Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Л.Ю. Варенцова, Ф.А. Селезнев, А.А. Шкурова Основатель нижегородской школы резьбы по кости П.П. Черникович. К 70-летию творческой деятельности



Л.Ю. Варенцова, Ф.А. Селезнев, А.А. Шкурова Основатель нижегородской школы резьбы по кости П.П. Черникович. К 70-летию творческой деятельности

Предметы из кости воспринимаются современным человеком как редкость. В народном сознании предмет из кости - это произведение драгоценное уже по своему материалу, требующему к себе бережного отношения, высокого мастерства обработки, произведение, исполненное особой красоты. Тонкость украшающей его резьбы такова, что только муравей может пройти в ее лабиринтах.
Художественная обработка кости имеет древние традиции. В древнем Новгороде из кости резали иконы, кресты, посохи, предметы быта - ложки, гребни, шахматы, шкатулки, пеналы для хранения письменных принадлежностей[1].

С XVII столетия резьбой по кости занимались в Поморье: в Холмогорах и окрестных селениях в низовьях Северной Двины, в Архангельске, в Сольвычегодске[2]. Исторически здесь сложились благоприятные условия для развития промысла. Добыча моржовых клыков - исконный промысел поморов и жителей северных рек Пинеги, Мезени, Печоры. Зверя били у острова Вайгач и у берегов Новой Земли. В тундре добывали ископаемую кость - "голубую" (самую драгоценную) - бивни мамонтов.

Лучшие холмогорские косторезы вместе с искуснейшими мастерами по обработке дерева, металла и камня работали в Московской Оружейной палате. Они изготовляли изделия, употреблявшиеся в домашнем быту царя, его семьи, приближенных бояр. Холмогорцы великолепно резали различные изделия, но особенно высоким мастерством отличались в изготовлении костяных гребней и гребенок, по концам которых вырезались травы, птицы, звери. Материалом для них служила слоновая, мамонтовая, моржовая и животная кость (цевка). Они умели окрашивать кость в коричневый и зеленый цвет. Применялись различные пилы, рашпили, сверла, резцы, буравчики, позволявшие делать в кости тончайшие прорези, создавать миниатюрные рельефные композиции с детальной проработкой формы. По заказу Оружейной палаты холмогорские косторезы изготовляли уховертки, указки, шахматы, кубки, братины, ларцы, костяной резьбой украшали ложа парадных ружей[3].

В XVIII веке велась художественная обработка кости и в Нижегородской губернии. Она связана с работой завода П.Б. Шереметева в Павлове. Рядом с Павловом, в Ворсме в XIX веке расцвело производство перочинных ножей. Для плашек их черенков использовались самые разные материалы, в том числе кость. Резные плашки значительно удорожали нож. Поэтому косторезный промысел в Ворсме постепенно сошел на нет, как нерентабельный. Да и в масштабах всей страны он в конце XIX - начале ХХ столетия не выдержал конкуренции с капиталистическим производством и пришел в упадок.

В это время и холмогорские резчики по кости попали в полную зависимость к перекупщикам их изделий. Произошло удорожание сырья, ухудшился и сбыт продукции. Его новый подъем начался только в советский период.

К 1917 году в Холмогорах осталось всего лишь несколько старых резчиков: В.П. Гурьев, В.Т. Узиков, Г.Е. Петровский, М.И. Перепелкин, которые продолжали заниматься резьбой и сохранили профессиональные навыки мастерства. Они и передали свои знания молодым косторезам.

В 1930 году в селе Ломоносово Архангельской области (бывшая деревня Денисовка) была создана косторезная профессионально-техническая школа. Инструкторами резьбы по кости стали старые мастера. Одновременно организована кооперативная артель резьбы по кости[4].

Среди выросшего в эти годы поколения холмогорских косторезов особо следует выделить Парфена Парфеновича Черниковича, основателя нижегородской школы резьбы по кости.

Судьба Парфена Черниковича, талантливого художника и мастера, творчество которого получило признание в России и за рубежом, интересна и необычна.

Родился он 2 ноября 1920 года в деревне Страхини Минской губернии.

Его отец, крестьянин Парфен Федорович Черникович, был грамотным, многое повидавшим человеком. Он окончил четырехлетнюю церковно-приходскую школу. В армии служил в береговой обороне г. Севастополя. Прошел всю Первую мировую войну. Попав на Северо-Западный фронт, защищал Ригу. Побывал в Ревеле и Гельсингфорсе.

