Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»( А.Недогонов)



«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»( А.Недогонов)

                                                (Исследование)

                                                 

Уренцев Александр, студент

Ветлужского  лесоагротехнического техникума,

Ветлужский район

Награды - это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные ордена и медали ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки, позволяют прикоснуться к истории семьи и страны и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

В своей работе я хотел бы рассказать о награде, которая осталась на память о нашей прабабушке. Эта награда- орден «Знак Почета». Этим орденом моя прабабушка была награждена за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны.

…Мы перевозили старенькую бабушку Шуру на постоянное место жительства к себе в дом. Бабушка за последнее время сильно постарела и уже не могла самостоятельно ухаживать за собой. Когда мы перевозили её вещи, меня заинтересовала картонная коробка .Рассмотрев содержимое коробки, я понял, что это архив и принадлежит он одному человеку-  Ямщиковой Ольге Николаевне. Я понятия не имел, кто она такая. Обратился с расспросами к моей маме, Уренцевой Марине Александровне. Она сказала, что это её бабушка, которая уже давно умерла, задолго до моего рождения, но её помнят мои старшие брат и сестра. До нахождения этих документов я думал, что в моей семье нет людей с какими - либо выдающимися наградами, интересной биографией, значимой не только в пределах нашей семьи. Раньше я думал, что ордена получают только военные люди, солдаты на войне. А тут орден «Знак Почета» у простой колхозницы, доярки. Мне захотелось как можно больше узнать о своей прабабушке Оле. Сначала я расспросил своего старшего брата Ивана.

- «Я запомнил дом в деревне, большую русскую печку и всегда добрую и ласковую прабабушку.  Она была старенькая, с клюшкой, мало разговаривала

и старалась во всем нам угодить. …К нашему приезду она всегда копила всякие «вкусности», тратя на них всю пенсию. Мы знали, что у нас очень известная бабушка. Её приглашали на все праздники в колхозе и в районе, к ней приходили школьники и записывали воспоминания для школьного музея. А она на все хвалебные слова отвечала всегда одинаково: «Тогда все так жили и работали, не я одна».

Из рассказа моей старшей сестры Насти: «…прабабушку запомнила как очень доброго, любящего, заботливого человека. Помню походы в магазин за конфетами, помню безграничную любовь к нам. Она никогда нас не ругала, никогда не кричала, не сердилась, а обращаясь к нам, говорила: «Ангел мой, солнышко мое». Хотя мы, бывало, проказничали, не слушались, даже вредничали, а у нашей бабы Оли при встрече с нами начинали капать слезы и лицо расплывалось в счастливейшей улыбке».

Самые подробные воспоминания мне удалось записать со слов бабушки Шуры и моей мамы Марины.

Из воспоминаний бабушки Шуры: «Я родилась в деревне Тимофеево Ветлужского района 9 ноября 1941 года. У моей матери Ольги муж (мой отец) был военным офицером, служил в Бухаре. Перед началом войны, отправил беременную жену в деревню к матери. Бабушка Лидия, мать Ольги, сначала с недоверием отнеслась к приезду беременной дочери без мужа. Рассказы про надвигающуюся войну она считала выдумкой. Через месяц после начала войны пришла похоронка на отца. Моя мать каким -то образом смогла узнать, как погиб ее муж. Она говорила, что из Бухары от его родственников пришло письмо, но оно у нас не сохранилось. Родственники писали, что Борис Николаевич погиб во время бомбежки поезда с эвакуируемым из Узбекистана мирным населением. Я родилась уже после гибели отца, но знаю его по единственной сохранившейся фотографии, он был красивый мужчина. Мама мало рассказывала про жизнь в Бухаре, говорила только, что очень гостеприимный народ - узбеки. В маленьком ауле жили одной большой семьей, молодую женщину из далекой Горьковской области уважительно называли «АПА», всегда звали на общий ужин, обычно это был плов. Моя мама хоть и русская, с удовольствием приняла обычаи другого народа. Она всю жизнь добром вспоминала свою узбекскую «родню» (именно так), хотя папа был русским и в Бухару попал по военному распределению.

