|
|||
Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»( А.Недогонов)«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»( А.Недогонов) (Исследование)
Уренцев Александр, студент Ветлужского лесоагротехнического техникума, Ветлужский район Награды - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные ордена и медали ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и страны и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня. В своей работе я хотел бы рассказать о награде, которая осталась на память о нашей прабабушке. Эта награда- орден «Знак Почета». Этим орденом моя прабабушка была награждена за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны. …Мы перевозили старенькую бабушку Шуру на постоянное место жительства к себе в дом. Бабушка за последнее время сильно постарела и уже не могла самостоятельно ухаживать за собой. Когда мы перевозили её вещи, меня заинтересовала картонная коробка .Рассмотрев содержимое коробки, я понял, что это архив и принадлежит он одному человеку- Ямщиковой Ольге Николаевне. Я понятия не имел, кто она такая. Обратился с расспросами к моей маме, Уренцевой Марине Александровне. Она сказала, что это её бабушка, которая уже давно умерла, задолго до моего рождения, но её помнят мои старшие брат и сестра. До нахождения этих документов я думал, что в моей семье нет людей с какими - либо выдающимися наградами, интересной биографией, значимой не только в пределах нашей семьи. Раньше я думал, что ордена получают только военные люди, солдаты на войне. А тут орден «Знак Почета» у простой колхозницы, доярки. Мне захотелось как можно больше узнать о своей прабабушке Оле. Сначала я расспросил своего старшего брата Ивана. - «Я запомнил дом в деревне, большую русскую печку и всегда добрую и ласковую прабабушку. Она была старенькая, с клюшкой, мало разговаривала и старалась во всем нам угодить. …К нашему приезду она всегда копила всякие «вкусности», тратя на них всю пенсию. Мы знали, что у нас очень известная бабушка. Её приглашали на все праздники в колхозе и в районе, к ней приходили школьники и записывали воспоминания для школьного музея. А она на все хвалебные слова отвечала всегда одинаково: «Тогда все так жили и работали, не я одна». Из рассказа моей старшей сестры Насти: «…прабабушку запомнила как очень доброго, любящего, заботливого человека. Помню походы в магазин за конфетами, помню безграничную любовь к нам. Она никогда нас не ругала, никогда не кричала, не сердилась, а обращаясь к нам, говорила: «Ангел мой, солнышко мое». Хотя мы, бывало, проказничали, не слушались, даже вредничали, а у нашей бабы Оли при встрече с нами начинали капать слезы и лицо расплывалось в счастливейшей улыбке». Самые подробные воспоминания мне удалось записать со слов бабушки Шуры и моей мамы Марины. Из воспоминаний бабушки Шуры: «Я родилась в деревне Тимофеево Ветлужского района 9 ноября 1941 года. У моей матери Ольги муж (мой отец) был военным офицером, служил в Бухаре. Перед началом войны, отправил беременную жену в деревню к матери. Бабушка Лидия, мать Ольги, сначала с недоверием отнеслась к приезду беременной дочери без мужа. Рассказы про надвигающуюся войну она считала выдумкой. Через месяц после начала войны пришла похоронка на отца. Моя мать каким -то образом смогла узнать, как погиб ее муж. Она говорила, что из Бухары от его родственников пришло письмо, но оно у нас не сохранилось. Родственники писали, что Борис Николаевич погиб во время бомбежки поезда с эвакуируемым из Узбекистана мирным населением. Я родилась уже после гибели отца, но знаю его по единственной сохранившейся фотографии, он был красивый мужчина. Мама мало рассказывала про жизнь в Бухаре, говорила только, что очень гостеприимный народ - узбеки. В маленьком ауле жили одной большой семьей, молодую женщину из далекой Горьковской области уважительно называли «АПА», всегда звали на общий ужин, обычно это был плов. Моя мама хоть и русская, с удовольствием приняла обычаи другого народа. Она всю жизнь добром вспоминала свою узбекскую «родню» (именно так), хотя папа был русским и в Бухару попал по военному распределению. Сколько себя помню в детстве, всегда мама была на работе. С войны вернулись в деревню всего четыре мужика из ста. Их никто не чествовал, никто Дней Победы не отмечал и в наградах по деревне они не