Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Серебряный век российской культуры



§ 68. Серебряный век российской культуры

По­нятие Се­реб­ря­ного ве­ка. Мо­дер­ни­зация Рос­сии в кон­це XIX—на­чале XX в. ве­ла к раз­ру­шению мно­гих цен­ностей и ве­ковых ус­то­ев жиз­ни лю­дей. Ка­залось, ме­нял­ся не только ок­ру­жа­ющий мир, но и пред­став­ле­ния о доб­ре и зле, прек­расном и бе­зоб­разном и т. д.

Ос­мысле­ние этих проб­лем зат­ро­нуло сфе­ру культу­ры. Рас­цвет культу­ры в тот пе­ри­од был бес­пре­цеден­тным. Он ох­ва­тил все ви­ды твор­ческой де­ятельнос­ти, по­родил пле­яду блес­тя­щих имен. Этот фе­номен по­лучил наз­ва­ние Се­реб­ря­ный век рус­ской культу­ры (Зо­лотым ве­ком счи­та­ет­ся ХIХ в.). Для Се­реб­ря­ного ве­ка ха­рак­терны ве­личайшие дос­ти­жения в культу­ре; са­ма культу­ра ста­новит­ся бо­лее слож­ной, а ре­зульта­ты твор­ческой де­ятельнос­ти — бо­лее про­тиво­речи­выми.

На­ука и тех­ни­ка. В на­чале XX в. глав­ным шта­бом рос­сийской на­уки ос­та­валась Ака­демия на­ук с раз­вившейся сис­те­мой ин­сти­тутов. Не­малую роль в под­го­тов­ке на­уч­ных кад­ров и раз­ви­тии са­мой на­уки иг­ра­ли уни­вер­си­теты с их на­уч­ны­ми об­щес­тва­ми, а так­же все­рос­сийские съез­ды уче­ных.

Зна­чительных ус­пе­хов дос­тигли ис­сле­дова­ния в об­ласти ме­хани­ки и ма­тема­тики, что поз­во­лило раз­вить но­вые об­ласти на­уки — воз­ду­хоп­ла­вание и элек­тро­тех­ни­ку. Не­малую роль в этом сыг­ра­ли ис­сле­дова­ния Н. Е. Жуков­ско­го, соз­да­теля гид­ро- и а­эро­дина­мики, ав­то­ра ра­бот по те­ории ави­ации, ко­торые пос­лу­жили ос­но­вой для ави­аци­он­ной на­уки.

В 1913 г. в Пе­тер­бурге на Рус­ско-Бал­тийском за­воде бы­ли соз­да­ны пер­вые оте­чес­твен­ные са­моле­ты «Рус­ский ви­тязь» и «Илья Му­ромец» конс­трук­ции И. И. Си­кор­ско­го. В 1911 г. Г. Е. Котельни­ков соз­дал пер­вый в ми­ре ран­це­вый па­рашют.

Учи­тель из Ка­луги К. Э. Ци­ол­ков­ский в 1903 г. опуб­ли­ковал статью «Ис­сле­дова­ние ми­ровых прос­транств ре­ак­тивны­ми при­бора­ми», где бы­ла из­ло­жена те­ория дви­жения ра­кет; это за­ложи­ло ос­но­ву бу­дущих кос­ми­чес­ких по­летов.

Тру­ды В. И. Вер­над­ско­го ста­ли им­пульсом для раз­ви­тия би­охи­мии, би­оге­охи­мии и ра­ди­оге­оло­гии. Уче­ного от­ли­чала ши­рота ин­те­ресов, он под­ни­мал глу­бокие проб­ле­мы и пред­ви­дел от­кры­тия в са­мых раз­ных об­ластях.

Ве­ликий рус­ский фи­зи­олог И. П. Пав­лов соз­дал уче­ние об ус­ловных реф­лексах, в ко­тором дал ма­тери­алис­ти­чес­кое объяс­не­ние выс­шей нер­вной де­ятельнос­ти че­лове­ка. В 1904 г. за ис­сле­дова­ния в об­ласти фи­зи­оло­гии пи­щева­рения И. П. Пав­ло­ву — пер­во­му из рус­ских уче­ных — бы­ла при­суж­де­на Но­белев­ская пре­мия. Че­рез че­тыре го­да (1908) этой пре­мии удос­то­ил­ся И. И. Меч­ни­ков за ис­сле­дова­ние проб­лем им­му­ноло­гии и ин­фекци­он­ных за­боле­ваний.

