Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение.



 

Студент: Домашев Глеб Романович По курсу:Культура и Политика
Факультет политологии, 1 курс, 1 группа. Предоставлено: 13.12.2020

 

Тема: «Особенности репрезентации культуры советского общества в кинематографе СССР в период “Оттепели” в 50-60-ых годах”

Введение.

 

Время хрущевской эпохи тяжело оценить однозначно, но одно можно сказать точно: с начала его правления население и, в особенности, творчески направленные люди получили беспрецедентное на тот момент событие относительной свободы слова и самовыражения, свободы малой, но, что на удивление, очень плодотворной. Символической точкой для периода послужило произведение, опубликованное в журнале «Знамя» в 1954 г., Ильи Эренбурга «Оттепель», благодаря которому мы и получили название данной эпохи. Особенность её заключается в том, что советское общество впервые получило возможность, хоть и не на очень долгое время, отрефлексировать пережитые события прошлого, стало возможным более критичное освещение действительности в государстве.
Актуальность данной темы состоит в том, что современное российское общество отчасти столкнулось с такими же, в некоторой степени похожими процессами в период перестройки и либерализации, эпоха «оттепели» дала для всего пространства СНГ широкий культурный пласт, которым мы пользуемся до сих пор. Целью данного является предоставление основных черт репрезентации жизни советского общества в кинематографе эпохи «Оттепели».

 



Основные положения.



1. Исторические события, послужившие началом для «оттепели».

Фактически началом периода «оттепели» обозначают два основных события в истории России: это смерть Сталина и убийство Лаврентия Павловича Берия. Один из известных сатириков и современников Александр Раскин написал эпиграмму, которая в силу цензуры не была хоть и опубликована, но при этом стала широко известной в литературных кругах:

Не день сегодня, а феерия!
Ликует публика московская.
Открылся ГУМ, закрылся Берия,
И напечатана Чуковская.

В данной эпиграмме сатирик описывает все известные события, произошедшие буквально за короткий срок в СССР. 23 декабря 1953 г. был приговорен у вышей мере наказания и расстрелян один из важных персонажей эпохи сталинского террора и тоталитаризма – Лаврентий Берия. Был уничтожен один из главных источников страха среди советского народа, чиновников и в кругах интеллигенции – глава НКВД и известный чекист. Его расстрел ознаменовал конец всевластия репрессивных органов.
Вскоре, на следующий день, в «Литературной газете» вышла статья Лидии Чуковской, дочери Корнея Чуковского, «О чувстве жизненной правды», что он очень символично, поскольку ещё в 1940-ых писательница подверглась опале и никто из государственных чиновников в сфере культуры не хотел с ней контактировать, однако же она снова начала печататься, но и самое главное – это её содержание статьи, в ней она начала резкую полемику с господствующими течениями в советской детской литературе 1950-ых годов.


Именно это эпиграмма смогла обозначить некий рубеж начала новой культурной эпохи в Советском союзе.

Последующие действия власти были связанны с осуществлением реабилитации и амнистии множества политзаключенных как в сфере политики, так и в культуры. Были пересмотрены дела 30-ых и 40-ых годов. На родину вернулось немало депортированных народов, которые подвергались репрессиям в предвоенные и военные года.

Именно с этих моментов стало понятно, что тоталитарный режим пошёл на смягчение, начали публиковаться романы, книги, возобновили работу писатели, деятельность которых невозможно было бы представить в период сталинизма.

Уже 25 февраля 1956 года Никита Сергеевич Хрущев в ходе XX съезда КПСС выступил с речью под названием «О культе личности и его последствиях», в ходе которого впервые начал публично осуждаться правление Сталина, связывая его с массовыми репрессиями и террором, а также в ходе доклада были подняты проблемы реабилитации бывших партийных и военных деятелей. Несмотря на секретность данного доклада, он смог быстро отрывками распространиться не только в самом Советском Союзе, но и в странах восточного блока и даже в США. Так или иначе, полутайный доклад Хрущева определит содержание всего Хрущевского правления, которое будет происходить рядом процессов десталинизации.

Одним из ярких примеров является также публикация повести Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая, по мнению многих историков, повлияла на всю дальнейшую историю страны. В нем рассказывается о репрессиях, ужасах сталинизма и жизни простого русского крестьянина в лагере ГУЛАГа. Сразу же после публикации произведения она вызвала широкое обсуждение и яркую полемику среди общественности и интеллигенции.

