник, видевший и сам выполнивший бесчислен-

ное количество подобных упражнений, следит за

происходящим с огромным интересом и внима-

нием.

Тигр

Цель упражнения — заставить актера полно-

стью отпустить себя и одновременно привести

в действие горловой резонатор. Гротовский сам

участвует в исполнении упражнения. Он изобра-

жает тигра, нападающего на свою добычу. Актер

(добыча) рычит, как тигр (это напоминает что-то

вроде вокальных импровизаций Армстронга).

Но дело тут не только в рычании.

Звуки должны основываться на тексте, продол-

жительность которого важна в этом виде упраж-

нений.

Гротовский: «Подойдите поближе... Текст... Кри-

чите... Я — тигр, не вы... Я сейчас разорву вас...»

Так он вовлекает актера в игру. Удивительно, как

ученики увлечены упражнением. И робость исчез-

ла совершенно. Единственное препятствие — от-

сутствие знакомого текста, потому что слова не

так-то легко рождаются в импровизации.

Неожиданно Гротовский прерывает упражне-

ние (что не сразу замечают некоторые увлечен-

ные игрой ученики) и просит одного из них спеть

песню. Это позволяет голосу отдохнуть. Такому во-

кальному отдыху Гротовский придает большое

значение, это особенно важно для тех учеников,

которые впервые выполняют упражнение и чей

голосовой аппарат еще не приспособлен к работе

в подобном режиме.

Силу педагогических способностей Гротовского

подтверждает то, что ученикам трудно остано-

виться даже после окончания упражнения. Они не

обращают никакого внимания на остальных при-

сутствующих, которые не меньше их увлечены

происходящим.

«Кинг-кинг»

Сущность упражнения заключается в повторя-

ющемся выкрикивании слова «кинг» на очень вы-

сокой ноте и в быстром темпе, с вариациями в ди-

апазоне от очень низких до самых высоких нот.

В конце концов звук идет из затылка, который

в этот момент является ртом. Гротовский достига-

ет самых поразительных результатов, импровизи-

руя этим словом на максимально высокой ноте.

Спустя пять минут ученик, занимающийся под

руководством Гротовского, достигает совершенно

новой для себя высоты звучания. Мы видели мно-

го изумленных лиц среди учеников...

 «Ля-ля»

Упражнение начинается с того, что ученик идет

по кругу и поет «Ля-ля-ля». Гротовский ложится на

пол рядом с учеником. «Ля-ля-ля» произносится по

направлению к потолку, стене и полу, поочередно

с использованием головных, брюшных и грудных

резонаторов. Гротовский массирует живот ученика,

стимулируя работу резонатора. После этого ученик

некоторое время лежит на полу, расслабившись.

Примечание. Результат замечателен. Да-

же после первого занятия голос ученика

обогащается такими интонациями и охваты-

вает такие диапазоны, о владении которы-

ми он и не мечтал.

Гротовский начинает тот же цикл упражнений,

что и с первым учеником.

Стимулирование голосовых (вокальных) им-

пульсов с помощью различных резонаторов:

— головной голос (к потолку);

— голос изо рта (как бы разговаривая с воз-

духом перед собой);

— затылочный голос (к потолку позади актера);

— грудной голос (по направлению перед ак-

тером);

— брюшной голос (к полу);

— голос, идущий из:

а) плечевого пояса (к потолку позади актера);

б) спины в области талии (к стене позади

актера);

в) поясничной области (к полу, стене и ос-

тальной комнате позади актера).

Необходимые центры и резонаторы, вступаю-

щие в действие, обозначены на рисунке 64 зна-

ком «х».

 

64. Резонаторы

Следующее упражнение

Кошачье мяуканье с разнообразными:

а) интонациями;

б) нюансами;

в) высотой звука.

Неожиданно Гротовский возвращается к нор-

мальному чтению текста.

Тигр

Рычание тигра. Здесь уже виден прогресс по

сравнению с предыдущим учеником. Голосовые

упражнения сопровождаются движениями следу-

ющего характера: подкрадывание, кружение, ца-

рапание когтями. Гротовский твердо знает по

опыту, что все это необходимо, так как ассоциа-

ции полностью погружают ученика в упражнение.

Звуки

Произнесение всевозможных нечленораз-

дельных звуков с самыми разнообразными инто-

нациями, доступными ученику. Это напоминает

процесс открывания клетки, в которой в латент-

ной форме содержатся животные и растения.

