Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Беседа-сообщение для родителей и обучающихся.



Беседа-сообщение для родителей и обучающихся.

 ТЕМА: «Профилактика травматизма».

Педагог-организатор: Усенко Л. И.

Добрый день, ребята и родители! Сегодня мы поговорим о травмах. Что же это такое?

Понятие травмы

Травма – это результат воздействия на организм в целом или на его какую-либо часть механических или термических факторов внешней среды. Это физическое повреждение, имеющее место, когда человек внезапно подвергается такому воздействию энергии, которое превышает физиологическую сопротивляемость организма. Основными причинами непреднамеренных травм являются падения и происшествия. Причиной преднамеренных травм является насилие. Насилие определяется как преднамеренное применение физической силы или власти – или угроза их применения – в отношении самого себя, другого человека, группы или сообщества людей. Детская травма – это повреждение развивающегося организма ребенка, в результате воздействия на него в целом или на какую-либо его часть тела механических или термических факторов внешней среды. Ребенок неспособен избежать несчастных случаев в связи с отсутствием жизненного опыта, наличием неэффективных механизмов взаимодействия с окружающей средой из-за незрелости координационных механизмов и двигательных программ центральной нервной системы. Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей. Значительная травма с момента своего возникновения становится травматической болезнью.

Классификация детского травматизма:

1.в зависимости от поведения человека.

 1). Беспечность взрослых – поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех авто травм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников. В 23,4% всех случаев асфиксий (остановки дыхания) зафиксировано у детей в возрасте до года, явно из-за беспечности взрослых. Это аспирация дыхательных путей пищей при ее срыгивании, прижатие грудного ребенка к телу взрослого (часто материнской грудью во время кормления) и во время сна в одной постели, закрытие дыхательных путей мягкими игрушками и др.

 2). Халатность взрослых – невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (8,5% случаев).

3). Недисциплинированность детей (более 25% случаев).

4).Несчастные случаи – происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2% случаев.

5). Убийства (4,5% случаев) – чаще страдают дети в возрасте до одного года.

 6). Самоубийства (примерно 5% случаев) – у детей 10- 15 лет, чаще встречаются в подростковом возрасте.

 7). Прочие причины (10% случаев).

Итого, в среднем около 20% детей погибают от травм. Из них мальчики – 73,3%, дети до года составляют 20,5% случаев.

2.в зависимости от места получения травмы. Эта классификация определяет все случаи детского травматизма в зависимости от места получения травмы.

1). Бытовой, или домашний, травматизм (до 60% случаев). В структуру бытового травматизма входят такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы опорно-двигательного аппарата. Сюда относятся выпадения из окон, падения с балконов, падения в лестничные пролеты, с крыши; отравления, асфиксии, укусы животных и утопления. В структуре причин первичной инвалидности в детстве бытовой травматизм составляет около 6% случаев. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные и осколочные ранения (40%), травмы глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук явились основанием установления инвалидности в 50% случаев. Прочие причины (2% случаев) или несчастные случаи (утопления, отравления и др.).

2). Уличный травматизм составляет 25% случаев. Наиболее частой причиной уличных травм у детей являются падения с высоты – до 28% случаев. Это падения с деревьев, крыш, гаражей и погребов. На ровном месте падения составляют 20%, с ледяной горки – 11% случаев, с качелей – 9,5% случаев, в открытые люки – 1,5% случаев травм.

3). Дорожно-транспортный травматизм составляет до 24,5% случаев от всех причин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаях является внезапное появление ребенка на проезжей части перед транспортным средством. В 10% случаях причиной уличной травмы является невнимание со стороны родителей; в 9% случаях – игра на проезжей части, в 5,5% случаях – выпадение из движущегося транспортного средства. Езда детей на подножках и наружных выступах транспортных средств является причиной детского травматизма в 1% случаев, и лишь 1% детского травматизма происходит по вине водителей транспортных средств. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются причиной детской смерти в 25% случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенком улицы в неположенном месте. По вине водителей, нарушающих правила дорожного движения, что приводит к ДТП и гибели детей – в 9% детских смертей. Игра на железнодорожном полотне явилась причиной гибели детей в 4,5% случаев; катание на поездах и трамваях привело к несчастьям в 4,5% случаях. Наезды на детские коляски во дворах составили 2,6% случаев детской смертности, а в 2,6% случаях причиной гибели явился наезд на своих детей транспортным средством. При дорожно-транспортных происшествиях в ряде случаев дети погибали не из-за тяжести травмы. Смерть наступала из-за несвоевременного оказания медицинской помощи (в 67% случаях дети погибали на месте ДТП, в 31% случаев – в стационаре, в 2% случаях дети погибали во время транспортировки).

