|
|||
Тема № 16. Оформление результатов исследованияТема № 16. Оформление результатов исследования Вид учебного занятия:лекция (2 ч) Цель учебного занятия:изучить порядок оформление результатов исследования и ответить на вопрос для самоконтроля План лекции 1.Требования к содержанию и оформлению результатов исследования
На заключительном этапе работы над исследованием начинается особая, отдельная работа – создание связного, ясно и точно изложенного текста. Самая общая структура исследовательской работы содержат: изложение цели и задач исследования; описание использованных методов, методик, приемов; основные полученные в ходе исследования результаты; выводы автора. Оформление результатов проведенного исследования начинается, когда оно представляет из себя положения научного аппарата, материалы с данными, полученными в ходе применения эмпирических методов, результаты обработки этих данных, первичные интерпретационные суждения и выводы (желательно, как это предлагалось в предыдущем параграфе, уже «сведенное» в единый черновой текст). Основными общим требованием к оформлению результатов исследования является его логичность. В любой исследовательской работе изложение должно быть логичным, все ее части должны быть взаимосвязаны, она должна иметь четкую и цельную структуру.
После создания первого варианта работы очень полезно проделать следующую логическую операцию: выписать отдельно выводы из каждого раздела (например, из каждого параграфа и главы выпускной квалификационной работы), сопоставить их с целью и задачами. Это позволит увидеть общую логику рассуждений в работе, установить их соответствие поставленным задачам и уточнить формулировки частей понятийного аппарата: цели, гипотезы, а иногда и названия.
Другим требованием является стилевая грамотность. Конечно, научный стиль работы предполагает подготовленного читателя. Постоянно возникающие дискуссии о том, как нужно писать научные работы – сложно («чрезмерное использование научной терминологии часто не позволяет читателю вникнуть в содержание текста»), или просто («нет такого, самого сложного содержания, которое нельзя было бы изложить просто и понятно»), в общем-то, беспредметен. Писать нужно, выявляя сущность: адресуясь к специалистам – обращаться к устоявшейся или разработанной автором терминологии, главное – полно и точно; к не специалистам – с минимумом заумных рассуждений, с объяснением используемых терминов, главное – пояснить сущность. Это разные жанры: изложение научного результата в научной публикации и его популяризаторское описание. Можно сказать, что и в том, и в другом случае в публикации должен выдерживаться строгий отбор языковых средств. Главные ориентиры изложения – точность (нужно использовать однозначные термины, избегать двусмысленных выражений, многозначных и невнятных суждений), логичность (нужно строить текст последовательно, выстраивать систему связей между частями изложения, не допускать противоречащих друг другу высказываний) и доказательность (нужно приводить данные исследований, опираться на надежные теории, использовать логические, статистико-математические методы). Письменная речь требует ответственности за каждое слово. Написание исследования, статьи, эссе, книги в свободной форме обязывает исследователя создавать именно научную, а не публицистическую публикацию: нужно отразить новые в научном отношении стороны описываемого, изложить систему доказательств, указать на общую научную значимость результатов. Нужно избежать соблазна изложить только готовые результаты, сопроводив их заявлением об убедительности и призывами к актуальности. Нужно стараться писать грамотно, четко, по возможности кратко, чтобы любой читатель мог понять написанное. Следует разнообразить язык, избегая повторений одних и тех же слов в соседних предложениях, неудобочитаемых длиннот, невнятностей. Не забывайте выписывать названия и выходные данные всех работ, с которыми вы познакомились: иногда поиск указания на работу, страницу, текста, выписанного для цитирования, может отнять много времени, которое лучше было бы посвятить собственно научной работе.
Еще одно важное общее требование к оформлению работы – правильность оформления дополнительных элементов работы, сопровождающих текст: табличных и графических форм, сносок, списка литературы, приложений.
Включение табличных и графических форм выражения данных следует выполнять, придерживаясь следующих обязательных правил: все виды иллюстраций, включая картинки, графики и диаграммы, схемы обозначаются в тексте как рисунки; возможно сокращение «Рис». Рисунок по общему правилу должен иметь номер и название, которые помещаются под рисунком. Графическая форма должна сопровождаться всеми данными, необходимыми для того, чтобы уже по ним, не обращаясь к тексту, стало понятно ее содержание. Данные помещаются под (или над) осями абсцисс и ординат, единицы измерений – на самих осях, обозначения свойств линий или столбцов диаграммы, линии графика – в легенде рисунка, помещаемом на пространстве свободном от самого графика. Если этих данных недостаточно, следует дать пояснения в тексте работы. Таблицы также должны нумероваться и иметь названия, помещаемые над таблицей. Часто возникает необходимость в названии указать на вид числовых данных, приводимых в таблице («В процентах к общему числу ответивших», «В баллах по тесту Айзенка»), а если приводятся данные в разных единицах измерения, обязательно указать это в названии каждого столбца таблицы. Иллюстрации, таблицы и текст должны быть связанными, но в тексте не следует повторять (только объяснять) содержание графических и табличных форм, сделав в соответствующем месте указание на их номер («Как показано в таблице 1…рисунке 3.2.» «(см. табл.1… рис. 3.2)», «Из данных таблицы 1 следует…»).
Важно и соблюдение правил оформления ссылок, библиографического списка. Общие требования к оформлению различных видов публикаций, включая оформление списка литературы, составление библиографического списка и т.д., содержатся в нашей стране в государственных стандартах.
Вопросы для самоконтроля 1. Опишите требования к содержанию и оформлению результатов исследования Рекомендуемая литература Электронные издания 1.Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособ./ Е. В. Бережнова, В. В. Краевкий. – 10-е изд., стер. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 128 с. - http://www.academia-moscow.ru.
|
|||
|