Возвратившись с военной службы, Парфен Федорович работал на земле, столярничал и помогал своим землякам - кому крышу покрыть, кому дом поправить. После Октябрьской революции бывалого солдата назначили председателем сельсовета. Потом Черниковичи вступили в колхоз. Работы в колхозе было много, но труд не мог обеспечить семьи, где было трое детей. В 1936 году Парфен Федорович, забрав сына, переехал на север России в небольшой городок Орлецы. Здесь строили подвесную дорогу для вывоза леса на берег Северной Двины. На строительстве требовались и столяры, и плотники. Через некоторое время приехала к ним и мама, Мария Демьяновна, с двумя младшими детьми[5].

В детстве будущий народный художник России любил рисовать, рассматривать иллюстрации в книгах, читать. Все это, безусловно, радовало родителей, но они хотели, чтобы сын был хозяином на земле, чтобы в будущем выбрал профессию агронома или ветеринарного врача. Однако юноша с 16 лет увлекся традиционным для этих краев искусством резьбы по кости. В 1936 году он поступил в знаменитую на всю Россию школу художественной резьбы по кости в селе Ломоносове Архангельской области.

Учеба давалась легко. Вскоре Парфен научился вырезать броши, панно, в основном, конечно, на северную, традиционную для Холмогор тематику. Родители были довольны, что сын выбрал правильный путь. Сам же юноша был покорен искусством холмогорских мастеров. Уже тогда он решил, что резьба по кости станет делом его жизни.

Преподавателям нравилась старательность, трудолюбие молодого человека. Замечательный педагог, мастер-косторез, виртуозно владевший всеми видами резьбы, Анатолий Егорович Штанг, у которого П.П. Черникович проходил производственное обучение, сумел раскрыть талант ученика. С самого начала учебы А.Е. Штанг создавал возможности для свободного творчества юных косторезов. Когда начались каникулы, учитель Анатолий Егорович Штанг пригласил его поработать в артель. "Первый мой заработок, как сейчас помню, составлял 80 руб- лей, - вспоминает художник. - Для студента это были большие деньги"[6].

С благодарностью и любовью вспоминает П. Черникович своих учителей: Василия Петровича Гурьева - мастера рельефа и скульптуры, Василия Тимофеевича Узикова, увлекавшегося ажурной резьбой, традиционной для Холмогор. По классу рисунка и композиции он учился у молодой учительницы Анны Александровны Горшковой. Она только что вернулась в село Ломоносово из Москвы, окончив училище имени М.И. Калинина[7]. Именно она раскрыла для увлеченного юноши мир классического искусства Древней Греции, Египта, познакомила с историей резьбы по кости в Китае и, конечно же, в России.

Холмогоры сыграли в жизни мастера большую роль, сформировали мировоззрение художника. С XVIII века это небольшое северное село имело тесные связи с Санкт-Петербургом и впоследствии превратилось в центр высокой культуры. Здесь родились М.В. Ломоносов, проявивший свои незаурядные способности в науке, известный скульптор Ф.И. Шубин, обладавший неистощимой наблюдательностью и проницательностью, умением раскрывать характеры персонажей. Впоследствии эта манера создания портретных изображений будет заимствована и переосмыслена П. Черниковичем. Образ М.В. Ломоносова займет достойное место в творчестве мастера[8].

В 1939 году он с отличием окончил школу художественной резьбы по кости, стал художником-резчиком высшего 7-го разряда. Высоко оценили дипломную работу П. Черниковича под названием "Волейболистка". Уже тогда его резьба отличалась пластичностью и мягкостью, а изготовленные им вещи - оригинальностью и сложностью технического исполнения.

С 1939 года Парфен Черникович работал художником-мастером в артели художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова. Мастерские располагались в том же здании, что и школа. Сидели по нескольку человек в комнате и работали молча, сосредоточенно, по восемь часов в день. Иногда тишину нарушали песни девушек, которые красиво выводили популярные мелодии тех лет. Именно здесь Парфен Черникович познакомился со своей женой Марией Алексеевной (в девичестве Пустоваловой) - воспитанницей детского дома. Свою необычную профессию она приобрела волею судьбы, по разнарядке получив направление в школу художественной резьбы по кости. Мария Алексеевна являлась ученицей Василия Тимофеевича Узикова. Вскоре она стала мастером 5-го разряда. 26 лет жизни Мария Алексеевна отдала косторезному промыслу. Для мужа стала верной помощницей, главным консультантом и ценителем его творчества. Они вырастили замечательных детей - дочь Надежду и сына Михаила.