Ли­тера­тура.В рус­скую ли­тера­туру вош­ло не­мало имен, снис­кавших ми­ровую из­вес­тность.

И. А. Бу­нин про­дол­жил тра­диции рус­ской культу­ры XIX в. Дол­гое вре­мя про­за Бу­нина оце­нива­лась го­раз­до ни­же его по­эзии. И лишь по­вес­ти «Де­рев­ня» (1910) и «Су­ходол» (1911), од­на из тем ко­торых — со­ци­альный кон­фликт в де­рев­не, зас­та­вили го­ворить о нем как о большом мас­те­ре. Рас­ска­зы и по­вес­ти Бу­нина, та­кие как «Ан­то­нов­ские яб­ло­ки», «Жизнь Ар­сеньева», при­нес­ли ему ми­ровую из­вес­тность.

Ес­ли про­зу Бу­нина от­ли­чали стро­гость, от­то­чен­ность и со­вер­шенность фор­мы, внеш­няя бесс­трас­тность ав­то­ра, то в про­зе А. И. Куп­ри­на про­яви­лись сти­хийность и страс­тность, свойствен­ные лич­ности пи­сате­ля. Лю­бимы­ми его ге­ро­ями бы­ли лю­ди ду­шев­но чис­тые, меч­та­тельные и од­новре­мен­но без­вольные и неп­рактич­ные. За­час­тую лю­бовь в про­из­ве­дени­ях Куп­ри­на кон­ча­ет­ся ги­белью ге­роя («Гра­нато­вый брас­лет», «По­еди­нок»).

Иным бы­ло твор­чес­тво М. Горько­го (А. М. Пеш­ко­ва), ко­торый во­шел в ис­то­рию как «бу­ревес­тник ре­волю­ции». В его про­из­ве­дени­ях по­яви­лись но­вые, ре­волю­ци­он­ные те­мы и но­вые, не­из­вес­тные до то­го ли­тера­тур­ные ге­рои («Мать», «Фо­ма Гор­де­ев», «Де­ло Ар­та­моно­вых» и др.). В ран­них рас­ска­зах («Ма­кар Чуд­ра») Горький выс­ту­пил как ро­ман­тик.

Са­мым яр­ким со­быти­ем в пуб­ли­цис­ти­ке стал вы­ход в 1908 г. сбор­ни­ка «Ве­хи». Его ав­то­рами бы­ли из­вес­тные ли­беральные пуб­ли­цис­ты (Н. А. Бер­дя­ев, С. Н. Бул­га­ков, П. Б. Стру­ве, А. С. Изго­ев, С. Л. Франк, Б. А. Кис­тя­ков­ский, М. О. Гер­шензон). Они об­ви­няли ин­телли­ген­цию в иг­но­риро­вании на­ци­ональных и ре­лиги­оз­ных ин­те­ресов Рос­сии, по­дав­ле­нии ина­комыс­ля­щих, не­ува­жении к пра­ву, раз­жи­гании в мас­сах са­мых тем­ных ин­стинктов. Ве­хов­цы ука­зыва­ли, что рус­ская ин­телли­ген­ция чуж­да сво­ему на­роду, ко­торый ее не­нави­дит и ни­ког­да не бу­дет по­нимать.

О бложка сборника «Вехи»

Но­вые нап­равле­ния в ли­тера­туре и ис­кусс­тве. Круп­нейшим те­чени­ем в ли­тера­туре и ис­кусс­тве яв­лялся сим­во­лизм. На­уч­но­му поз­на­нию ми­ра сим­во­лис­ты про­тиво­пос­тавля­ли конс­тру­иро­вание ми­ра в про­цес­се твор­чес­тва. Они счи­тали, что выс­шие сфе­ры жиз­ни мож­но поз­нать не тра­дици­он­ны­ми пу­тями, а лишь че­рез пос­ти­жение тайно­го смыс­ла сим­во­лов. Ду­хов­ным ори­ен­ти­ром для млад­ше­го по­коле­ния сим­во­лис­тов ста­ла по­эзия В. С. Соловьева. Са­мыми вы­да­ющи­мися по­эта­ми-сим­во­лис­та­ми счи­та­ют­ся А. А. Блок, В. Я. Брю­сов, К. Д. Бальмонт.