Ряд данных событий послужили важными предпосылками для начала и развития «оттепели» в СССР. Цензура в стране перестала так сильно влиять на художественную культуру, ему стало легче дышать. Наконец-то государство стало более открытым для мира. Так, например, в 1957 году в столице прошёл международный фестиваль молодежи студентов, благодаря которому люди узнали о других аспектах жизни, в дальнейшем среди молодежи распространяется мода на кеды, джинсы и джаз, а в 1959 году в ходе национальной выставки США встретились Никита Хрущев и Ричард Никсон, немного налаживался культурный обмен между странами. Впервые Америка стала восприниматься не как враг, а «оппонент», именно в 50-ых годах политика «мирного сосуществования» послужила основой для внешней политики СССР.

Эпоха «оттепели» - это также плодотворное развитие одного из самых важных направлений искусства - кино.



2.Репрезентации событий в стране и жизни общества в кино эпохи «Оттепели».

Немаловажную роль в развитии художественной культуры СССР сыграло развитие науки и техники, а в особенности сфера космонавтики. Благодаря НТП расцвел в стране жанр научной фантастики. В 1962 году вышел фильм «Планета бурь», который смог оказать влияние даже на киноленты Запада, её отдельными эпизодами были вдохновлены некоторые сцены из фильмов Голливуда. Так, например, сцена кончины «Терминатора», отчасти повторяет смерть робота из того фильма.
В кинокартине «Девять дней одного года» режиссера Михаила Ромма, вышедшего в тысяча девятисот шестьдесят втором году, даёт нам образ романтического ученого с неким лирическим уклоном. Персонаж актера Алексея Баталова предоставляет нам образ интеллигентного и культурного физика-ядерщика. Он убивает своё здоровье во благо науки. Данный образ станет на долгое время романтическим идеалом для нового поколения отечественных ученых.
Несмотря на возникшую тогда дискуссию в общественности между «лириками» и «физиками», Михаил Ромм смог вложить в Дмитрии гармонию между строгой наукой и искусством. Данная лента считается одной из значимых советских картин 1960-ых годов.

Начал переосмысляться образ Великой Отечественной Войны: впервые она показывалась не только как героическое противостояние народа врагу, но и как серьезная трагедия для всех людей, что наглядно продемонстрировано в фильме Сергея Бондарчука 1959 г. «Судьба человека», который был снят по одноименному рассказу Михаила Шолохова. В образе Андрея Соколова изображена вся личностная трагедия для советского народа, он встречается с множествами испытаниями судьбы: потеря жены, дочерей, родного сына. После войны главный становится приемным отцом для мальчика Ванюшки, который за время войны потерял своих родителей.
Стоит также упомянуть фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» 1962 года, в котором рассказывается о мальчике Иване, потерявшем на войне родителей и ставшем разведчиком в тылу врага. По словам самого режиссера, данным произведением он пытался показать всю противоестественность войны и её контраст. В киноленте он анализирует сам процесс военных действий и их губительное влияние на психическое здоровье человека, как война разрушает личность изнутри. Эта картина была удостоена наградой Венецианского кинофестиваля.
Ещё один ключевой фильм данной эпохи - «Летят Журавли» Михаила Калатозова. Как и фильм Тарковского, он изменил военный жанр советского кино. Именно он получает первую и до сих пор последнею в истории отечественного кинематографа награду Каннского фестиваля кино – Золотую пальму. «Летят Журавли» видят мировым прорывом.

В фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», снятый в 1963-1964 гг. В данной картине создается образ города, в котором живут люди с «чувством единого поколения», в киноленте появляется новый герой – это человек думающий, а не исполняющий чью-то волю. В произведении заключен образ свободы начал оттепели - свободы от коллективистских идей, с собственным надеждами, мыслями и частной жизнью. Именно так отразился этот самый дух в фильме Георгия Данелии. Что примечательно, для данного кино режиссер придумал свой собственный жанр – лирическая комедия, дабы избавиться от претензии Госкино о «несмешной комедии».

Находится в рассвете обыкновенный жанр комедии. Так, в фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь становится символом начавшейся эпохи «оттепели», счастливой верой на изменение к чему-то лучшему, окончанием сталинизма. С помощью юмора режиссера также тонко высмеивается деятельность советского бюрократизма, в особенности в сфере цензуры и механик культурного заказа, а также вполне добродушная сатира на коллективистких идей в обществе. Впоследствии Эльдар Рязанов будет ведущим комедиографом страны.