Годы, проведенные в Архангельской области, в местах, исполненных величия и суровой красоты Русского Севера, Парфен Парфенович всю свою жизнь вспоминает с любовью. Именно там в полной мере раскрылся его талант художника. В артели Парфен Парфенович проявил себя как человек необыкновенного дарования и трудолюбия. Занимался, в основном, творческой работой. В 1940 году им был создан настольный портрет замечательного русского ученого М.В. Ломоносова. В этот же период появился портрет В.И. Ленина. С этими произведениями художник впервые участвовал в выставках в Москве и Архангельске.

В скором времени достижения Парфена Парфеновича получили всесоюзное признание. Его имя стали упоминать в одном ряду с такими выдающимися мастерами Холмогор, как И.А. Верещагин, Т.Ф. Горбатов, У.С. Шарыпина-Тряпицына, А.Е. Штанг, П.П. Штанг.

С 1939 года Парфен Черникович участвовал в крупнейших выставках декоративно-прикладного искусства: областных, республиканских, всесоюзных, всероссийских. Работы мастера бывали и за границей. В НИИ художественной промышленности был организован выставочный фонд, который занимался формированием коллекций для международных выставок. После Великой Отечественной войны работы П. Черниковича экспонировались в Дели, Каире, Джакарте, Лейпциге, Брюсселе, Осаке. Но уже в довоенный период молодой мастер виртуозно владел материалом и трудоемкой техникой его обработки, проявлял высочайшее мастерство в выполнении портретных изображений, сложных батальных композиций и ажурного тончайшего орнамента. Его работы того времени (бюст С.М. Кирова, рельефные изображения М.В. Ломоносова, К.Э. Циолковского) отличались цельностью, большим художественным вкусом, высоким техническим уровнем резьбы.

В 1941 году молодого мастера призвали в армию. Появилась новая военная специальность сапера. Великая Отечественная война застала Парфена Парфеновича, когда он проходил срочную службу в Лодейном Поле под Ленинградом. Он был назначен командиром взвода саперов инженерно-саперного батальона, который передислоцировали на Северо-Западный фронт. 18 июля 1942 года он был тяжело ранен под Старой Руссой. "Осколки вошли в плечо, задели легкие. Около десяти месяцев пришлось лечиться в семи полевых госпиталях", - вспоминает ветеран.

На фронт он больше не попал. 25 апреля 1943 года в Перми было принято решение о его демобилизации. Правительство считало своим долгом сохранить специалистов уникальных народных промыслов, ибо даже в трудное военное время думало о будущем.

П.П. Черникович вернулся в село Ломоносово, и вновь приступил к работе в артели художественной резьбы по кости. Предстояла встреча с А.Е. Штангом, Ф.Н. Гурьевым, М.А. Христофоровым. Работать начал не сразу - левая рука плохо действовала, пальцы инструмент не держали. Он изо всех сил старался разработать их. К октябрю 1944 года состояние здоровья улучшилось. Творчество помогало преодолевать недуги.

И вот художник почувствовал себя готовым к ответственной и сложной работе над большой формой, вазой "Север" из бивня мамонта, первой вазой в его творческой биографии. Это было в октябре 1944 года. Трудился самозабвенно четыре месяца. В это же время П.П. Черниковича избрали председателем и членом художественного совета артели им. М.В. Ломоносова.

В 1944 году в Москве был объявлен Всесоюзный конкурс по художественным промыслам. За вазу "Север" Парфен Черникович получил первую премию по разделу "Резьба по кости". Эту вазу вручили президенту США Ф. Рузвельту как подарок от Советского правительства. За эту же вазу в 1945 году Черниковича приняли в члены Союза художников СССР[9].

В 1944-1945 годах художником был создан кубок "Победа" из мамонтовой кости, высотой 45 см, на котором изображены батальная сцена и портреты маршалов СССР К.К. Рокоссовского, Г.К. Жукова, И.С. Конева, А.М. Василевского. Первая мысль о его создании появилась у автора после победы советских войск под Сталинградом. Четырнадцать месяцев художник трудился над этим произведением. Вес изделия - не более 600 г, а материала ушло 12 кг!

Работа оказалась сложной, но интересной. Орнамент на кубке традиционный для Холмогор, как и резьба, а венчает его пятиконечная звезда, на одной стороне которой портрет И.В. Сталина, а на другой - орден Победы. Для этого произведения характерны изящество и неповторимость рисунка, сплав тонкости линий и художественной выразительности. В нем запечатлелся весь жар чувств наконец-то "дорвавшегося" до работы человека, пережившего тяготы войны и встречавшего Великую Победу.