ходили – стеснялись, что живы остались. Мужики работали за десятерых. Пахали в колхозе, ручной пилой пилили дрова на всех стариков, помогали вдовам. Мама сама заготавливала сено для скотины и дрова в дом на зиму. В колхозном стаде у неё было 25 коров, которых она доила руками. С ней вместе ходила за коровами бабушка Лидия, а когда я подросла, то и я тоже доила коров вместе с ними. Доильные аппараты появились только в начале пятидесятых годов. Мама получила орден «Знак Почета» за высокие надои во время войны, были у неё еще и медали». Из воспоминаний моей мамы Марины: «Вспоминая бабушку Олю, я всегда благодарю судьбу, что она подарила мне счастье быть её внучкой. Я родилась и до школы прожила в той же деревне, в которой родились мои бабушка и прабабушка Лидия. Мама с папой работали в Кирове, а меня воспитывали две удивительные женщины - труженицы и мудрые наставницы. Моё воспитание проходило, как теперь принято говорить, в соответствии с ФГОСами. Мне можно было ВСЕ, но достаточно только одного бабушкиного взгляда, чтобы понять-так поступать нельзя. Меня не ругали, не наказывали, не ставили в угол, на меня просто смотрели осуждающе мудрые, умные бабушкины глаза, и в этом взгляде было все воспитание. Как рентген- насквозь, до дрожи в коленках. Сразу становилось понятно, «что такое хорошо и что такое плохо». Уже повзрослев, я поняла, откуда этот взгляд у прабабушки: две мировые войны, революция, раскулачивание. Прабабушка умерла, когда мне было пять лет, а бабушка Оля, когда мне исполнилось 30 лет. До их ухода я была счастливейшим человеком, рядом со мной жила моя самая родная на земле БАБУШКА. Она часто рассказывала мне про свою юность и про трудовые подвиги. В колхозе бабушка Оля работала с тринадцати лет, после окончания начальной школы (тогда это было обычным делом). В 1940 году в отпуск к своим родителям приехал молодой офицер Ямщиков Борис. В военной форме, с кожаной кобурой на поясе, бабушка, ранее знавшая его как деревенского паренька, влюбилась, и к месту службы Борис уезжал с молодой женой .Счастье длилось меньше года. «Оля, уезжай к матери, скоро война» -сказал, как приказал, и отдал билет до Горького. Оля была послушной женой и вернулась в колхоз на ферму. На рождение дочери медики отвели неделю, а потом опять на ферму. Начало войны было страшным - проводы мужиков, слезы матерей и жен стояли на всю большую деревню в 250 дворов. Начался голод. Осенью с Украины привезли на корм скоту подсолнечный жмых. Накормили скотину и сами наелись с подружкой. Подружке было 17 лет, она умерла через три дня от «заворота кишок», бабушка осталась жива: здоровье было покрепче, да лет побольше -девятнадцать. Промучилась неделю, но выжила. Коровы в первую военную зиму тоже сильно отощали, первая весенняя сочная травка, а выйти самим - нет сил. Выносили на веревках волоком. Осталась у бабушки Оли одна корова, самая большая, кожа да кости, а весит много. Старались всем женским коллективом, но сил не хватало, тогда бабушка Оля встала на колени, обняла Буренку и со слезами изо всех сил укусила её за ухо. Корова заплакала от боли, встала на коленки и сама выползла на траву. Все молоко пропускали на ферме через сепаратор и отправляли на фронт, а оставшуюся «синюшную водичку» пили сами. Всю войну на ферме не было электричества, доили коров руками. Приходила помогать вся родня от восьмидесяти лет и старше... За труд и высокие надои доярок- трехтысячниц пригласили в Москву, вручили правительственную награду-орден «Знак Почета», а потом и медали за высокие надои. В начале 90-х распалась страна, во имя которой трудилось и воевало старшее поколение. Бабушка Оля так и не поняла смысла происходящего. Она твердо верила, что все пройдет, а справедливость восторжествует, и мы действительно будем жить лучше, чем ее поколение. Верила, что не зря терпела лишения и невзгоды, радовалась, что мы сыты и одеты, что нет войны. А орден передала мне и попросила его хранить». *** Завершая свою работу, я многое понял: понял, что труд в тылу был необходим, что работа в тылу помогала нашим воинам в борьбе с фашизмом, что без самоотверженного труда женщин, стариков, детей , не было бы Победы…Действительно, «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Подвиг воинов на фронтах войны и подвиг людей труда в тылу неотделимы друг от друга…
|
|||
|