Сим­во­лизм спо­собс­тво­вал по­яв­ле­нию но­вых те­чений, од­ним из ко­торых был ак­ме­изм (от греч. аkтḗ — цве­тущая си­ла). Приз­нанным гла­вой нап­равле­ния был Н. С. Гуми­лев. Ак­ме­ис­ты про­воз­гла­шали воз­врат от мно­гоз­начнос­ти об­ра­зов, ме­тафо­рич­ности к пред­метно­му ми­ру и точ­но­му зна­чению сло­ва. По­эта­ми-ак­ме­ис­та­ми бы­ли А. А. Ахма­това, О. Э. Ман­дельштам, М. А. Воло­шин. По мыс­ли Гу­миле­ва, ак­ме­изм дол­жен был от­крыть цен­ность че­лове­чес­кой жиз­ни и по­мочь при­нять мир во всем его мно­го­об­ра­зии.

Фу­туризм так­же был сво­еоб­разным от­вет­вле­ни­ем сим­во­лиз­ма, но это нап­равле­ние при­няло са­мую крайнюю эс­те­тичес­кую фор­му. Впер­вые рус­ский фу­туризм за­явил о се­бе в 1910 г. вы­ходом сбор­ни­ка «Са­док су­дей» (Д. Д. Бур­люк, В. В. Хлеб­ни­ков и В. В. Камен­ский). Ав­то­ры сбор­ни­ка вмес­те с В. В. Ма­яков­ским и А. Е. Кру­ченых об­ра­зова­ли груп­пу ку­бофу­турис­тов. По­мимо со­чине­ния сти­хов мно­гие фу­турис­ты за­нима­лись и жи­вописью (братья Бур­лю­ки, B. В. Ма­яков­ский). В свою оче­редь, ху­дож­ни­ки-фу­турис­ты, нап­ри­мер К. С. Мале­вич, пи­сали сти­хи.

Фу­туризм стал по­эзи­ей про­тес­та, стре­мяще­гося к раз­ру­шению су­щес­тву­ющих по­ряд­ков. Вмес­те с тем фу­турис­ты, по­доб­но сим­во­лис­там, меч­та­ли о соз­да­нии ис­кусс­тва, спо­соб­но­го пре­об­ра­зовать мир. Больше все­го они стра­шились рав­но­душия об­щес­твен­ности и по­тому пользо­вались лю­бым по­водом для пуб­лично­го скан­да­ла.

Жи­вопись.В кон­це XIX—на­чале XX в. про­дол­жа­ли свою твор­ческую де­ятельность та­кие вид­ные рус­ские жи­вопис­цы-ре­алис­ты, как В. И. Сури­ков, В. М. и А. М. Вас­не­цовы, И. Е. Репин, В. А. Серов и др.

В кон­це ХIХ сто­летия в рус­скую жи­вопись приш­ли К. А. Ко­ровин и М. А. Вру­бель. Пейза­жи Ко­рови­на от­ли­ча­ют­ся яр­ки­ми крас­ка­ми и им­прес­си­онис­ти­чес­ким чувс­твом све­та. Кар­ти­ны Вру­беля, слов­но мо­за­ика, слеп­ле­ны из ис­кря­щих­ся ку­соч­ков. Со­чета­ния цве­тов в них име­ют собс­твен­ные смыс­ло­вые зна­чения, а сю­жеты по­ража­ют фан­тасти­кой.