Уникальные произведения А.Е. Штанга "Русские полководцы" и П.П. Черниковича кубок "Победа" экспонировались на выставках и украсили собрания Музея народного искусства в Москве (кубок "Победа") и Музея этнографии народов СССР в Ленинграде ("Русские полководцы"). Черникович и Штанг своими работами открывали новую страницу в истории холмогорской резьбы.

После кубка "Победа" знаменитый художник А. Герасимов предложил кандидатуру П. Черниковича на соискание Сталинской премии. Однако за работы в области декоративно-прикладного искусства ее тогда не присуждали. Но уже само признание его таланта выдающимися мастерами того времени было высокой наградой. 15 августа 1946 года экспертная комиссия в составе народного художника СССР А.М. Герасимова, заслуженного деятеля искусств П.В. Васильева, начальника отдела скульптуры Комитета по делам искусств при Совете министров СССР Н.И. Алексеева и кандидата искусствоведческих наук В.В. Беймарна отнесла работы Черниковича к числу художественных уникальных произведений[10].

В 1940-1950-х годах мастер вдумчиво и творчески работал над изделиями массового назначения. В 1950-1958 годах он являлся главным художником фабрики. Создавал броши, подарочные ножи для бумаги из моржовой и простой кости по типу изделий конца XIX - начала XX века. Их копировали в промысле и в косторезной школе. Особенно удался П. Черниковичу нож "Охота на белку"[11].

В 1956-1958 годах Парфен Парфенович работал преподавателем рисунка и композиции в школе художественной резьбы по кости им. М.В. Ломоносова. В это время Черникович заинтересовался технологией окраски кости. По его рецепту в холмогорской аптеке изготовили красители, и он сделал шкатулку, где гравированные с инкрустацией пластинки сочетались с окрашенными.

В 1947 году П. Черникович создал очечник "Ленинград", по сути, ту же шкатулку, или туалетную коробочку с откидной на шарнирах крышкой. Художественный смысл произведения раскрывается в контрасте больших гладких поверхностей мамонтовой кости и трех медальонов с изображениями Медного всадника, Петропавловской крепости и Адмиралтейства, окруженных затейливыми завитками орнамента "рокайль" (от французского слова rocaille - раковина).

Параллельно мастер создавал дивной красоты заколки, гребни, веера. В промысле в это время велась работа по обновлению мотивов прорезного орнамента. Рокайль начинают заменять узоры в виде побегов с цветами. Эти поиски отразились и на творчестве П.П. Черниковича. Талантливый мастер заявил о себе рядом произведений, где с удивительным чувством меры в композиции шкатулок вводится "травный" орнамент.

Новые веяния не означали забвения достижений старых мастеров. К ним Парфен Парфенович всегда относился с большим вниманием. В 1950-е годы мастер создал шкатулку "Север" со сценой поездки на оленях в зимнем лесу, восходящую к образцам XIX века.

В 1949 году Архангельский обком партии собрал резчиков артели с. Ломоносова Холмогорского района: нужно было выполнить работу в подарок к 70-летию Иосифа Виссарионовича Сталина от трудящихся Архангельской области. Задание поручили П.П. Черниковичу. Появилась ваза "Социалистический Север". Конечно, подарок вождю Парфен Парфенович мечтал преподнести сам, но он был горд уже тем, что ему оказали такую высокую честь12.

В 1951 году началась работа над кубком "Миру - мир" из мамонтовой кости, где великолепно сочетались рельефная и сквозная резьба. Через год кубок экспонировался на республиканской и всесоюзной выставках в Москве.

Важной вехой в творчестве П.П. Черниковича следует считать создание в 1954 году кубка "Навеки вместе", посвященного 300-летию воссоединения Украины с Россией. Здесь очевидна явная ориентация на традиции русского "узорочья" XVII века. В обрамлении невысоким рельефом, почти силуэтно, изображены памятники К. Минину и Д. Пожарскому в Москве и Б. Хмельницкому в Киеве. Кубок был поднесен Украине в дар от русского народа13. Ныне он хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве.

Впоследствии были выставки во многих европейских странах. На Брюссельской выставке 1958 года демонстрировалась созданная мастером в 1950 году шкатулка "Север". В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получил диплом и большую серебряную медаль. Это было признание таланта художника на международном уровне.

