Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Группа: БЖ - 1801z. Студент: Мадьяров Б.С.. Преподаватель: Микшевич Н.В.. Екатеринбург. Социальные опасности в экономической жизни общества.. Бедность и безработица



 

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет естествознания, физической культуры и туризма

Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности

 

 

дисциплина«Опасные ситуации социального характера и защита от них»

Тема: «Социальные опасности в экономической жизни общества».

 

Группа: БЖ - 1801z

Студент: Мадьяров Б.С.

Преподаватель: Микшевич Н.В.

 

Екатеринбург

2021 г.

Социальные опасности в экономической жизни общества.

Бедность и безработица

Бедность — характеристика экономического положения индивида или группы людей, при котором они не могут сами поддерживать определенный приемлемый уровень жизни. В современной России нет такого голода, как в некоторых африканских странах, но довольно значительная часть населения находится за чертой бедности или близко к границе социального дна. Это особенно заметно на фоне сильного расслоения общества, когда доходы бедных и богатых различаются в десятки, иногда в сотни раз. И этот процесс имеет динамический характер: бедные становятся беднее, а богатые еще богаче. Даже в кризисные годы количество миллиардеров в России росло быстрее, чем во всем мире. Естественно, такие процессы вызывают недовольство населения, подталкивают молодежь к протесту, становятся дополнительным фактором социальной напряженности и всевозможных акций (пикетов, митингов, суицидов, публичных самосожжений, наркомании, преступности и т.п.).

 

Наиболее бедные слои общества — это пенсионеры, инвалиды, неполные семьи, семьи, имеющие детей, студенты, преподаватели, некоторые категории военнослужащих, научных и медицинских работников и ряд других категорий сотрудников бюджетных организаций и учреждений.

Оценка уровня бедности осуществляется с трех позиций: формальной (абсолютной), основанной на соответствии доходов формально установленному прожиточному минимуму; субъективной, базирующейся на оценках своего положения самими людьми; относительной, предполагающей различие стандартов потребления в разных сообществах и установление порога бедности в зависимости от среднего уровня жизни конкретной страны.

Официальные критерии бедности в России базируются на сопоставлении среднедушевого дохода с прожиточным минимумом, т.е. со стоимостью минимальной корзины, формируемой с учетом установленных нормативов потребления. Разумеется, большинство студентов, не имеющих поддержки родителей, по этому критерию относится к беднейшей части населения, что заметно сказывается на их здоровье, внешнем виде и необходимости подрабатывать вместо концентрации усилий на учебе.

Более объективной представляется депривационная оценка бедности, основанная на анализе испытываемых лишений. Различаются четыре ступени депривации бедных (семей, домохозяйств).

· 4-я ступень депривации — нищета, когда ресурсов не хватает на питание, семья экономит на предметах гигиены, не обновляет одежду для детей, отказывается от покупки фруктов и соков, не имеет дорогих предметов мебели и предметов длительного пользования, таких как телевизор и холодильник (используются старые дешевые модели, от которых отказались прежние хозяева).

· 3-я ступень депривации — острая нуждаемость (бедность): низкое качество питания, нехватка одежды и обуви (члены семьи вынуждены ходить в старой одежде), семье трудно поддерживать жилье в порядке, приобретать новую мебель, организовать в случае необходимости необходимый ритуальный обряд (похороны, поминки), покупать необходимые лекарства, ограничены возможности приглашения гостей и выхода в гости.

· 2-я ступень депривации — стесненность (малообеспеченность), когда не хватает средств на деликатесы, подарки для близких, газеты, журналы, книги; снижено качество досуга взрослых и детей, семья не может позволить себе приобрести новую стиральную машину, посетить другие регионы, отказывается от платных услуг, даже от необходимых медицинских.

· 1-я ступень — семья на этой ступени нуждается в улучшении жилищных условий, экономит на приобретении современных дорогих предметов длительного пользования, платных образовательных и рекреационных услуг, семейном отдыхе и развлечениях.

В России это почти средний уровень жизни, а в развитых странах он считается ниже черты бедности. Угроза обнищания актуальна для вполне состоятельных профессиональных групп населения: крестьян, рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческой интеллигенции. Главными причинами такого положения являются неудачные социальные и экономические реформы, ослабление государственного контроля за важными ресурсами и социально значимыми процессами экономики.

Самые беднейшие группы населения — социальное дно — становятся источником повседневных социальных и биологических опасностей для жизни, здоровья и других членов общества и характеризуют само общество как духовно и нравственно больное.

Государство и граждане в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации имеют право на защиту своего здоровья, нравственности и безопасности от этих угроз путем принятия мер по ограничению социально опасной деятельности нищих, бродяг, бомжей, проституток, наркоманов и преступников.