Поразителен темп упражнений. Поразительны

и достигаемые в некоторых отношениях результа-

ты; ученик овладевает таким широким диапазо-

ном, о котором раньше и не думал. Гротовский го-

ворит, что все происходит автоматически, и ре-

зультаты приходят, когда правильно подобраны

упражнения, а ученики и учитель тесно сотрудни-

чают. Нельзя не отметить, что важнейшую роль

в таких упражнениях играют искренность выпол-

нения и поддержка партнеров, роль которых не-

возможно переоценить.

Следующее упражнение

Актер лежит вытянувшись, в расслабленной

позе. Гротовский обращается к его воображению,

убеждая его думать как можно меньше. Реакции

нельзя выискивать. Если они не спонтанны, то во-

все бесполезны.

Гротовский указывает те места на теле учени-

ка, которые обогреваются солнцем. Тем време-

нем ученик тихо поет. Через некоторое время го-

лос начинает меняться, сила и интенсивность ис-

полняемой песни изменяются соответственно ча-

стям тела, к которым прикасается Гротовский.

Во время перерыва актерам не разрешается

разговаривать, даже — перешептываться. Позже

Гротовский объясняет, в чем дело. Все остальные

присутствующие тоже должны сидеть так тихо, как

это только возможно.

Приблизительная продолжительность упраж-

нения для каждого ученика — 30 минут.

Третьего ученика просят повторить то, что де-

лали предыдущие. Но здесь Гротовский вводит но-

вый элемент: йоговскую стойку на голове. Актер

должен читать текст и петь песню, стоя на голове.

Спустя несколько минут следует расслабляющее

упражнение, позже Гротовский разъясняет его

преимущества. Оно очень нужно актерам с закры-

той или блокированной гортанью.

Во время этого упражнения в публике кто-то

рассмеялся. Гротовский немедленно потребовал

тишины.

Следующее упражнение

Ученик лежит, вытянувшись на полу.

Гротовский: «Представьте, что вы лежите в теп-

лой реке, теплая вода обтекает ваше тело. Снача-

ла помолчите, а потом запойте».

Гротовский прикасается рукой к некоторым ча-

стям тела, которые должны ощутить теплую воду.

Ученику нужно просто реагировать.

Упражнение служит стимулированию голосовых

центров, которые находятся максимально близко

к тому месту или человеку, к которому вы обращае-

тесь или от кого вы получили импульс.

Другие упражнения, направленные на это

Лечь животом на пол.

— Поговорите с потолком.

— Голосовые центры, которые надо использо-

вать, находятся на спине, то есть под шеей, в ниж-

ней части спины в районе талии, между лопаток.

Упражнения, основанные на подражании зву-

кам, издаваемым животными

Тигр: продолжительное рычание, издаваемое

с одной интонацией и на одном дыхании.

Змея: продолжительное шипение, издаваемое

с одной интонацией и на одном дыхании.

Корова: продолжительное мычание, издавае-

мое с одной интонацией и на одном дыхании.

Во время выполнения этого упражнения тело

должно акцентировать произносимые звуки. Са-

мые элементарные движения каждого из этих жи-

вотных должны воспроизводиться телом.

Затем Гротовский идет чуть дальше. Он вызы-

вает различные реакции в ученике, используя,

например, агрессивность по отношению к нему.

Следующие упражнения на тему животных

Актер играет быка, Гротовский — тореадора,

взяв где-то красный свитер. Актер должен петь

и нападать.

Гротовский несколько раз прерывает упражне-

ние, давая пояснения. У актеров небольшая пе-

редышка, но разговаривать и даже перешепты-

ваться запрещено.

Гротовский: «Все виды техники, использован-

ные нами в голосовых упражнениях, противопо-

ложны традиционным. На уроках дикции изучают

лишь согласные, изучая гласные, используют фор-

тепиано. Много внимания уделяется дыханию. Это

неверно. Не всякий владеет брюшным дыханием.

Люди приспосабливают дыхание к типу выполняе-

мой работы. Дыхание определяется тем, чем че-

ловек занят. Будьте осторожны, предлагая улуч-

шить дыхание тому, у кого есть в этом смысле за-

труднения. Точно так же глупо заниматься дыхани-

ем с тем, у кого все нормально. Вот что обычно

происходит в большинстве театральных школ. Тип

используемого дыхания должен быть скорректи-

рован и направлен.