А в произведении «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» Эдема Климова (1964 г.) выражена более смелая ирония. Изначально кажется, что это простая картина о жизни пионера Кости Иночкина и предназначена для детской аудитории, но при более внимательном просмотре становится понятно, что на самом деле всё наоборот: она адресована скорее на более взрослую аудитории. По утверждениям самого автора свою дебютную картину он снимал как некую иносказательную историю. Образ пионерского лагеря разрастался в ней до образа всей страны. В фильме режиссёр выступал против «системного идиотизма, перечёркивающего индивидуальность» и «демагогической ахинеи, впитавшейся во все поры общества». в своей картине Элем Климов рассказал эзоповым языком об эпохе 1960-х годов и о таком явлении, как «стукачество». В фильме высмеивались двойные стандарты советского общества, что было подчёркнуто названием, в котором сочетались противоположные по смыслу фразы «добро пожаловать» и «посторонним вход воспрещён». Стоит отметить, что произведение так и не могло выйти для широкой аудитории, поскольку Гос. комитет по кинематографии посчитал, что изображенная бабушка на портрете (сцена «похорон» бабушки Иночкина) очень похожа на самого генерального секретаря - Никиту Сергеевича. Немаловажную роль сыграли завуалированные насмешки над кукурузой как царицей полей. Однако по благоприятному стечению обстоятельств фильм увидел сам Хрущев, и тот ему очень понравился.

Как и сказано ранее культура эпохи «оттепели» хоть и пользовалась свободой, но эта свобода была относительной. Многие произведения искусства были встречены с разгромной и жесткой критикой со стороны государства и, в особенности, со стороны самого Никиты Сергеевича. Так, например, в 1963 году была проведена известная встреча главы государства с видными представителями искусства. Там он жестко высказался о фильме «Заставка Ильича», сценаристом которого оказался Геннадий Шпаликов. Его деятельность уже до этого встречалась с резким противостоянием со стороны чиновников. Ему вместе с Георгием Данелии приходилось по несколько раз переписывать сценарий фильма «Я шагаю по Москве», пока она официально не смогла пройти цензуру Госкино. Генсек обвинял создателей «Заставки Ильича» в том, что положительные персонажи фильма - 3-ое рабочих парней - на самом деле не могут являться олицетворением советской молодежи, они не знают к чему стремиться и как надо жить, когда в стране развернута идея строительства коммунизма, которое освещена идеями программы КПСС.

Если говорить о взаимоотношениях между Хрущевым и кино, то здесь находится большое противоречие: несмотря на появившуюся свободу творчества, существовали произведения, которые беспощадно ругали и критиковали, однако будто бы ругани не боялись и продолжали создавать то, что хотели.


Благодаря этой эпохе мы получили фильмы и имена, которые определи будущее советского кинематографа на годы и десятилетия вперед. Пожалуй, это был единственный период в истории нашей страны, когда кино не опускалось до уровня зрителей, а подтягивало зрителей до себя.

Заключение.


Эпоха «оттепели» стала именно тем времен, когда отечественное кино, хоть и не на долгое время и лишь отчасти, перестало быть оружием пропаганды и стало просто искусством. Этот очень плодотворный период позволил создать широкое наследие для нашей и мировой художественной культуры. Многие из фильмов (Например, «Летят Журавли» и «Иваново детство») станут легендарными даже в Западной Европе. А такие имена, как Андрей Тарковский, которые начали свою карьеру именно в эпоху оттепели, станут известны на всю планету. Также этот момент относительной политической и культурной свободы позволил переосмыслить в обществе множество аспектов собственной жизни и прошлое. Эта эпоха будет иметь влияние на дальнейшее развитие государства, особенно в эпоху «Застоя» и «Перестройки». Стабильность социально-экономической ситуации привела к постепенному распадению форм традиционной общности, с помощью и которых базировался советский коллективистский миф. Осознание и переживание данного процесса составили сквозной сюжет 1970-1980-ых годов, которые получили название эпохи «застоя».

 

Литература

1. Аксютин Ю.В. Хрущевская "оттепель" и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. М., 2004.
2. Ванюков Д.А. Хрущевская оттепель. М., 2007.
3.  «Оттепель» / Луковцева Т. А. // Океанариум — Оясио. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 691.
4. Никита Сергеевич Хрущёв. О культе личности и его последствиях. Доклад XX съезду КПСС. Известия ЦК КПСС, 1989 г.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.