1961 год отмечен созданием еще одной выдающейся работы в творчестве мастера. Это был лоток "Стадо оленей и волки", сюжет и композиция которого новы для холмогорского искусства. Животные слились в единую массу несущихся тел, подобную нарастающей волне. П.П. Черникович предстает талантливым скульптором, отразившим страсть погони хищников, ужас преследуемых зверей. В дальнейшем он выполнил несколько вариантов и повторений этого лотка. Есть вариант этого произведения в Государственном Русском музее. Работа экспонировалась в Монреале.

Ваза из мамонтовой кости "Наш Север", коробка из моржовой кости "Сквозь пургу" (1966), небольшая ваза из зуба кашалота "Моржи и медведи" (1966), лоток "Охота на китов" (1967), ваза "Освоение Севера" (1968) посвящены суровой природе Заполярья, теме жизни и труда северян.

Летом 1967 года в городе Кирове проходила художественная зональная выставка Союза художников РСФСР, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. После ее закрытия холмогорский мастер-косторез Парфен Черникович отправился в отпуск в Сочи. Союз художников РСФСР выделил путевки для лечения П.П. Черниковича и его супруги Марии Алексеевны. Поезд приближался к городу Горькому. И сегодня, спустя много лет, Парфен Парфенович не может без волнения вспоминать этот момент. Из окна поезда в лучах утреннего солнца, как в сказке, появился перед ним "царственно поставленный город". Он открылся как "град Китеж из легенды - взметнувшимися домами и кремлем на высоком холме". "Я решил, что не могу проехать ми- мо", - говорит Парфен Парфенович[14]. Он сошел с поезда. Только настоящий художник мог так поступить!

Парфен Парфенович осмотрел кремль, музеи, памятники Горькому и Чкалову, ходил по набережной и все больше влюблялся в этот город. А потом зашел в Управление художественных промыслов, тогда размещавшееся на улице Свердлова (дом № 7). Известного художника, участника международных и всесоюзных выставок любезно встретил начальник Управления художественных промыслов Алексей Александрович Денисов. Холмогорскому мастеру было предложено приехать в Горький и организовать здесь художественный промысел резьбы по кости. Предложение показалось неожиданным для П.П. Черниковича. Требовалось время на размышление[15].

У Алексея Александровича Денисова в это время созрели широкие планы по развитию в Горьковской области художественных промыслов. Он мечтал открыть учебный и производственный центр народных ремесел. Для работы были приглашены лучшие специалисты по филиграни, народной вышивке, моделированию одежды в народном стиле, отвечающей основным тенденциям моды. Впереди был ввод в строй Дома художественных промыслов на улице Свердлова, до сих пор радующего нижегородцев. Там предполагалось открыть мастерские, торговые залы, музей, где бы были представлены лучшие образцы произведений крестьянского искусства.

24 июля 1967 года, вскоре после беседы с Черниковичем, А.А. Денисов обратился к руководству фабрики им. М.В. Ломоносова с просьбой перевести знаменитого художника в Горький[16]. В течение нескольких месяцев вопрос был улажен. И вот 27 февраля 1968 года Парфену Парфеновичу пришло письмо от А.А. Денисова с официальным приглашением на работу в проектно-конструкторское бюро Управления в качестве художника - мастера резьбы по кости художественного отдела для создания образцов-сувениров и выставочных творческих работ. Семье художника предоставлялась квартира в городе Горьком17.

5 апреля 1968 года Парфен Парфенович Черникович ступил на нижегородскую землю. Его назначили мастером художественных изделий из кости проектно-конструкторского бюро Управления с должностным ежемесячным окладом в размере 160 рублей[18]. С момента приезда он вошел в состав творческой группы[19] при Управлении художественных промыслов.

Парфен Парфенович сразу же приступил к разработке образцов изделий из кости. Им было создано около 100 вариантов заколок, шпилек из рога и кости, изящных сережек, брошей, узоров на рукоятках для ножей. Очень оригинально выглядели крючки для вязания - в виде перышка, сказочного петушка или повторяющие форму старинных прялок с орнаментом. В 1969 году первые из образцов были представлены на суд областного художественного совета[20] и одобрены.

А.А. Денисов мечтал, чтобы резьба по кости стала в Горьковской области новым народным промыслом. А для этого она должна была пустить корни в нижегородской сельской глубинке. Предстояло выбрать для этого подходящий район. Причем такой, где бы имелись рабочие руки, но не было своей промышленности и развитых традиционных ремесел. Тем самым на селе создавались новые рабочие места, решалась проблема оттока людей из аграрных районов.