 4). Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в спортзале на уроках физической культуры, в учебных классах, на переменах и на уроках труда, химии, физики (2%). Травматизм в дошкольных учреждениях (до 1% случаев). Спортивный травматизм (до 10% случаев).

3. по характеру повреждения. Данная классификация рассматривает детские травмы по характеру повреждения, в ней выделяют следующие виды травм:

1). Утопления и другие виды асфиксий (в 47% случаев страдают дети в возрасте около 11 лет из-за неумения плавать).

2). ДТП (25% случаев).

3). Кататравмы (падения с высоты). От этого вида травм страдают дети до 5 лет в 16,5% случаев.

 4). Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения, солнечные и тепловые удары).

5). Отравления (лекарствами, угарным газом). Чаще всего дети, когда остаются без присмотра, находят лекарства в домашней аптечке и, подражая взрослым, принимают высокие дозы медикаментозных препаратов, от которых и погибают (57% всех случаев отравлений), и в 70% случаях -это дети до 5 лет. Отравление угарным газом по статистике считается самым опасным, так как при этом в 85% случаях наблюдается смертельный исход.

 6). Повреждение электрическим током.

7). Огнестрельные ранения.

8). Взрывные ранения.

9). Прочие травмы.

4. по типовым ситуациям. Существует множество причин, по которым дети попадают в опасные обстоятельства, способствующие возникновению детского травматизма. Тем не менее, существуют типовые ситуации, в которых ребенок наиболее подвержен травме. Выяснилось, что, например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами – 3 и т.д. Все эти типовые ситуации разделены по группам, которые мы и рассмотрим по порядку.

I группа ситуаций – травмы у детей грудного возраста:

• падение с высоты (с пеленального стола из-за невнимательности взрослых);

• падение с медицинских весов (неудачная конструкция последних);

• подбрасывание малыша вверх, когда родителям не удается его поймать, и ребенок получает травму;

• подбрасывание малыша вверх, когда он ударяется головой о люстру или потолок;

• травма под колыбельную песню, ребенок, раскачиваясь на руках у матери, ударяется о косяк стены или мебель;

• скандал в семье – размахивание руками, разбрасывание предметов без контроля местонахождения ребенка;

• ребенок в автомашине (при торможении) – при отсутствии детского сиденья или при расположении ребенка на переднем сидении автомашины;

• ребенок, находящийся в коляске, может получить травму. Возможны падения коляски с лестницы, при входе в лифт, при переходе улицы, в скрытые дождевой водой ямы на дорогах. Ребенок в коляске может получить травму падающим с балкона окурком;

 • при кормлении ребенка в коляске без должного внимания со стороны родителей возможна аспирация дыхательных путей малыша пищей.

 II группа ситуаций – зимний травматизм:

• травмы глаза во время игры в снежки. Задача взрослых научить детей не целиться в голову и лицо;

• при катании с неправильно построенных снежных горок (падение с верхней стартовой площадки, с лестницы без перил, при короткой полосе торможения – травмы нижних конечностей и др.);

• катание с гор на санках на проезжую часть дороги, иногда под колеса автомобилей;

• при катании со снежных горок – одновременное катание детей разного возраста (съезжание на ногах старших детей, «подсекание» и толчки малышей);

 • катание на лыжах с гор часто приводит к ударам о деревья, зацеплению за ветки деревьев, и падению на затылок;

 • обморожения открытых частей тела.

III группа ситуаций – ожоги. Эта группа типовых ситуаций включает в себя ожоги различного происхождения – открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрывы пороха, сведение в фокус солнечных лучей увеличительными стеклами. Дети получают ожоги в шести стандартных случаях:

 • елочный огонь возникает быстро, из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания в электрогирляндах, использования некачественных бенгальских огней;

 • ожоги горячей пищей на столе;

• эксперименты с открытым огнем, когда страдают от ожогов школьники (подливают бензин в огонь, курят около канистры с бензином и т.д.);

• огнестрельные раны – характерны для «экспериментаторов»;

• использование пиротехнических средств (петард, салютов с нарушением техники безопасности);

 • оставленные без присмотра боеприпасы – охотничьи ружья, взрывные устройства вызывают у детей большой интерес и желание попробовать ими воспользоваться.