Более того, здесь есть одно абсолютное правило.

Сначала в действие вступает тело, потом — голос.

Многие актеры работают в обратном порядке.

Сначала вы бьете по столу, а потом кричите!

Голосовой процесс не может протекать без хо-

рошо работающей гортани. Сначала она должна

быть расслаблена, затем — подбородок и челюсти.

Если гортань не расслаблена и не открыта,

надо попытаться найти способ достичь этого. Вот

почему я попросил третьего ученика встать на

голову. Если он начнет говорить, кричать или

петь в таком положении, появится шанс, что гор-

тань откроется. Я знал актрису, которая страдала

от тяжелого голосового кризиса. Врачи не могли

помочь ей. Однажды в присутствии публики я не-

сколько раз ударил ее по шее. И она неожиданно

запела.

Учитывая все сказанное, процесс можно пред-

ставить следующим образом:

контакт — наблюдение — стимул — реакция.

В голосовом процессе все части тела должны виб-

рировать. Это очень важно, и я еще раз повторяю:

сначала мы учимся говорить телом, потом — голосом.

Взять что-то со стола — это уже заключительный

этап сложного процесса, происходящего в теле.

Наблюдение — стимул — реакции (ответ)

Голос — это что-то материальное. Его можно

использовать для чего угодно. Все телесные по-

рывы могут быть выражены голосом. Подумайте

об ассоциативных возможностях голоса в связи

со следующими словами:

— нож,

— мягкий,

— змея,

— собака.

Тело — это центр реакций. Необходимо на-

учиться отвечать телом на все, даже участвуя

в ежедневных разговорах. Необходимо постепен-

но изгнать из тела физические стереотипы: скре-

щенные руки мешают реакциям.

Все это — голос и телесная выразительность —

должно быть индивидуально изучено каждым из

нас. Поэтому регулярный ежедневный контроль те-

ла и голоса является главной задачей. Педагог

обязан вмешаться, лишь когда возникают труднос-

ти. Он никогда не должен прерывать индивидуаль-

ный процесс, пока есть шансы достичь результата,

и, конечно, не может пытаться менять его. Естест-

венный физиологический процесс — дыхание, го-

лос, движение — не должен ограничиваться или

блокироваться из-за навязанных систем и теорий».

Еще несколько замечаний о голосе

«Человеческий голос стремится к звучанию. Те-

ло, особенно уже упомянутые части его, — пер-

вый и самый верный резонатор.

«Ты творец, пока ты в поиске». Это справедливо

для актерской игры. Для каждой ситуации и ее го-

лосовой интерпретации вы можете найти подхо-

дящий резонатор. Это касается тренинга, но не

приготовления роли. Упражнения и творчество —

вещи разные, и их нельзя путать.

Самый элементарный недостаток, нуждающий-

ся в исправлении, — это перенапряжение голоса,

возникающее из-за того, что забывают говорить

телом.

В большинстве театральных школ разных стран

занятия над голосом ведутся неправильно. Есте-

ственный процесс затруднен и разрушен. Изуча-

ется противоестественная техника, и хорошие

оригинальные навыки ломаются.

Мой главный принцип: не думайте о голосовом

аппарате, не думайте о словах, но отвечайте —

отвечайте телом.

Тело — первый вибратор и резонатор».

Гротовский: «Сегодня мы покажем упражнения,

которые могут оказаться для вас непосильными.

Внимательно смотрите на Чесляка. Только наблюде-

ния помогут вам быстро освоить эти упражнения».

Упражнения Чесляка

— Концентрация.

— Скручивание и повороты тела в положении

стоя.

— Стойка на плечах.

— Скручивание и вращение тела в положении

лежа.

— Прыжки: целые серии, выполняемые без

пауз, все более и более трудные.

Примечание. Учеников просят проделать

эти упражнения так, как они могут.

Многие из этих упражнений основаны на прин-

ципах йоги. Но здесь наблюдается не простое

сходство. Самое существенное — это глубокая

и постоянная сосредоточенность Чесляка. Все его

движения имеют четкую направленность, которой

следует каждая его конечность и даже каждый му-

скул. Существенное различие между этими упраж-

нениями и йогой заключается в том, что Чесляк

динамичен и направляет все наружу. Такого рода

экстериоризация меняет интраверсивный харак-

тер йоги.