Вначале организация художественного промысла планировалась на юге области - в Шатках. Оттуда были приглашены для обучения при проектно-конструкторском бюро Управления художественных промыслов ученики из местных жителей (В.П. Лысов и В.В. Сулик). Однако с открытием производства в Шатках возникли сложности. Встал вопрос: где разместить мастеров? И цех резчиков по кости поначалу организовали в Горьком (предприятие "Народные умельцы"). Между тем неожиданно подходящее здание нашлось на другом конце области - в районном поселке Варнавино (июль 1970). Это была бывшая пересыльная тюрьма. По предложению Черниковича здание перестроили: были расширены окна и двери, приведены в порядок комнаты. Парфеном Парфеновичем было разработано и заказано в Горьком необходимое оборудование, приобретены бормашины, инструменты и материалы.

Небольшой поселок сразу полюбился художнику: расположенный в живописном месте на берегу Ветлуги, он заинтересовал его своей планировкой, поскольку напоминал Санкт-Петербург. Улицы в Варнавине, как и в северной столице, расходились веерообразно.

В то время, кроме лесозаготовок, окрестный народ ничем не занимался. Пришлось ездить по деревням, собирать молодежь, в основном девчат. Приглашали всех желающих из числа выпускников 8-х и 10-х классов, живших в рабочем поселке Варнавино и его округе. Из них были организованы две группы, которые в течение пяти месяцев в Горьком учились под руководством Парфена Парфеновича.

Человек уникального дарования и трудолюбия, Парфен Парфенович Черникович сумел воспитать из сельских ребятишек целую когорту замечательных мастеров. Среди его учеников - народных умель- цев - Валентина Мухина, Надежда Тетерина, Валентина Бушуева, Нина Клейменова, Татьяна Фролова, Николай Медведев, Лев Шигорин[21]. "Хорошие были ребята!" - вспоминает Парфен Парфенович: "Занимались с увлечением, а я с не меньшим увлечением обучал их новому необычному делу"[22]. Сохранились письма первых воспитанников, адресованные П.П. Черниковичу. Они наполнены теплотой и признательностью к человеку, приобщившему их к высокому искусству.

П.П. Черниковичем была разработана специальная программа для будущих косторезов. На занятиях давалось общее понятие о композиции и пропорциях, симметрии и равновесии, подробно разбиралась технология косторезного производства, назначение и применение инструментов и оборудования, приемы ажурной и рельефной резьбы. Молодежь кропотливо осваивала новое дело[23]. А дальше она должна была передать свой опыт землякам.

Шаг за шагом резьба по кости укоренялась в Варнавинском районе. В 1971 году в Варнавине был открыт участок по обучению профессии резчика по кости. В 1972 году решением Горьковского облисполкома там же было организовано опытное косторезное производство проектно-конструкторского бюро Управления художественных промыслов. В 1973 году оно было преобразовано в филиал Казаковского производственного ювелирного объединения со специализацией резьбы по кости.

Сначала ассортимент изделий предприятия был невелик - вырезали только вязальные крючки, шпильки, кулоны. Потом наладили выпуск сувенирной продукции и костяных плашек для складных ножичков Павловского завода сувениров.

До 1970-х годов Павловский завод изготавливал плашку из синтетического японского материала, обладающего сверхпрочностью. С прекращением его поставок возникла необходимость в его замене чем-то другим. П.П. Черникович предложил использовать кость. Так в Варнавине было налажено производство плашки для Павловских ножей.

Черникович создал несколько великолепных образцов ножевой плашки из кости. При этом он удачно использовал сюжеты нижегородской глухой домовой резьбы, например традиционные для Нижегородчины изображения льва и вьющегося побега с листьями[24].

Для Парфена Парфеновича было ясно, что стиль варнавинской резьбы по кости "должен быть свой, нижегородский". В нем, по словам мастера, должны были отразиться "и ритмы хохломы, и лаконизм городецкой росписи, и узорочье нижегородской вышивки, и пластика домовой нижегородской резьбы"[25].

Так родилось отличие варнавинской резьбы от родственного ей холмогорского искусства. Варнавинский косторезный промысел, благодаря П.П. Черниковичу, соединил традиции миниатюрной холмогорской филигранной резьбы с художественными приемами и орнаментальными мотивами народного искусства Нижегородчины[26].