Нищие — лица, просящие подаяние в связи с потерей дохода или его падением при отсутствии помощи с какой-либо стороны (общества или близких людей) и невозможностью заработать их трудовым путем. Следует отличать подлинных нищих, в частности одиноких стариков с мизерной пенсией, от тунеядцев-профессионалов, использующих свою или чужую инвалидность и жалость населения для извлечения доходов. Сытые, наглые, физически способные работать, они лживыми жалобными историями, по сути мошенничеством, выманивают деньги у прохожих, водителей автомашин и пассажиров общественного транспорта. Правовые возможности по пресечению подобной деятельности пока весьма ограниченны и не получают должной поддержки со стороны общества. Так, во Франции недавно были приняты государственные меры по ограничению такого образа жизни, что вызвало истерику со стороны некоторых СМИ и «защитников» прав человека.

В Российской Федерации принимаются меры по социализации людей с ограниченными физическими возможностями. Для этого учитывается опыт прошлых лет. Большое число людей, получивших инвалидность в годы Великой Отечественной войны, работали и учились, стали крупными руководителями, учеными, педагогами, работниками многих сфер народного хозяйства. Сегодня возможности для продуктивной работы людей с ограниченными физическими возможностями выросли в десятки раз. Инвалиды могут работать юристами, инженерами, менеджерами, кассирами, бухгалтерами, продавцами, диспетчерами, вахтерами, секретарями и т.д. И сегодня часто встречаются люди с ограниченными физическими возможностями — работники высокого ранга, депутаты, артисты, водители, спортсмены высоких достижений. С учетом возможностей современной оргтехники люди с серьезными физическими ограничениями способны занимать почти все должности, не связанные с физическим трудом.

Бомжи. Эта аббревиатура обозначает человека, оставшегося без определенного места жительства. Отсутствие жилья и есть главная характеристика этой группы. Бомжами становятся в результате освобождения из мест лишения свободы, семейного конфликта и ухода из дома, алкоголизма, жульнических или неправомерных сделок с жильем, а также вследствие вынужденной миграции (беженцы). Две трети бомжей обитают на вокзалах, в подвалах, на чердаках домов и где придется, грабят дачи. Многие бомжи и бродяги являются носителями заразных инфекций, совершают преступления. Ликвидация условий, порождающих эту социальную группу, позволит существенно снизить исходящую от нее социальную опасность и улучшить состояние общества.

Беспризорные и безнадзорные дети. Существуют два главных источника формирования групп беспризорных и безнадзорных. Первый — дети убегают (уходят) из дома в результате конфликта или тяжелых семейных условий (алкоголизм родителей, насилие); второй — потеря родителей (смерть, тюрьма) или фактический отказ родителей от детей. Беспризорные дети могут проживать и в своих квартирах, но также вести образ жизни бомжей, если они остаются в одиночестве.

Уличные и вокзальные проститутки — три четверти из них имеют жилище, но остальные ведут себя как бомжи. Их минимальный возраст в отдельных случаях составляет 11—12 лет, что свидетельствует о преступлениях против детей. Почти все они больны. Несколько иные характеристики у тысяч так называемых респектабельных, валютных проституток по объявлениям. Но при анализе этой группы мы видим отголоски проблем бедности, семейного неблагополучия, безработицы и многих других социальных опасностей, которые порождают проституцию, а та в свою очередь порождает целый ряд новых социальных опасностей и болезней.

Опустившиеся наркоманы и алкоголики — особенно опасны хронические наркоманы и алкоголики, потерявшие способность зарабатывать и профессиональные навыки, но привыкшие тратить деньги для своих потребностей. Эти не остановятся ни перед чем ради получения средств для удовлетворения своей страсти. Известно немало случаев убийств родителей и других близких людей, отказавшихся оплачивать расходы наркоманов. Грабежи, кражи, разбои и другие виды насилия тоже зачастую совершаются именно этой категорией людей.

Алкоголизм, наркомания, криминальная деятельность становятся как причинами, вызывающими скатывание на дно, так и последствием утраты нормальных форм жизнедеятельности и нравственных ценностей.

Должный учет категорий населения, находящихся в социально опасном положении, в Российской Федерации отсутствует. Оценочные цифры, приводимые в СМИ и в высказываниях ряда специалистов, имеют приблизительный характер и позволяют считать, что нижняя граница размеров обитателей социального дна составляет до 10% городского населения, или около 11 млн человек, в составе которых

3,4 млн — нищие; 3,3 млн — бомжи; 2,8 млн — беспризорные дети и 1,3 млн — уличные проститутки. Особого внимания заслуживают беспризорные дети, доля которых составляет более 10% от численности детей в соответствующей возрастной группе.

