Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция № 7



Лекция № 7

Структура и содержание современного образования Германии

 

Теперь более подробно охарактеризуем ступени всех трех неравноценных типов общеобразовательных школ Германии: основной, реальной и гимназии. Фундаментом в общем школьном образовании вне зависимости от типа школы является начальная школа. Отличительной особенностью начальной школы является ее направленность на всестороннее развитие детской индивидуальности, познавательного интереса и таких детских проявлений, как фантазия, инициатива, самостоятельность, общение в коллективе.

Перед поступлением в первый класс начальной школы все дети проходят собеседование, организуемое школьными педагогами. В коде собеседования решается вопрос о степени готовности ребенка к обучению в 1-м классе. Если ребенок не готов к учебе, тогда рекомендуется посещение дошкольного детскою сада, где ученик под руководством опытного педагога-воспитателя в процессе игровой деятельности продолжает подготовку к школе. Подготовительные классы и группы функционируют для детей 5-6 лет при детских садах и начальных школах. Около 90% немецких детей в возрасте 5 лет по желанию родителей посещают бесплатные подготовительные классы и группы. Дети, принятые в первый класс, но которым рекомендовано посещение дошкольного детского сада, находятся там до и после занятий в школе.

В каждой группе дошкольного образовательного учреждения дети разновозрастные - от 3-х до 6-ти лет, а также школьники младших классов. Такой разновозрастный состав групп позволяет создавать естественную атмосферу большой семьи, где старшие помогают младшим, а младшие многому учатся у старших. Содержание специальных занятий направлено в большей степени на развитие моторных навыков. Практически отсутствуют такие занятия, как изучение иностранного языка, начала арифметики, чтение. Детей больше знакомят с вещественным миром, тем самым развивая их восприятие, ощущения, познавательные интересы. Потому среди игрушек в детском саду мы найдем увеличительные стекла, диапозитивные рамки с вставленными в них листьями растений, семенами, перьями и т.д. Все это дети могут самостоятельно брать и рассматривать.

В отличие от отечественных детских садов, занятия у немецких детей проходят в свободной форме. Участие в занятиях для детей не является обязательным. Воспитатель садится за стол, начинает что-то мастерить, рисовать, клеить, рассматривать. Вокруг него формируется группа как правило из 5-7 человек, которые и присоединяются к работе. Остальных детей не принуждают, так как считают, что ребенок может быть по каким-либо причинам не расположен заниматься в данный момент. Так как, если его все же заставить заниматься, вероятность того, что сделает хуже чем дру­гие очень большая, а это в свою очередь создаст неприятную для ребенка ситуацию "неуспеха".

Итак, дети, успешно прошедшие собеседование, поступают в первый класс начальной школы. Главную роль начальной школы общественность Германии видит в интеграции немецкого общества, так как в ней обучаются дети всех слоев общества и разных национальностей.

Первое время учащиеся начальной школы занимаются 18-20 часов в неделю, продолжительность урока составляет 45 минут. Постепенно количество часов увеличивается до 25-30. В первом и во втором классах все уроки проводит один учитель, с третьего класса к работе с детьми подключаются некоторые учителя-предметники для того, чтобы облегчить детям переход к следующей ступени обучения.

В начальной школе осуществляется так называемое комплексное обучение, которое охватывает родной язык, родиноведение, в ряде земель также арифметику, рисование, пение, физкультуру, ручной труд. Вне комплекса изучается религия. Учитель не имеет строго определенного учебного плана, диктующего ему, что и как преподавать, и может действовать по своему усмотрению. Для развития индивидуальных способностей каждого ребенка учитель имеет дополнительные специально оплачиваемые часы для проведения групповых и индивидуальных занятий со школьниками.

Оценки начинают ставить на третьем году обучения. Задание на дом дается с таким расчетом, чтобы дети не переутомлялись и не теряли интереса к учебе. Например, в школах земли Северный Рейн-Вестфалия ученики 1-2 классов затрачивают на выполнение домашних заданий не более 30 минут, а в 3-4 классах - 1 час. Этому способствуют также специально разработанные тетради для домашних заданий, в которых нет необходимости записывать условия задач или примеров, ученики, выполняя действия, заносят в такие тетради лишь ответы. Таким же образом оформлены тетради и по другим предметам.