Демон сидящий. Художник М. А. Врубель

Зна­чительную роль в рус­ском ис­кусс­тве на­чала XX в. иг­ра­ло объеди­нение «Мир ис­кусс­тва», воз­никшее как сво­еоб­разная ре­ак­ция на дви­жение пе­ред­вижни­ков. Идейной ос­но­вой ра­бот «ми­рис­кусни­ков» бы­ло изоб­ра­жение не гру­бых ре­алий сов­ре­мен­ной жиз­ни, а веч­ных тем. Од­ним из идейных вож­дей объеди­нения был А. Н. Бенуа, об­ла­дав­ший раз­носто­рон­ни­ми да­рова­ни­ями. Он был жи­вопис­цем, гра­фиком, те­ат­ральным ху­дож­ни­ком, ис­то­риком ис­кусс­тва.

Де­ятельнос­ти объеди­нения «Мир ис­кусс­тва» бы­ло про­тиво­пос­тавле­но твор­чес­тво мо­лодых ху­дож­ни­ков, груп­пи­ру­ющих­ся в ор­га­низа­ци­ях «Буб­но­вый ва­лет» и «Со­юз мо­лоде­жи». Сре­ди них бы­ли и сим­во­лис­ты, и фу­турис­ты, и ку­бис­ты, но каж­дый имел свое твор­ческое ли­цо. Та­кими ху­дож­ни­ками бы­ли П. Н. Фило­нов и В. В. Кан­дин­ский. Фи­лонов в сво­ей жи­вопис­ной тех­ни­ке тя­готел к фу­туриз­му. Кан­дин­ский — к но­вейше­му ис­кусс­тву. Он не­ред­ко изоб­ра­жал лишь очер­та­ния пред­ме­тов, и его мож­но наз­вать от­цом рус­ско­го абс­трак­ци­ониз­ма.

Корабли. Художник П. А. Филонов

Ины­ми бы­ли кар­ти­ны К. С. Пет­ро­ва-Вод­ки­на, сох­ра­нив­ше­го на­ци­ональные тра­диции жи­вопи­си, но при­дав­ше­го им осо­бую фор­му. Та­ковы его по­лот­но «Ку­пание крас­но­го ко­ня», на­поми­на­ющее изоб­ра­жение Ге­ор­гия По­бедо­нос­ца, и кар­ти­на «Де­вуш­ки на Вол­ге», в ко­торых от­четли­во прос­ле­жива­ет­ся связь с ре­алис­ти­чес­кой жи­вописью XIX в.

Девушки на Волге. Художник К. С. Петров-Водкин

Му­зыка. Круп­нейши­ми рус­ски­ми ком­по­зито­рами на­чала XX сто­летия бы­ли А. Н. Скря­бин и С. В. Рах­ма­нинов, твор­чес­тво ко­торых, взвол­но­ван­ное, при­под­ня­тое по сво­ему ха­рак­те­ру, бы­ло осо­бен­но близ­ко ши­роким об­щес­твен­ным кру­гам в пе­ри­од нап­ря­жен­но­го ожи­дания ре­волю­ции. Скря­бин от ро­ман­тизма эво­люци­они­ровал к сим­во­лиз­му, пред­ви­дя мно­гие но­ватор­ские те­чения ре­волю­ци­он­ной эпо­хи.

Строй му­зыки Рах­ма­нино­ва бо­лее тра­дици­онен. В его про­из­ве­дени­ях ду­шев­ное сос­то­яние обыч­но со­еди­нялось с кар­ти­нами внеш­не­го ми­ра, по­эзи­ей рус­ской при­роды или об­ра­зами прош­ло­го.

Вопросы и задания

1. Что та­кое Се­реб­ря­ный век рус­ской культу­ры? Чем, по ва­шему мне­нию, он от­ли­ча­ет­ся от Зо­лото­го ве­ка?

2. Дайте ха­рак­те­рис­ти­ку раз­ви­тию на­уки и тех­ни­ки в на­чале ХХ в.

3. Рас­кройте суть взгля­дов ав­то­ров сбор­ни­ка «Ве­хи».

4. Ка­кие нап­равле­ния су­щес­тво­вали в ли­тера­туре в на­чале ХХ в.? Ис­пользуя Ин­тернет, оха­рак­те­ризуйте на­ибо­лее из­вес­тные из них.

5. Что но­вого по­яви­лось в жи­вопи­си и му­зыке в на­чале ХХ в.?



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.