 IV группа типовых ситуаций детского травматизма:

 • ушибы, переломы и сотрясения головного мозга. Это самая распространенная причина детского травматизма;

• падение с высоты (из окна ребенок обычно выпадает сам или его выбрасывают старшие дети, прыжки с большой высоты);

 • катание на лифте (держась за перекладину под кабиной лифта);

• качели «тарзанка»;

• бег по коридору и драки на переменах и в подъездах (удары о батареи, косяки окон, двери);

 • неправильно остекленные двери (должны иметь толстое специальное стекло);

• неисправные или скользкие ступеньки (приводит к скольжению, в результате возможны переломы конечностей и позвоночника);

• травмы, связанные с некоторыми психическими отклонениями у детей в виде психопатий, неврозов с синдромом «неосознанного садизма»;

• избиения, драки;

 • травмы, связанные с бесконтрольным использованием школьного оборудования на уроках физики, химии, труда, в столовых (электрические хлеборезки, овощерезки, мясорубки) и другие приборы, используемые в быту;

• травмы, получаемые на уроках физкультуры, в спортивных секциях;

 • травмы при занятиях экстремальными «модными» видами спорта – роликовые коньки, велосипеды и др., когда не надеваются защитные атрибуты, шлемы, не используются отдельные от городского транспорта трассы.

V группа – дорожно-транспортные происшествия. Дорожно-транспортные происшествия являются причиной многочисленных несчастных случаев среди детского и трудоспособного населения. Травмы на дорогах в результате неожиданного появления на проезжей части из-за стоящей машины часто становятся причиной инвалидности, а нередко и смерти маленьких граждан. Самые опасные из ДТП – рельсовые травмы, дети становятся инвалидами по общему заболеванию – опорно-двигательному аппарату – на всю жизнь.

VI группа типовых ситуаций включает укусы животных. Кошачья царапина может стать причиной некоторых инфекционных заболеваний ребенка (риккетсиоз). Петух, как известно, бьет сильно и метко, может выклевать глаз. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов или копыт коня, ожог медузы, нападение домашних экзотических животных или животных в зоопарке. Основная причина нападения на детей состоит в том, что они ассоциируют животное со своим приятелем и доверчиво начинают играть с ним. Играя, дети начинают таскать собаку за хвост или пытаются кататься на ней верхом. Иногда дети обливают животное горячей водой, лезут в ее миску с едой – при этом собака вынуждена защищаться, и отвечает агрессией. Редки, но очень опасны укусы гадюки.

 VII группа – инородные тела в дыхательных путях или пищеварительном тракте и других местах тела. Типовые ситуации в этой группе обусловлены различными причинами. Среди них необходимо отметить разговоры во время еды, смех с запрокидыванием головы и пищей во рту, сильное желание что-то сказать взрослым (при этом делается вдох, и пища попадает в дыхательные пути), прием жидкости или пищи сразу после операционного наркоза, что недопустимо. У детей в дыхательные пути чаще всего попадают различные предметы – семечки, орехи, кости, детская мозаика, фишки, дольки мандаринов, жвачка, пуговицы, монеты, ключи, украшения и даже карандаши. При этом нередко имеет место летальный исход. Возможно внедрение инородных тел в кожу – заноз, с их последующим инфицированием, острых палок в ротовую полость, в верхнее небо, когда ребенок бежит, кричит и натыкается на палку у него в руке. Встречаются случаи обнаружения инородных тел у детей в заднем проходе, половых органах (игры «врач-больной», «больница»).

VIII группа – водяной травматизм. Водяной травматизм является источником несчастных случаев, когда дети не умеют плавать. Из-за растерянности и резкого вдоха вода поступает в дыхательные пути, и ребенок сразу же теряет сознание и тонет. Ребенок может быть унесен течением в реке или море, сбит волной и брошен на камни, затянут омутом, водоворотом. Известны случаи, когда дети проваливались в полынью, при этом еще нередко воздействуют негативные природные факторы, такие как переохлаждение тела, солнечный и тепловой удары.

 IX группа типовых ситуаций включает в себя отравления ядами. От этой группы типовых ситуаций детского травматизма обычно страдают дошкольники. Это отравления марганцовокислым калием, что является смертельным случаем, уксусной кислотой, эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью, растворителями, жидкими моющими средствами для посудомоечных и стиральных машин и другими жидкими ядовитыми веществами. В последнее время значительно чаще стали встречаться отравления алкоголем, парами бензина и другими токсичными веществами, а также лекарственными средствами. Такие отравления чаще встречаются среди подростков и у старшеклассников.

X группа – жестокость взрослых. Это синдром «избитого ребенка», когда ребенок получает физическую или психическую травму от своих родителей, отчима, мачехи, сестер или братьев. Проявления жестокости со стороны родителей зависят от их воспитания, культуры, стиля жизни и поведения (чаще всего безнравственного), злоупотребления алкоголем и наркотическими средствами, от непонимания психологии детского возраста, а также от социально-экономического уровня развития страны и эффективного соблюдения прав ребенка. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и в нашей стране. Применяются особые меры защиты благополучия детей, вплоть до лишения родительских прав и уголовной ответственности. Известно, что любая травма у ребенка – это стресс для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло чрезвычайное происшествие, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Итог.

Думаю, что данная информация вооружила вас знаниями о жизни.

ВНИМАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ СПАСЕТ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.