После прыжков — обязательная пауза для от-

дыха. Это групповые упражнения. Теперь Чесляк

начинает работать с каждым учеником индивиду-

ально.

Кошка

Кошачьи импровизации. Чесляк показывает:

кошка потягивается после сна.

Цель этого упражнения, как и многих других, —

сделать гибким позвоночник. Гротовский и Чес-

ляк настаивают, что упражнение следует выпол-

нять босиком. Важно ощущать контакте полом.

Стойка на плечах (опора на одну согнутую руку)

Сначала следует объяснение, как надо падать.

Это требует знания специальной техники, которая

обеспечивает безболезненное падение из любо-

го положения.

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ (1966)

После показа эти же упражнения просят вы-

полнить учеников.

Наибольшая трудность заключается в нахож-

дении точки равновесия и контроле над ней. Гро-

товский вмешивается и показывает, что делать

это следует не торопясь и не прикладывая слиш-

ком больших усилий. Каждый должен испытать

это сам.

Примечание. При выполнении этого уп-

ражнения обнаруживается недостаточность

физического тренинга у наших актеров, ста-

новится ясно, что такому тренингу надо уде-

лять много внимания и времени. Мало

уметь упасть с лестницы и не получить трав-

му. Это всего лишь акробатика, и это может

каждый мало-мальски смелый человек. На-

стоящая проблема в том, чтобы уверенно

владеть техникой движений, которая позво-

лит контролировать малейшее движение

в деталях. Ужасно смотреть на актера, пада-

ющего на колени с гримасой боли на лице.

Чесляк показывает целую гамму движений.

И каждое из них сопровождается максимальной

концентрацией и полным контролем над телом

и дыханием.

Стойка на локтях

Это вариант стойки на голове, но опора здесь

не на ладони, а на локти. Сцепленные руки нахо-

дятся за головой. Упражнение необходимо для

развития равновесия.

Следующее упражнение

Встаньте на колени, ноги слегка раздвинуты,

импульс из поясницы выгибает грудь. Тело начи-

нает медленно отклоняться назад до тех пор, пока

голова не коснется пола; поясница идет вперед,

удерживая равновесие. Движение поясницы впе-

ред возвращает тело в исходную позицию. Грудь

выгнута все время, даже в конце, иначе выпол-

нять упражнение бессмысленно. Это еще одно уп-

ражнение для гибкости позвоночника (68).

Стойка на плечах

Встаньте на колени так, как если бы нужно бы-

ло сделать стойку на голове. Образуйте треуголь-

ник из предплечий, ладони — за головой. В конце

плечи становятся опорными точками.

Здесь также крайне важно не торопиться. Это

упражнение будет успешным, если медленно оты-

скивается точка равновесия.

«Не торопитесь», — снова повторяет Гротовский.

Медленное движение

— Начало из положения стоя.

— Из стойки на голове перейти в стойку с опо-

рой на плечи (см. предыдущее упражнение).

— Пока ноги еще в воздухе, перенесите тя-

жесть тела с плеч на шею, руки на земле для опоры.

— Перекатитесь на спину — так же медлен-

но — с прямыми ногами.

— Вернитесь в исходное положение стоя.

Это упражнение исполняется с определенной

долей воображения. Представьте, что вы находи-

тесь в постоянном контакте с кем-то, чтобы при-

дать упражнению определенное направление.

Сила этого упражнения заключается в контро-

ле над мускулами ног. Кончики пальцев ног все-

гда вытянуты в фиксированном направлении. Ког-

да одна нога достигает конечной точки движения

на полу, ее положение занимает рука, принимая

на себя функцию ноги. Здесь важна координация.

Перед тем как нога закончит движение, рука на-

чинает движение в том же направлении.

202 203

Упражнения для пальцев рук

Чесляк показывает пример игры руками. Вос-

хитительно! Это игра в бабочку и пушинку. Прежде

всего необходимо полностью расслабить руку.

В расслабленном состоянии рука вибрирует при

помощи мышц верхней части. В этот момент ак-

тивны только эти мышцы.

При выполнении упражнения одна рука нахо-

дится в непрерывном действии.

Таким образом, левая рука — защитная, пра-

вая — активная, захватывающая.

Упражнения на координацию различных час-

тей произвольного цикла

Последовательность такова:

— обнимать,

— брать,

— принимать кого-либо за ... ,

— обладать,

— защищать.