Анализ содержания учебных планов школ, расположенных в разных землях ФРГ, свидетельствует о том, что обязательными предметами в основном являются немецкий язык, математика, религия, практические знания об окружающем мире, музыка, труд, спорт. В учебных планах достаточно большого количества начальных школ можно встретить и такие уроки, как родиноведение, природоведение, подвижные игры, художественное воспитание, знакомство с миром предметов, развивающий урок (для отстающих), искусства и др. Необязательными с 3-го класса могут быть иностранный язык (английский или французский) и труд.

В отдельных землях Германии после получения начального образования при переходе к 1-й ступени обучения имеются стимулирующие классы. В этих классах продлевается обучение детей теми же учителями и естественно прежними методами еще на два года (4+2), после чего идет распределение по типам школ в зависимости от успеваемости и способностей детей, На ступени ориентации и стимулирования обучаемых решаются следующие задачи:

- создать условия для формирования готовности и развития
способностей к учению отдельного ученика;

- ориентировать его, исходя из способностей, дарования и достигнутых результатов на дальнейшую работу;

- преодолевать социальные различия в образовании.

Пятые и шестые классы основной и других видов школ представляют собой особое педагогическое единство. В одних землях Германии этот период обучения называют ступенью ориентации, в других - проверочной ступенью, в третьих - ступенью наблюдения или как-то иначе. В этот период учителя очень внимательно присматриваются к ученикам, изучают их особенности и способности, их интересы и увлечения, особенности характера и поведения с тем, чтобы убедиться в правильности выбора учеником и его роди­телями данного типа школы. Внутри ступени ориентации учащиеся без сдачи экзаменов переходят из 5-го в 6-й класс. После шестого класса при соответствующих успехах возможна смена типа школы. Кроме того, на данном этапе обучения решается задача выравнивания успехов учащихся, помощь отстающим в овладении учебным материалом.

После распределения учащихся по трем типам школ, характер обучения в каждой из них меняется. Основная школа представляет собой неполную среднюю школу (4+5) - итого 9 классов или по желанию родителей и решению правительств отдельных земель (например, Северный Рейн-Вестфалия) 4+6 - итого 10 лет обучения. Широкой образовательной целью основной школы является подготовка учащихся к вхождению в духовную и культурную жизнь страны, определение своего места в политической, социальной областях и трудовой сфере в соответствии со способностями и возможностями каждого. Основную школу посещают дети, не прошедшие по результатам экзаменов и собеседований в школы повышенного типа.

В 8-9-х классах все ученики основной школы проходят 1-2-х-недельную практику. Существует дифференциация целей обучения на уроках труда. Мальчики занимаются в основном конструкторской деятельностью, они учатся работать различными инструментами, изучают технологию промышленного производства, основы обработки металлов, древесины и других материалов. У девочек сокращен учебный план по физике, химии, естествознанию и другим основным предметам. В освободившееся время на уроках трудового обучения они занимаются декоративным творчеством, изучают швейное дело, основы ведения домашнего хозяйства.

Основные школы могут быть школами полного для. Обучение в такой школе дает возможность своим учащимся после уроков трудиться до 16 часов, а также учиться и играть в стенах школы. В это время им может оказываться помощь в выполнении домашних заданий, а также реализуются дополнительные возможности по всестороннему развитию школьников.

После окончания основной школы ученики не сдают экзаме­ны. Предусмотрены лишь письменные и устные экзамены и практические задания по математике и языку. Можно по выбору сдать экзамены по трудовому и музыкальному образованию (столярное дело, черчение, шитье, домоводство, машинопись, стенография, музыка, спорт и др.) или по одному из таких предметов, как физика, химия, биология, история, география, социология. Если средний балл составит 3,0, тогда выпускник получит квалификационный аттестат зрелости, дающий право поступить в профессиональное училище, в специальное профессиональное училище, в специальный 9-й класс промышленной школы, в специальный 10-й класс основной или реальной школы. После основной школы можно продолжить образование в среднем профессионально-техническом училище с получением специальности в сфере строительства, торговли, промышленности и управления, готовящем служащих младшего и среднего звена. Не все выпускники основной школы доходят до выпускного класса. В ряде земель ученики основной школы переходят в вечерние классы, где можно учиться без отрыва от производства.