Этот промысел бытует и поныне. Его хранителями являются мастера ТОО "Варко" ("Варнавинская резная кость"). Здесь рождаются настоящие произведения искусства - кулоны и броши, заколки, бусы, браслеты, резные колечки с изысканной ажурной и рельефной резьбой. Изделия варнавинских мастеров с успехом экспонировались за рубежом - во Франции, Германии, Швейцарии, Дании, Польше, Венесуэле.

Так холмогорский мастер Парфен Парфенович Черникович привез в нашу область новый вид прикладного искусства - резьбу по кости. Именно он стал родоначальником этого промысла на Нижегородчине, который теперь стал народным.

В свою очередь нижегородские сюжеты и образы обогатили творческий арсенал замечательного художника-костореза. В композиции Черниковича в это время все чаще врывается любимый персонаж городецких народных мастеров - конь. Чудо-коней, завораживающих красотой своего бега, мы видим на уникальных гребнях П.П. Черниковича[27].

Важным событием "волжского" периода биографии Парфена Парфеновича стало рождение уникальной вазы "Нижний Новгород - город Горький" (1971), приуроченной к 750-летию нашего города. Она была сделана из мамонтовой кости в виде вытянутого цилиндра, слегка расширяющегося кверху в соответствии с формой клыка. Вазу украсили рельефные ветви, которые обрамляют картуши сердцевид ной формы. В картушах художник изобразил символы прошлого и настоящего города, ставшего ему родным: корпуса автозавода и его машин, силуэт кремля и нижегородского оленя[28].

В эти же годы из моржового клыка мастером создаются два декоративных ножа для разрезания бумаги, с композициями из истории Нижегородчины. На одном изображен Кузьма Минин на фоне Нижегородского кремля, на другом - Дмитрий Пожарский на фоне Кремля Московского. Рельефы их фигур выразительно выступают над гравированными прорисовками панорам башен[29].

1970-е годы оказались одним из самых насыщенных периодов жизни Парфена Парфеновича. В это время он входил в число тех людей, которые оказывали определяющее влияние на развитие художественных промыслов Горьковской области. Он работал заведующим художественным отделом проектно-конструкторского бюро Горьковского управления художественных промыслов, входил в состав областного художественного совета. Этот орган регулярно собирался для просмотра и утверждения новых образцов художественных изделий и сувениров. Через него проходила художественно-декоративная продукция всех предприятий.

С уходом на пенсию (1980) в творчестве художника начался новый период, в котором органично сочетаются холмогорские традиции и приобретения нижегородских лет. Как полагают искусствоведы, мастер внутренне раскрепостился[30]. В это время П.П. Черниковичем были созданы оригинальные шкатулки "Глухари" (1981), "Белки" (1988-1989), ваза "Лесная фантазия" (1986).

К 70-летию со дня рождения художника (1990) состоялись его персональные выставки Москве, Ленинграде (в Государственном Русском музее), в Нижнем Новгороде. Был издан каталог его произведений.

Более четырех десятилетий Парфен Парфенович живет в Нижнем Новгороде. Старинный русский город на Волге стал его судьбой. История Нижегородского края и сегодня важнейшая составляющая творчества именитого мастера. Особо следует выделить вазу "Минин и Пожарский", выполненную художником в 2001-2005 годах. В выборе ее конфигурации мастер пошел от естественной формы моржового клыка: ваза кверху идет конусом. С подлинным вдохновением мастер запечатлел образы героев Нижегородского ополчения.

Не оставляет художник и северную тематику, где излюбленным сюжетом является изображение "Олени и волки". К этой теме автор возвращается вновь и вновь. Ей посвящена одна из последних работ художника. В ней - извечная борьба добра и зла, где добро всегда побеждает.

На протяжении семидесяти лет творческих исканий Парфен Парфенович Черникович остается непревзойденным мастером резной портретной миниатюры. Он создал целую галерею образов великих людей русской истории и культуры.

Домашним оберегом в семье П.П. Черниковича стала икона Казанской Божьей Матери, выполненная мастером в 2005-2007 годах из кости мамонта. Завершен портрет М.В. Ломоносова. Впереди новые работы: вазы и кубки с портретами ученых России.

Высокая культура, интеллигентность задают особый тон в общении с П.П. Черниковичем - человеком уникального дарования и трудолюбия, а также необыкновенной скромности. Завораживает его го- лос - приятный и неторопливый, с едва уловимым северным говором. Нельзя забыть руки П.П. Черниковича: нервные, с длинными и гибкими пальцами, они живут и мучаются, когда оторваны от работы[31]. "Чем старше становится человек, тем больше ему нужно трудиться" - таков жизненный принцип художника. Резьба - его эликсир молодости[32]. Главным в человеке он считает увлеченность, которая должна присутствовать в любой профессии, и тогда никакой возраст не страшен. Любовь и верность своему делу он пронес через всю свою жизнь.