Сколько себя помню в детстве, всегда мама была на работе. С войны вернулись в деревню всего четыре мужика из ста. Их никто не чествовал, никто Дней Победы не отмечал и в наградах по деревне они не ходили – стеснялись, что живы остались. Мужики работали за десятерых. Пахали в колхозе, ручной пилой пилили дрова на всех стариков, помогали вдовам. Мама сама заготавливала сено для скотины и дрова в дом на зиму. В колхозном стаде у неё было 25 коров, которых она доила руками. С ней вместе ходила за коровами бабушка Лидия, а когда я подросла, то и я тоже доила коров вместе с ними. Доильные аппараты появились только в начале пятидесятых годов. Мама получила орден «Знак Почета» за высокие надои во время войны, были у неё еще и медали».

Из воспоминаний моей мамы Марины: «Вспоминая бабушку Олю, я всегда благодарю судьбу, что она подарила мне счастье быть её внучкой. Я родилась и до школы прожила в той же деревне, в которой родились мои бабушка и прабабушка Лидия. Мама с папой работали в Кирове, а меня воспитывали две удивительные женщины - труженицы и мудрые наставницы. Моё воспитание проходило, как теперь принято говорить, в соответствии с ФГОСами. Мне можно было ВСЕ, но достаточно только одного бабушкиного взгляда, чтобы понять-так поступать нельзя. Меня не ругали, не наказывали, не ставили в угол, на меня просто смотрели осуждающе мудрые, умные бабушкины глаза, и в этом взгляде было все воспитание. Как рентген- насквозь, до дрожи в коленках. Сразу становилось понятно, «что такое хорошо и что такое плохо». Уже повзрослев, я поняла, откуда этот взгляд у прабабушки: две мировые войны, революция, раскулачивание.

Прабабушка умерла, когда мне было пять лет, а бабушка Оля,  когда мне исполнилось 30 лет. До их ухода я была счастливейшим человеком, рядом со мной жила моя самая родная на земле БАБУШКА. Она часто рассказывала мне про свою юность и про трудовые подвиги. В колхозе бабушка Оля работала с тринадцати  лет, после окончания начальной школы (тогда это было обычным делом). В 1940 году в отпуск к своим родителям приехал молодой офицер Ямщиков Борис. В военной форме, с кожаной кобурой на поясе, бабушка, ранее знавшая его как деревенского паренька, влюбилась, и к месту службы Борис уезжал с молодой женой .Счастье длилось меньше года. «Оля, уезжай к матери, скоро война» -сказал, как приказал, и отдал билет до Горького. Оля была послушной женой и вернулась в колхоз на ферму. На рождение дочери медики отвели неделю, а потом опять на ферму. Начало войны было страшным - проводы мужиков, слезы матерей и жен стояли на всю большую деревню в 250 дворов. Начался голод. Осенью с Украины привезли на корм скоту подсолнечный жмых. Накормили скотину и сами наелись с подружкой. Подружке было 17 лет, она умерла через три дня от «заворота  кишок», бабушка осталась жива: здоровье было покрепче, да лет побольше -девятнадцать. Промучилась неделю, но выжила. Коровы в первую военную зиму тоже сильно отощали, первая весенняя сочная травка, а выйти самим - нет сил. Выносили на веревках волоком. Осталась у бабушки Оли одна корова, самая большая, кожа да кости, а весит много. Старались всем женским коллективом, но сил не хватало, тогда бабушка Оля встала на колени, обняла Буренку и со слезами изо всех сил укусила её за ухо. Корова заплакала от боли, встала на коленки и сама выползла на траву. Все молоко пропускали на ферме через сепаратор и отправляли на фронт, а оставшуюся «синюшную водичку» пили сами. Всю войну на ферме не было электричества, доили коров руками. Приходила помогать вся родня от восьмидесяти  лет и старше... За труд и высокие надои доярок- трехтысячниц пригласили в Москву, вручили правительственную награду-орден «Знак Почета», а потом и медали за высокие надои.  В начале  90-х распалась страна, во имя которой трудилось и воевало  старшее поколение. Бабушка Оля так и не поняла смысла происходящего. Она твердо верила, что все пройдет, а справедливость восторжествует, и мы действительно будем жить лучше, чем ее поколение. Верила, что не зря терпела лишения и невзгоды, радовалась, что мы сыты и одеты, что нет войны. А орден передала мне и попросила его хранить».

***

Завершая свою работу, я многое понял: понял, что труд в тылу был необходим, что работа в тылу помогала нашим воинам в борьбе с фашизмом, что без самоотверженного труда женщин, стариков, детей , не было бы Победы…Действительно, «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Подвиг воинов на фронтах войны и подвиг людей труда в тылу неотделимы друг от друга…

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.