В последнее время идет значительное сокращение числа основных школ по самым разнообразным причинам и прежде всего вследствие демографических изменений (падения рождаемости в стране), уже закрылись сотни школ в земле Северный Рейн-Вестфалия, эта тенденция характерна и для других земель Германии. За последние 30 лет процент обучающихся в основной школе постоянно снижается: в 60-е годы он составлял 70%, а в 80-е — 38%. Среди общественности все чаще дискутируется вопрос о том, что у основной школы нет будущего, престиж данного тина образовательного учреждения остается низким. Основная школа не дает достаточных перспектив ее выпускникам.

Свидетельство об окончании основной школы открывает возможности дальнейшего практического профессионального обучения по самым разным специальностям, например, ремеслу, торговле, причем при возможности одновременного посещения профессионального учебного заведения можно сделать карьеру простого или среднего служащего с одновременной учебой в профессиональной школе или в специальных профессиональных учебных заведениях.

К началу 90-х годов сложился определенный набор обязательных предметов и предметов по выбору, составляющий учебные планы основной школы, В группу обязательных предметов, как правило, входят: религия, немецкий язык, английский язык, математика, физика, химия, биология, история, география, наука о воспитании, социология, труд, домоводство, спорт, музыка, художественное воспитание. В 5-7-х классах данный блок учебного плана составляет 30 часов, а в 8-9-х -27 часов. Среди обязательных предметов по выбору в учебных планах школ разных земель Германии встречаются такие: английский язык, художественное воспитание, труд, техническое черчение, швейное дело, домоводство, машинопись. В 5-7-х классах на изучение обязательных предметов по выбору отводится 2 часа учебного времени, а в 8-9 – от 4 до 6 часов учебного времени. К обязательным предметам по выбору в учебные планы школ добавляются еще предметы "свободного выбора" - стенография и информатика, этот блок учебного плана относится только к 8-9 классам основной школы. Если проанализировать соотношение учебного времени, отводимое на изучение отдельных предметов в основной школе, то можно заметить, что большее количество времени отводится на изучение немецкого языка, математики, иностранного языка, на занятия спортом (обязательные предметы); английского языка, технического черчения, домоводства (обязательные предметы по выбору); стенографии (предмет по выбору).

Обязательные предметы по выбору вводятся с 5-го класса при
максимальном их количестве 2-3 часа в неделю. Предметы
"свободного выбора" вводятся с 8-го класса. С разрешения педагогов в 5-7 классах можно выбрать один, а в 8-9-х классах два предмета. Для получения права изучать иностранный язык необходимо решение педагогического совета школы. Учебные группы по изучению отдельных обязательных предметов, например, английский язык (5-7 классы), математика, физика и химия (7-9-е классы) создаются с разрешения министерства образования, науки, культуры и спорта.

Промежуточное положение между основной школой и гимназией занимают реальные школы (Realschule - 4+5 лет). Данный тип школы строится на базе начального четырехлетнего обучения. Традиционно реальные школы в Германии развивались быстрее других типов школ. Если в I960 году реальную школу посещали 14% учащихся школы 1-й ступени, то в 1970 - 20%, а в 1988 году – примерно 26%.

Данный вид образовательного учреждения преимущественно решает задачи прагматического образования, то есть преследует цели воспитания у обучаемых чувства повышенной профессиональной, социальной ответственности, а также данный тип школы направлен на создание условий перехода в профессиональную школу или общеобразовательную школу (гимназию). Реальная школа, рассчитанная на обучение учащихся со средними способностями, дает более глубокую профессиональную подготовку.