Все эти элементы необходимо соединить в ско-

ординированное движение. Важно, что позвоноч-

ник постоянно задействован в выполнении уп-

ражнения. Позвоночник — это центр выразитель-

ности. Ведущий импульс идет из поясницы. Каж-

дый живой импульс рождается именно здесь, да-

же если он невидим со стороны.

Следуя за Чесляком, ученики повторяют этот

процесс, сначала — по одному, потом по двое.

В последнем случае уже возникает набор ассо-

циаций:

— обнимать,

— брать,

— оттолкнуть.

Мы уже обращали внимание на главный прин-

цип Гротовского: сначала — тело, потом — голос.

Он снова подчеркнул, что и в этом упражнении

важно, что его начинает тело, а подхватывает дви-

жение руки. Руки — это своего рода заместители

голоса. Они подчеркивают стремление тела, им-

пульс идет из позвоночника. Таким образом, уп-

ражнение начинается внутри тела, в позвоночнике

и пояснице. Этот процесс должен быть видимым.

Последняя часть упражнения заключается в от-

талкивании. Это результат целого процесса, и со-

вершается он руками. Но движение должно быть

конкретным. Импульс должен предшествовать

движениям и явно исходить из туловища. Он рож-

дается и развивается в пояснице. Руки не вступа-

ют в действие до конца процесса. Поэтому актеру

надо понимать: суть упражнения в том, что само

отталкивание сначала происходит внутри и лишь

затем проявляется видимо, то есть становится ре-

альностью. Упражнение тоже выполняется мед-

ленно, неторопливо. Его направление задается

положением груди.

После выполнения упражнения Гротовский да-

ет некоторые дополнительные пояснения

«В этом упражнении мы показали несколько

деталей, которые помогут вам анализировать

движение. Надеюсь, вам уже ясно, как важно ни-

206 207

когда ничего не делать такого, что не гармонирует

с вашим жизненным импульсом, не делать ничего

такого, за что вы не отвечаете.

Земля привязывает нас. Когда мы подпрыгива-

ем, она уже ждет нас.

Все, за что мы беремся, надо делать без спешки,

но смело; другими словами, не как лунатик, но осо-

знанно и динамично, понимая, что действие — это

результат определенного импульса. Мы должны по-

степенно учиться лично отвечать за то, что делаем.

Надо заниматься исследованием. Все эти упражне-

ния можно обогатить новыми элементами и личным

опытом, если посвятить себя поиску.

Этот поиск должен быть направлен к адапта-

ции тела к жесту и наоборот. Тело должно приспо-

собиться к каждому движению».

Гротовский настаивает на том, что все его уп-

ражнения выполняются с минимумом одежды.

Почти обнаженным. Ничто не должно стеснять

движения. Прежде всего — никакой обуви, она не

дает ступням жить, двигаться. Ступни соприкос-

нутся с полом, и этот контакт оживит их.

И еще раз Гротовский обращается к золотому

правилу: «Все наше тело должно приспособиться

к движению, даже самому маленькому. Каждый раз-

вивается своим путем. Никакие стереотипные уп-

ражнения не могут быть навязаны. Если мы подни-

маем с земли кусок льда, все тело должно отклик-

нуться на это движение и на этот холод. Не только

кончики пальцев, но вся рука, все тело должно пере-

жить холод этого маленького кусочка льда».

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ (1966)

Следует новая серия упражнений. Они выпол-

няются Чесляком и демонстрируют, как тело при-

спосабливается к каждому движению

Все упражнения, которые выполнялись по от-

дельности и в деталях на предыдущих уроках, те-

перь слиты в одно скоординированное движе-

ние, в полный цикл. Тело целиком приспосабли-

вается к каждому движению, к мельчайшим де-

талям. Чесляк отрабатывает цикл, импровизи-

руя, он все время сосредоточен и не утрачивает

контроля над мышцами. Это продолжается около

15 минут.

Когда вы освоите все упражнения настолько,

чтобы выполнять этот цикл без особых техничес-

ких трудностей, вы можете комбинировать упраж-

нения с импровизацией. Упражнения — это лишь

предлог или, говоря словами Гротовского, «дета-

ли». Чесляк во время показа вводит эти детали

в свою импровизацию без всякой подготовки.

Предварительная подготовка запрещена.

