|
||||||||
Методы увязки размеров ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Методы увязки размеров Образование конечного (истинного) размера и формы поверхности изделия является сложным многоэтапным процессом. Он начинается с того, что конструктором на чертеже задаются размеры и формы поверхностей изделий в соответствии с их назначением. Затем эти размеры и формы переносятся с помощью разного рода мерительных инструментов на приспособления и оборудование при его настройке и воспроизводятся в готовом изделии, выполненном с заданными размерами и формами. Мерительный инструмент проверяется по Государственному эталону. Размер, которым начинается процесс переноса размера с чертежа изделия, называется первичным. Размеры приспособлений, инструмента, оборудования, заготовки, которые возникают на промежуточных этапах получения конечного размера изделия, называются технологическими размерами. В самолетостроении используются три метода увязки. Схема увязки размеров по принципу связанного образования форм и размеров показана на рис. Схема имеет общие для обоих размеров этапы, число которых Р. Каждая из ветвей образования конечного размера А и В имеет свое число этапов, обозначенное соответственно буквами q и г.
Поля производственных погрешностей каждого из размеров и увязки двух размеров между собой могут быть описаны следующими уравнениями:
Таким образом, поля погрешностей каждого размера образуются путем суммирования погрешностей всех общих и индивидуальных для каждого размера этапов. Поля погрешностей общих для обоих размеров этапов не влияют на точность увязки обоих размеров между собой. Из уравнений находятся условия, при которых точность увязки размеров А и В выше точности каждого из этих размеров
Таким образом, для того чтобы обеспечить высокую точность увязки размеров, необходимо все этапы, дающие большие погрешности в каждой из индивидуальных ветвей, перенести в общие для обоих размеров этапы. В этом случае погрешность увязки будет меньше погрешности каждого из размеров. Воспроизведение размеров сопровождается обработкой поверхностей, образующих заданную форму изделия. Операции переноса формы показаны шестиугольниками, а размеров — кружками. Основное достоинство рассмотренного метода состоит в том, Что он позволяет обеспечить взаимозаменяемость изделий малой жесткости, сложной формы и больших габаритных размеров. Именно принцип связанного образования форм и размеров является теоретической основой плазово-шаблонного метода увязки заготовительной и сборочной оснастки, применяющегося в самолетостроении. Увязка на основе принципа независимого образования размеров и форм изделий не содержит общих этапов переноса каждого из размеров. В этом случае перенос размеров А и В осуществляется независимо друг от друга при разном в общем случае числе индивидуальных этапов (т Ф п). По аналогии с предыдущим, поле погрешностей увязки А и В в этом случае запишется
Увязка на основе принципа компенсации состоит из одного этапа переноса размера с объекта А на объект В.
Увязка размеров и сборка с использованием принципа компенсации: а — схема увязки по принципу компенсации: 6— сборка уголков по принципу компенсации с использованием деформации деталей; в — сборка лонжерона; Пр — приспособление; Пл в—верхний пояс лонжерона; Пл н —нижний пояс лонжерона
Практически увязка на основе принципа компенсации осуществляется или силовым замыканием, или заполнением зазора, возникшего при сборке между собираемыми элементами специальным компенсатором. В качестве компенсаторов используются или твердеющие пасты, или металлические прокладки, после установки которых производится соединение верхнего и нижнего поясов лонжеронов. Метод компенсации обеспечивает наибольшую точность увязки по сравнению с другими, так как содержит всего один этап переноса размеров. Увязка по принципу независимого образования размеров имеет меньшую по сравнению с двумя другими точность, так как содержит самое большое число индивидуальных этапов.
|
||||||||
|