Престиж реальной школы особенно после ее реформы в 70-г годы значительно повысился. Реальная школа в современной Германии все больше становится школой повышенного типа для детей рабочих и мелких служащих. Школа готовит своих выпускников для работы в административном аппарате на производстве, для малых и средних предприятий, а также дает возможность в дальнейшем получить среднее специальное образование, а при желании и высшее профессиональное образование. Реальные школы повышенного типа (11-12 классы) дают право поступления в вузы определенных специальностей (инженерное дело, управление, экономика и др.). В 90-е годы реальная школа становится особенно популярной среди девочек. На протяжении последних лет их число превышает 53-55% от общего числа учеников, в то время как в основной школе едва доходит до 45%.

Обучение в реальной школе дифференцировано по таким направлениям, как естественнонаучные знания, математические, лингвистические, экономико-социологические, технические и музыкально-эстетические. К обязательным предметам реальной школы относятся: немецкий язык, математика, физика, химия, биология, религия, история, география, социология, экономика, бюджет, право. Обязательными предметами по выбору могут быть: стенография, машинопись, иностранные языки (первый - английский, второй - французский). Предметы по выбору в разных землях Германии значительно варьируются, например, в Баварии таковыми являются: математика, физика, техническое черчение, стенография, машинопись, эстетическое воспитание, домоводство.

Особое место в системе образования Германии занимают гимназии (Gumnasium). Гимназия представляет собой полную среднюю общеобразовательную школу (4+6). Именно выпускники гимназий преимущественно являются студентами университета и других вузов страны. Гимназия дает широкое и углубленное образование, прививает учащимся с определенными способностями и устремлениями навыки, необходимые для научных исследований, а также для овладения профессиями, связанными с наукой и требующими высокого уровня образования. Немецкая гимназия по традиции всегда была селективным, привилегированным, элитарным учебным заведением. В ней, как правило, учились представители высших слоев населения.

Учебная нагрузка в гимназиях составляет 30-32 часа. В круг обязательных предметов в большинстве земель входят: немецкий язык, английский язык, художественное воспитание, философия, религия, домоводство, музыка, география, социология, экономика, математика, физика, химия, биология. К предметам по выбору относят: педагогику, психологию, право, геологию, астрономию, технологию, статистику, программирование и др. Профилирующими дисциплинами являются иностранные языки, обществоведение, естествознание, немецкий язык, математика (обязательное обучение). Не остаются без внимания производительный труд и занятия спортом (по 18 часов в неделю). Религиозному воспитанию отводится во всех типах школ с 5-го по 9-й классы не менее двух часов в неделю.

Учебные планы позволяют получать выпускникам гимназий прочные знания, развивать естественнонаучное мышление, активно использовать методы проблемного обучения. На таком фундаменте в последующем достаточно легко строится университетское образование и специализация в какой-либо части знаний. В гимназиях с естественнонаучным и математическим профилем значительное место отводилось изучению родного языка и современных иностранных языков.

С 1992-1993 учебного года в отдельных гимназиях проводится эксперимент но внедрению новой модели "европейской гимназии". Суть эксперимента заключается в увеличении количества часов на изучение иностранного языка и увеличение количества изучаемых иностранных языков (три обязательных, возможно изучение четвертого). Изучение второго языка вводится с 6 то класса, а третьего – с 9-го года обучения. Экспериментальной моделью предусматривается выбор гимназистами в качестве первого или второго иностранного языка – английского, французского или латинского. Третьим иностранным языком может быть английский, греческий, итальянский, русский или испанский.

Признаками реформирования немецкой гимназии 90-х годов являются: более глубокая дифференциация обучения, ограниченное число предметов, выносимых на экзамены, изменение в оценке знаний, когда недостающее число баллов по одному предмету перекрывается баллами по другому предмету, таким образом набирается нужное число баллов. Однако преобразования на старшей ступени гимназии привели к некоторому снижению уровня образовательной подготовки. Поэтому был упразднен интегрированный подход к изучению общественных дисциплин, объединяющий историю, обществоведение и географию в один учебный предмет. Эти предметы вновь стали самостоятельными. Далее, в ответ ни критику педагогов в гимназии сокращается количество предметом по выбору (с 11-го класса).