Необходима лишь подлинность, она обязатель-

на. Импровизация должна быть незапланирован-

ной, иначе пропадет вся естественность. Но им-

провизация сразу теряет смысл, если детали ис-

полняются небезупречно.

Связь между упражнением и спектаклем

Упражнения служат трамплином для действия

пьесы. На сцене надо сохранять индивидуаль-

ность. Упражнения, приспособленные к ситуаци-

ям пьесы, должны нести печать индивидуальнос-

ти; координация различных элементов также ин-

дивидуальна.

То, что идет изнутри, наполовину сымпровизи-

ровано. То, что снаружи, — дело техники.

Кстати, во всех упражнениях, показанных Чес-

ляком, не было и намека на симметрию.

Если что-то симметрично, то нет органики!

Симметрия — это концепция гимнастики, но не

физической подготовки для работы в театре. Те-

атр требует органичности движения.

Значение движения определяется личной ин-

терпретацией. Для зрителя движение актера на

сцене может иметь совершенно другое значение,

чем само по себе движение актера.

Неверно думать, что упражнения, показанные

Чесляком, — физические упражнения — пригод-

ны лишь для атлетов, для людей с сильным, гиб-

ким телом.

Каждый может создать собственную серию

движений, определенный запас, и брать из него

по мере надобности. Но важно уметь производить

отбор. Запас должен содержать не только движе-

ния, но и сочетающие элементы этих движений.

После одного из занятий Гротовский дает зада-

ние сымпровизировать, пользуясь упражнениями

и их деталями, показанными Чесляком на этом

занятии.

В начале третьего урока учеников разделили

на две группы и попросили показать свои импро-

визации по отдельности.

АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ (1966)

Немедленно бросается в глаза, насколько уче-

никам не хватает слитности в выполнении упраж-

нений. А суть этой импровизации заключается

именно в том, чтобы достичь непрерываемой

слитности между разными частями упражнения.

Когда обе группы закончили показ, Гротовский

делает несколько замечаний по выполнению и по

технике окончания упражнения. Главная причина

неудач — отсутствие слитности, как уже отмеча-

лось, и потеря равновесия в различных положе-

ниях. В основном в этом виновата спешка.

Каждый ученик должен сам преодолеть свои

трудности. Гротовский и Чесляк работают с каж-

дым учеником, после чего тот повторяет сложные

части упражнения до тех пор, пока не выполнит их

безукоризненно.

Исправляя ошибку, ищите ее корень, но на са-

мой ошибке подолгу не задерживайтесь.

Чесляк еще раз показывает упражнение, оста-

навливаясь там, где большинство испытывает за-

труднения. Становится ясной причина основной

ошибки: нехватка контроля и слишком большая

спешка.

Гротовский великолепен, когда вовлекает уче-

ника в поиск ошибок и ненужных движений. Они

вместе работают над улучшением исполнения.

Чесляк обращает внимание на девушку, которая,

оказавшись на полу после кувырка, не понимает,

зачем сделала его. Это ошибка. У нее не было ни-

каких ассоциаций. Она повторяет упражнение,

и Чесляк выясняет, что все кроется в техническом

препятствии. Один заранее приготовленный жест

блокировал слитность упражнения. Подготовлен-

ных жестов необходимо избегать. Жест должен

связываться со спонтанно возникающей ассоциа-

цией в самый момент своего зарождения.

Ошибку, связанную со слабостью мышц прес-

са, можно устранить легким изменением в уп-

ражнении, например, незаметной поддержкой

руками. Это делается для улучшения техническо-

го исполнения. На следующей стадии техничес-

кие ошибки будут мешать ассоциациям, а этого

быть не должно. Чесляк иллюстрирует это при-

мером.

Даже когда вы лежите на полу, делая упражне-

ние, постоянно помните, зачем вы это делаете.

Здесь нужны ассоциации с чем-нибудь.

Выполняя упражнение на координацию, вы

должны постоянно искать лучший способ соеди-

нить упражнения, не пытаясь найти новые ассо-

циации. Только полностью контролируя различ-

ные упражнения, можно исполнить весь цикл на

основе одной, уже найденной ассоциации. Парти-

тура отдельных упражнений не фиксируется. Каж-

дый экспериментирует самостоятельно, чтобы оп-

ределить верную позицию и метод исполнения.

Это основа воспитания актеров.

