Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Основная часть



 Основная часть

Речь в моем эссе идет касательно Советского Союза в послереволюционное время, поэтому стоит внести ясность в идеологическую направленность того времени. СССР имел четкую идеологию марксизма - ленизма, по которой: 1) происходил полный контроль государства за жизнью членов общества, 2) государственное воспитание детей, 3) уничтожение частной собственности, 4) распределение богатств с точки зрения всех слоев населения. Власти часто привлекали кинематограф для пропаганды идей коммунизма как на мировой арене, так и внутри страны. В Советской Союзе как правило существовало две системы пропаганды: 1) формирующая систему ценностей, 2) формирующая образ врага. В качестве главного источника пропаганды было выбрано кино, так Ленин в личной беседе с Луначарским сказал: “ «Вы у нас слывете покровителем искусства, так вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Власти использовали в качестве главной пропаганды именно кино, потому что оно было понятно даже самым необразованным людям. Оно четко агитировало и доносило их главные идеи, вызывая при этом эмоциональный отклик. Стоит обозначить, что “послереволюционном временем” в моей работе считаются года от 1917 до военного времени. Раскрытие темы именно на таких временных рамках помогает лучше понять пропаганду. В это время начинает активно развиваться кинематограф. Появляется первый звуковой и первый цветной фильм. Еще не было достаточно развита техника, как в послевоенное время, но уже начинают появляться шедевры кино. Так как одни из самых известных режиссеров был тогда Г. В. Александров, то стоит раскрыть часть моей темы на его творчестве. Он снимал преимущественно комедии, и, возможно, прямую пропаганды они не несли, так как смысл комедии всегда больше нацелен на поднятие настроения. Однако, даже в этих фильмах, подойдя с другой стороны, можно понять о каком времени идет речь с помощью явных признаков пропаганды.

Начну я с анализа фильма “Цирк” (1936 г), который стал одним из советских кинолегенд. Главная мысль заключается в том, что цирковая актриса Марион Диксон убежала из США с чернокожим сыном. Вскоре ей понравилось в СССР: здесь она нашла друзей и свою любовь, поэтому она решила остаться. Первым признаком пропаганды, который сразу бросается в глаза является пространственная модель массовой песни в общих чертах, повторяющую общую структуру мифа советского пространства. Фильм сопровождают песни Дунаевского и Лебедева-Кумача, которые выражают сокровенные мысли и чувства советского человека. В центре песни любовь к Родине, счастливое детство и юность октябрьского поколения. (“Песня о Родине”). Следующей частью социально-патриотической пропаганды является сам сюжет фильма, в котором происходит противопоставление советского образа жизни западному, где последний в глазах зрителя проигрывает. (Организаторы цирка пытаются придумать номер лучше, чем выступление Марион Диксон, что у них в итоге и получается, ведь “Полет в стратосферу” намного сложнее и интереснее западного “Полета на луну”). Даже фон Кнейшиц, представляющий интересы Диксон, задает вопрос организатору номера: “Это у вас называется догнать Америку?” На что организатор цирка отвечает ему:” И перегнать!”. Фильм “Цирк” заканчивается показательным парадом, где главная героиня поет практически без акцента. Александров использует много белого цвета для показания нечто сакрального и вечного. Мотив сакральности усиливается портретом Сталина, которого несут высоко над главной площадью участники парада. Стоит отметить и сцену с укачиванием чернокожего ребенка героини, где зрители цирка передают малыша по залу и обнимают его. А директор цирка говорит о том, чтобы рожали, сколько хотели: и беленьких, и темненьких... Понимание и любовь СССР стали главным фактором, по которому героиня осталась. На фоне этого примера мы отчетливо наблюдаем, как пропаганда противопоставляет два мира и выделяет лучший из них - СССР, а портрет вождя, массовое пение патриотических песен и марш усиливают этот эффект на зрителей.

В качестве второго анализа я выбрала фильм “Трактористы” (1939 г). Главная идея в том, что некий тракторист Клим Ярко возвращается в колхоз, где живет давно полюбившаяся ему Марьяна, у которой и так много женихов, однако своим трудолюбием и упорством он завоевывает ее сердце. В фильме описывается такой признак пропаганды марксистской идеологии, как некий феминизм (равенство между мужчинами и женщинами). В фильме перед нами встает абсолютно мужеподобная женщина Марьяна - главная трактористка района. Она передвигается только на мотоцикле, а по внешности, поведению, манерам ведет себя, как мужчина. Стоит отметить, что действие фильма происходит в колхозе. Наблюдается модель стахановского движения, где отчетливо пропагандируется стремление к труду и совместная постройка коммунизма, вне зависимости от половой принадлежности. Пропаганда веет описанием образа идеально деревни и всеобщего счастье, где каждому его труд и работа приносит только удовольствие (Например, образ почтальона Харитоши, который поет, радуясь, что занимается раздачей писем). Так же, как и в прошлом анализе в фильме наблюдается пение патриотических песен, что способствует поднятию духа зрителей. Итак, на примере этого фильма мы видим, что он пропагандирует в первую очередь равный труд, а также способствует формированию картины о счастливой жизни в колхозе.

Заключение:

В итоге, хотелось бы сделать вывод о том, что советская пропаганда коммунистических идей была ориентирована на воспитание в людях советских принципов. Фильмы послереволюционного времени были наполнены некой наивностью, те представления о любви, о дружбе, о работе кажутся нам сейчас наигранными, но это составная часть того времени, которая присутствует в нашей истории. Мир Советского Союза был наполнен стандартами равенства, а веселые пионеры, пропитанная счастливым духом деревня, стойкие трудившееся во благо коммунизма советские женщины и мужчины, портреты вождя на фоне каждого фильма и задорные песни формировали у зрителей позитивно настроенный образ, который зачастую утрачивал связь с реальностью и формировал образ счастливого будущего.

Источники: 1) Определение пропаганды - словарь Академик (academic.ru)

2) Фильм Григория Александрова “ Цирк”

3) Фильм Ивана Пырьева “Трактористы”

4) Кинематограф в Советской России после революции — цели и направления развития | Феномен советского кино | Яндекс Дзен (yandex.ru)

Словарь основных научных понятий:1) Коммунизм - теоретический общественный строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство.

2) Пропаганда - открытое распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования общественного мнения или иных целей, преследуемых пропагандистами.

3)Репрезентация - воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного человеком с возможными изменениями представляемой информации вследствие влияния времени, состояния памяти, эмоционального расположения в момент первичного восприятия информации и других психологических и физических факторов, способных исказить поступающую в мозг человека информацию.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.