По словам мастера, будущее произведение сначала рисует воображение, затем его контуры переносятся на бумагу. Художник что-то добавляет, корректирует, а уже потом из материала рождается шедевр[33]. Его любимым материалом остается кость мамонта. По словам П.П. Черниковича, она очень пластична и хороша в любом виде резь- бы - сквозной, ажурной, рельефной. "Она словно живая. Я чувствую, как она звенит в солнечную погоду, а перед дождем становится как бы вязковатой"[34], - говорит косторез.

Сколько поэзии в этих словах! Не будет преувеличением, если мы и самого Парфена Парфеновича назовем поэтом косторезного искусства. Недаром мастера художественного слова чувствуют в нем своего собрата.

Однажды в Ломоносово приехал Анатолий Ильич Левушкин (1922-2001), самобытный мастер стиха, человек интереснейшей судьбы. Земляк Есенина, он более 30 лет провел в Архангельске. Бороздил просторы Арктики на судах Северного морского пароходства. В свое время выступал на одном концерте с Анной Ахматовой, читал стихи Пастернаку, редактировал первый сборник Рубцова. Очарованный рукотворной поэзией Черниковича, он посвятил ему вдохновенные строки:

Умельца резьбы холмогорской
мне встретить на днях довелось.
Была неприметной, неброской
холодная мертвая кость.

Вот так бы лежать ей в забвенье
и кануть навек в забытье.
Но мастера острое зренье
уже оценило ее.

Смотри - по его повеленью,
послушные взмаху резца,
несутся упряжки оленьи,
охотник капканит песца.

Здесь Белое море.
Здесь тундра,
метелей неистовых власть.
А мастеру - жарко и трудно.
А мастеру - весело всласть.

Ведь все, что мерещилось взгляду,
что грезилось где-то во мгле,
сегодня, друзьям на отраду,
весомо стоит на столе.

Возьми эту вазу - и трезво
с поэмою доброй сравни.
Есть что-то в труде костореза
поэзии истой сродни.

Уникальные изделия нижегородского мастера-костореза пользуются большой популярностью. В 2000 году настольный портрет Петра Великого и футляр для очков с изображением Медного всадника, Петропавловской крепости и Адмиралтейства приобрел Государственный Эрмитаж.

За семь десятилетий Парфен Черникович выполнил много работ, которыми гордятся музеи Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Архангельска и других городов. Шестнадцать музеев России хранят произведения П.П. Черниковича. Среди них - Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Государственный Исторический музей (г. Москва), Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург), Музей истории народных художественных промыслов Нижегородской области (г. Нижний Новгород), Музей исторических драгоценностей Украины.

Работы выдающегося художника представлены на фабрике им. М.В. Ломоносова (с. Ломоносово Архангельской области) и на предприятии "Варко" (пос. Варнавино Нижегородской области) в качестве образцов для производства.

Ценители уникального русского искусства резьбы по кости имеются в Финляндии, США, Германии, Индии, и они хорошо знакомы с работами П.П. Черниковича.

На протяжении творческой деятельности мастер общался со многими известными искусствоведами и большим кругом художников, почитателями его таланта стали такие известные живописцы и скульпторы, как А.М. Герасимов, С.В. Герасимов, П.В. Васильев, М.К. Аникушин, В.И. Мухина, Е.Ф. Белашова.

Более семи десятилетий мастер посвятил косторезному промыслу, выполнив множество работ, которые являются шедеврами художественных народных промыслов России, драгоценным наследием культуры нашей страны XX-XXI столетий. "У меня три малые родины - Белоруссия, Холмогоры и Нижегородчина, но одна большая Россия. Ей я и завещаю все свои труды"[35], - отмечает художник.

Работы П. Черниковича уникальны. Каждую из них смело можно назвать национальным достоянием. Признанием заслуг Парфена Парфеновича стало присвоение ему в 2005 году звания народного художника Российской Федерации.

Его произведения создавались в сложное и противоречивое советское и постсоветское время и удивительным образом передали их устремления. С помощью выразительного языка пластики - витиеватых линий и штрихов, аллегоричных и фантастических образов, удивительно точных портретов он создал образ России XX - начала XXI столетия.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.