Расслабление уставшего позвоночника

Идеальная поза — сесть на корточки, ладо-

ни опираются на пол, голова почти касается

земли (76).

Упражнения для рук и пальцев

У большинства актеров и актрис руки негибкие,

хотя именно руки обладают огромной выразитель-

ностью. Вот почему надо развивать их гибкость

и эластичность. Для этого есть много нужных уп-

ражнений. Чесляк показывает целую серию.

Гротовский приступает к голосовым упражне-

ниям. Они предназначены для тех учеников, кото-

рые не могли начать заниматься раньше.

Четыре ученика, прошедшие весь цикл тренин-

га, делают его снова, на этот раз без остановок:

- стимулируют голос,

вызывают эхо — говорят со стеной, потол-

ком, полом и т.д.

Здесь Гротовский дает некоторые пояснения:

«Если вы ждете ответа от стены в виде эха, то все

наше тело должно реагировать на возможный от-

вет. Если вы отвечаете мне, то сначала делайте это

телом. Оно живое. Теперь проделайте то же самое

со стеной. Упражнения с эхом помогают вывести

голос наружу, извлечь его. Актер должен реагиро-

вать на внешнее пространство, атакуя его и нахо-

дясь в постоянном контакте с другими людьми. Он

не должен слушать самого себя, это ведет к интро-

версии голоса. Но часто актер не может устоять

против искушения слушать себя, и в таком случае

он должен слушать эхо своего голоса».

Гротовский сосредоточивается на двух учениках

Для определения голосовых типов этих учени-

ков он предлагает им начать с разговорной игры.

Сначала они осматривают друг друга и выясняют,

какими частями тела будут вести разговор.

Затем Гротовский дает упражнение, которое

готовит все части тела для контакта с партнером.

Это упражнение активизирует следующие части

тела:

— ступни,

— колени,

— бедра,

— низ живота и живот,

— грудь,

— руки.

Тело разговаривает. После этих подготовитель-

ных упражнений присоединяется голос.

Гротовский начинает работу с каждым по оче-

реди

Короткими ударами пальцев он стимулирует

энергетические центры, расположенные по всему

телу. Важнейшие из них:

— между лопатками,

— нижняя часть спины,

голова — макушка и затылок,

грудь с боков.

Актер должен уметь владеть этими центрами

и активизировать их работу специальными уп-

ражнениями. Это должно делаться голосом и из-

нутри. Совершенно неправильно использовать

удары по собственному телу. Чтобы почувствовать

свои центры, нужно позволить телу совершить

ряд трансформаций. Неверно говорить в момент

неестественного положения тела. Такие неестест-

веиные позы можно использовать лишь предна-

меренно, и тогда они вполне безопасны для голо-

са. На самом деле они могут быть даже полезны,

как в примере с упражнением на открывание гор-

тани. Ученик, стоя на голове, должен некоторое

время говорить, петь и кричать.

Голосовые упражнения

Упражнения на стимулирование голосовых

центров.

Упражнения для голоса, основанные на

произнесении «ХИИ»:

от низкой к очень высокой тональности,

от очень тихого к очень громкому звучанию,

от очень долгого к очень краткому звучанию.

То же упражнение, но с произнесением «ХА».

После этого следует вариант упражнения

"Тигр", описанного выше.

При исполнении этих упражнений важно никог-

да не допускать никаких пауз. Очень важно, чтобы

ученики пользовались для голосовых упражнений

только текстом, который они прекрасно знают на-

изусть. Если они начнут задумываться и импрови-

зировать, нарушится слитность. Полезно знать на-

изусть несколько песен.

Исполняя такие разные упражнения, нужно

полностью освободиться от текста. Его поиск за-

пускает мыслительный процесс, а именно этого

необходимо избегать.

После голосовых упражнений Гротовский раз-

решает всем сделать упражнение на релаксацию.

Отдых длится около 20 минут, в течение которых

нельзя ни говорить, ни шептаться. Холодное пи-

тье, предупреждает Гротовский, сейчас может

оказать голосу плохую услугу.

Гротовский отвечает на некоторые вопросы

аудитории

1) «Почему ученикам нельзя разговаривать

или перешептываться после выполнения упраж-

нений?»

Гротовский: «Для большинства учеников подоб-

ные упражнения внове. Голосовой аппарат не

приспособлен к такой технике. Он начинает про-

изводить звуки, которые ран



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.