|
|||
Профилактика суицида»Стр 1 из 2Следующая ⇒ «Профилактика суицида»
Мы очень рады, что сегодня здесь собрались люди, за плечами которых большой жизненный опыт, ведь общая цель нашей встречи - это любовь и забота к детям, внимание к их формирующейся личности. Вы для них - любимые родители, которые заботятся о них и стараются сформировать те способности и ценности, которые помогут быть успешными в жизни. Сегодня мы поговорим о неблагоприятной ситуации, которая сложилась в Беларуси: об увеличении числа самоубийств среди подростков. Постараемся расширить ваши знания о причинах и признаках подросткового суицида и способах их предотвращения. Так что же такое аутодеструктивное поведение? И почему это страшное явление проявляется именно в подростковом возрасте? Аутодеструктвное поведение – поведение, ведущее к саморазрушению, акту самоубийства, совершаемому человеком обычно в состоянии сильного душевного расстройства. Так почему же дети добровольно уходят из жизни? Этот вопрос волнует и родителей и нас педагогов. Но однозначного ответа на него дать невозможно. Наиболее частая причина попытки самоубийств среди подростков - семейные конфликты с родителями. Чаще всего суицидальные попытки подростков спонтанные, не продуманные и спланированные, а совершенные на высоте эмоций. И часто демонстративные: это не столько желание умереть, сколько отчаянный крик о помощи: “Обратите на меня внимание! Поймите меня!” Подросток стремится доказать, что его не поняли, не ценили, не любили, не понимая, что лишь когда живешь, можно что-то изменить. На втором месте – угроза потери близкого человека (неразделенная или разрушенная любовь). На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение. 15% подростков, совершивших попытку суицида, предпринимали повторные попытки самоубийств. А значит, так и не были услышаны взрослыми. Ведь даже внимательные родители не всегда способны оценить всю глубину переживаний ребенка. Подросток может воспринять как не имеющую иного выхода любую ситуацию, с которой не способен справиться сам, которую воспринимает как глубоко ранящую или оскорбительную. Самый частый пример - ссора. С родителями, другом, любимой девушкой. Там, где взрослый с высоты жизненного опыта скажет: «Помиритесь через пару дней», - глубоко раненное сердце подростка решает, что так жить нельзя. Подросток часто не способен принять опыт взрослых, если тот озвучен мимоходом, без открытого доверительного разговора. А значит, без умения слушать и слышать со стороны родителей, людей самых близких, такая опасность будет существовать. Поймите, что вопрос «Как дела в школе?» не кажется подросткам искренним интересом к их жизни. На такой формальный вопрос обычно следует лишь один ответ: «Нормально». Подросток лишь еще раз убеждается, что родители ничего не понимают в его жизни и еще больше замыкается в себе. Только постоянный контакт, проводимое вместе свободное время и по-настоящему доверительные разговоры могут в корне переломить данную ситуацию. На что взрослые должны обращать внимание: - суицид у подростков является следствием невнимания к ним; - нужно помнить, что при наличии у подростка кризисных явлений, он всегда нуждается в участии взрослых; -учитывать характер окружающей подростковой микросреды; -необходимо знать друзей своего ребенка и поддерживать с ними контакт: знать адреса и телефоны, приглашать в гости, спрашивать о последних событиях. Часто именно друзья способны дать вам понимание проблем вашего ребенка. - резкое изменение поведения – признак эмоционально важных для подростка событий. Не оставляйте его наедине со своими мыслями в такие периоды. Запомните: -подростки не понимают необратимости смерти. Для них жизнь кажется этапом игры, которую можно будет перезагрузить, только теперь все оценят, поймут, как любят и все будет по-другому. Мало кто из подростков, совершая попытку суицида, на самом деле стремится к смерти. Большинство хотят просто изменить свою жизнь. - Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, не отмахивайтесь от проблем подростка, если он вам про них говорит. Ведь взрослые не всегда способны оценить силу эмоционального кризиса и горя своего ребенка. -Будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации. Будьте внимательным слушателем. - Помогите определить источник психического дискомфорта и вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно. - Помогите ребенку осознать его личностные ресурсы, сильные стороны. Задайте новый вектор увлечениям, лучше совместным с семьей: занятия спортом, туризм, путешествия, фотография и другие. - Окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее. При высказывании подростком суицидальных мыслей, намерений, взрослые обязаны: - обеспечить постоянное наблюдение за ребенком; -сделать недоступными для него предметы и вещества (лекарства), с помощью, которых он может осуществить свой суицидный замысел; - успокоить подростка беседой, с помощью лекарства, дать ему выговориться; - изменить взаимоотношения в положительную сторону.
|
|||
|