|
|||
В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый философ-космист. Подробно обосновалтеорию ноосферы. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В.И. Вернадский (1863 - 1945) - крупный русский и советский ученый философ-космист. Подробно обосновалтеорию ноосферы. По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. Появляетсяноосфера - сфера разума,жизни человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э. Циолковский (1857 - 1935) был сторонником идеи вечности, сотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел. Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем - оно распадается наатомы, из которых возникают новые вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот Атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму. Циолковский не считал цивилизацию Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь - неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем. Н.В. Бугаев (1837 - 1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц - монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация. А.Л. Чижевский (1897 - 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции. Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других. Основными направлениями естественно-научной философии были: • материалистическое; • социально-политическое. Представителиматериалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук -биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания. Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. Начиная с 20-х гг. XX в. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее; несколько догматической. Большое влияние на советскую философию оказало философское творчествоВ.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии: • 1917 - 30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; • 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов; • 50-е - 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии, К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х - 80-х гг., можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма,, возвращения к истинному Марксу", "истинному Ленину"; проблема гносеологии; проблема сознания; проблема идеальности; проблема культуры; проблема философских методов. Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии: • Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики); • А. Богданов (теория систем - "тектология"); • А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории); • A.M. Деборин (творческое понимание материализма); • Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза); • М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности); • В. Асмус (широкий круг исследований); • Ю. Лотман (общество, философия, история). Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти. По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах Возникло особое философское направление, получившее название"философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие. П.С. Мережковский (1864 - 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: • языческий; • приобщения к христианству; • полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством. Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. ФилософияЛ. Шестова (1866 - 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет , право открыто противопоставлять себя обществу. ФилософияН.А. Бердяева (1874 - 1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева: • высшей ценностью в окружающем мире является свобода; • свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека; • свобода человека подвергается угрозе извне; • данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранитьсвою самобытность, не дать обществу и государству ассимилироватьсебя; • ключевую роль в жизни человека играет также религия; • Бог должен быть нравственным символом, примером для человека; • отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Богнедолжен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба,' • человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой. В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России - построить "Царство Божие" (то есть общество основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем). Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма - учения о человеке и его жизни. Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории • стратификации; • социальной мобильности. Стратификация - разделение общества на многочисленные социальнь группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества являет социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки итехники.
|
|||
|