Российское социальное дно таит множество опасностей для общества и отдельного человека. В среде, где обитают бомжи и беспризорники, распространены насилие, алкоголизм и токсикомания, болезни.

Причины, по которым люди попадают в опасные группы социального дна:

внешние — потеря работы, имущества, неблагоприятные перемены в жизни, криминальная среда, вынужденное переселение, последствия войн в Афганистане, на Кавказе, недостатки образования и мед- обслуживания, смерть и отсутствие родных и близких, беспризорное детство и др.

внутренние — болезни, вредные привычки, депрессии, одиночество, трудная жизненная ситуация, неспособность к переобучению и адаптации в новых условиях, дезадаптация, личные качества характера, плохая наследственность.

Методы борьбы с бедностью и нищетой. Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности в середине 1990-х гг. международное сообщество предложило национальным правительствам принять следующие общие меры:

·  разработать комплексные стратегии (планы) борьбы с бедностью и нищетой;

· улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре;

· стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения;

· укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей.

Все эти меры получают конкретизацию в правовых актах и программах Правительства Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации.

Особая роль отводится педагогам и родителям. Ведь многое зависит от воспитания, приобретенных психологических установок и трудовых навыков. Известны тысячи и тысячи величайших ученых, художников, писателей, инженеров, рабочих, военных, которые в суровых условиях голода и нищеты оставались верными своей профессии и идеалам человечности, не скатились на дно. Наверное, различное отношение к труду, попрошайничеству и воровству, воспитываемое с детства, и стало причиной того государственно-правового конфликта, который возник в последние годы во французском, швейцарском и других европейских обществах по отношению к представителям отдельных этносов.

Безработица и незаконная миграция как опасные социальные факторы. В последние годы безработица и незаконная миграция стали реальными факторами, оказывающими дестабилизирующее влияние на политическую и социально-экономическую обстановку в нашей стране, и представляют собой несомненную угрозу общественной и национальной безопасности России.

Безработица — одна из тех опасных ситуаций социального характера, которая может стать причиной нравственной, а затем и физической гибели человека. Потеря работы кормильцем означает социальную трагедию сразу для нескольких человек, находящихся на его иждивении.

Безработица связана с нехваткой рабочих мест и незанятостью части экономически активного населения в хозяйственной деятельности.

Причинами безработицы являются:

· экономическая конкуренция, в частности на рынке труда;

· несовпадение спроса и предложения рабочей силы по профессиям, специальностям, уровню квалификации;

· спад производства;

· свертывание производства в традиционных отраслях, закрытие технически отсталых предприятий;

· наплыв зарубежных товаров и иностранной рабочей силы.

Безработица опасна для жизни. Например, в США при повышении уровня безработицы на 1% число самоубийств возрастает на 4,1%; количество заключенных — на 5,7%; а случаев убийств — на 4%. Кроме того, безработица влияет еще и на рост психических расстройств и соматических заболеваний.

В России и большинстве развитых стран государственное регулирование занятости и помощи безработным включает подготовку и переподготовку рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, выплату пособий по безработице, страхование безработицы.

Педагогам полезно знать, чем легче обучается учащийся, чем быстрее усваивает новый материал, тем больше у него шансов не стать безработным. Для его дальнейшего благополучия важны не столько оценки получаемых знаний в баллах и аттестатах, сколько умения и навыки находить, получать и усваивать нужные знания для жизни. Апатия отдельных учащихся и их нежелание учиться иногда вызваны убеждением или предположением о том, что некоторые теоретические знания им в жизни не потребуются. И правы те педагоги, которые не заостряют внимание на баллах успеваемости, а больше внимания уделяют развитию способностей учащихся осваивать новое, в том числе практически значимые компетенции.

В некоторых слоях молодежи и общества доминирует снисходительное отношение к проблеме бедности. Основанием этому служит распространенное ложное мнение, что труд не является главным источником жизненного успеха. Главное — это удача и связи. Конечно, нельзя отрицать, что знакомства имеют значение и в жизни каждого человека бывают счастливые шансы и удачные моменты. Однако, чтобы воспользоваться счастливым шансом, необходимы способности, уверенность в себе, знания и навыки, по известному выражению «везет тому, кто сам себя везет». Именно эти качества необходимы для того, чтобы удержаться на занятой высоте и пойти дальше. История успеха многих людей подтверждает приоритет таланта, знаний и энергии по сравнению с родовитостью (связи) и случаем.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.