Дифференциация обучения в современной немецкой общеобразовательной школе позволяет учащимся шире использовать свое конституционное право на образование. Они могут больше времени уделять профилирующим предметам. При высокой успеваемости на второй ступени обучения есть реальная возможность обучаться по курсовой системе, перейти в школу повышенного типа, претендовать на более престижное свидетельство при окончании учебного заведения любого типа.

Еще одной особенностью развития современной системы образования в Германии является возникновение интегрированных объединенных и кооперативных школ. Как интегрированная, так и кооперативная школа объединяет три традиционных типа немецкой средней школы с единым директором и единой администрацией.

Интегрированная объединенная школа представляет собой школу, в которой упразднена селекция детей по способностям до десятилетнего возраста. В такой школе основное учебное время дети проводят вместе, что естественно формирует у них чувство социального равенства и справедливости. Развитие наиболее способных школьников достигается стимулированием у них познавательных интересов посредством участия в различных проектах и развитием способностей путем изучения углубленных курсов по отдельным учебным дисциплинам.

В кооперативных школах учащиеся разного возраста сгруппированы в три потока в зависимости от успеваемости и способностей. В отличие от традиционных школ ученики кооперативной имеют возможность более свободно переходить из одного потока в другой.

В состав учреждений высшего образования входят университеты, институты, профессиональные школы высшего и неполного высшего образования. За 1975-1995г. численность учащихся в системе образования увеличилась вдвое. Все более распространяются учебные заведения неполного высшего образования, в которых готовят рабочих высшей квалификации, обучение в государственных университетах бесплатное.

Основу немецкой высшей школы составляют университеты. Их выбирает каждый 3-й абитуриент. Символом высшей школы Германии является Гейдельбергский университет (1386г.)

Хотя официально сроки обучения в университете колеблются от 4 до 5 лет, фактически средний студент учиться 6-7 лет. Таким образом, средний возраст выпускника – 28 лет.

По окончании университета студенты сдают госэкзамены или экзамены на получение диплома магистра.

Германия имеет богатые исторические традиции профессиональной подготовки учителей. Педагогические кадры готовятся в университетах и педагогических вузах. Приоритетным является университетское образование.

Исторически сохраняется дифференцированный подход в подготовке учителей: для начальных и основных школ – трехлетние педагогические вузы, для реальных школ и гимназий - четырехлетнее обучение в педагогических вузах или университетах.

Подготовка учителей осуществляется в два этапа, включающих обучение в вузе или университете и стажировку. Далее возможны повышение квалификации и переподготовка. На первом этапе изучаются общеобразовательные дисциплины и теоретические курсы по специальности и педагогическим дисциплинам (6-10 семестров); второй этап предполагает подготовку в течение 24-х месяцев (Referendariat) учителей всех типов школ, желающих работать в гимназии или профессиональных школах 2-й ступени.

Стажер должен быть готов к квалифицированной самостоятельной педагогической деятельности в общеобразовательной средней и профессиональной средней школе. В процессе обучения стажер участвует в работе дидактического семинара базовой школы. Во время пребывания в референдариате стажер постепенно включается в школьную, учебно-воспитательную практику.

Постепенно возрастает количество самостоятельных уроков, но не более 8-и в неделю. Обучение стажеров проводят квалифицированные руководители семинаров и методисты, имеющие определенное количество часов в своей школе. Непосредственно в школах практикантом руководит наставник (ментор), получающий право на меньшее количество часов в неделю по месту своей постоянной работы.

Для того чтобы получить место учителя после завершения обучения, необходимо сдать два экзамена. Для допуска к сдаче первого государственного экзамена необходимо предъявить документы, подтверждающие успешность обучения на теоретических занятиях и в период практики.

Первый экзамен включает письменную домашнюю работу, проведение определенных видов педагогической работы под наблюдением специальной комиссии и устный экзамен. Ко второму государственному экзамену допускаются лица, успешно прошедшие стажировку. Общая оценка за второй экзамен складывается из письменной домашней работы, двух пробных уроков и устного экзамена.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.