Из истории автомобиля
Из истории автомобиля
Хотите – верьте, хотите – нет, а только история эта в нашем колледже случилась. Есть у нас некая продвинутая личность – Вовка Блинов. Приехал однажды Вовка в колледж на новеньком «Мерседесе». Отец у него богатенький, вот и сделал сыну ко дню рождения подарок. Ну, само собой, ребята вокруг машины собрались: разглядывают, расспрашивают... А Вовка на сидении развалился, локоток небрежно в открытое окно выставил, объясняет, сколько в его тачке «лошадей», какие прибамбасы – короче, именинник, во всех смыслах. И только один парень из всей группы в этой беседе не участвует. Присел поодаль на металлическую оградку и бублик собирается есть. Он в колледже только накануне появился, перевелся откуда-то, никто толком еще и не знал, кто он и что он. – Э, слышь, новенький! А тебя чо, машины ваще не колышат? – Вовка его спрашивает. – Почему? Про машины я немножко знаю, – отвечает новенький, негромко так. – И что же ты знаешь? – спрашивает Вовка. – Ты поди-ка и баранку ни разу не крутил? – Баранку крутить – много ума не надо, – отвечает новенький. Вовку это, понятно, задело. – Слышь! А для чего надо много ума? Новенький поглядел на свой бублик, как бы в сомнении – куснуть, или разговор продолжить... – А хотя бы для того, чтобы ответить на простой вопрос: без чего не бывает автомобиля? – Ну, и вопрос! – Вовка даже рассмеялся. – Спорим, отвечу? – На что спорим? – спрашивает новенький. И все негромко так, спокойно. – На «Мерседес»! – выпалил Вовка. Новенький улыбается: – У меня «Мерседеса» нет. – А что у тебя есть? Новенький подумал немножко. – Вот, бублик есть! – отвечает. Тут ребята рассмеялись. А Вовка почему-то обиделся. Почему-то он решил, что это над ним смеются. – Хорошо! – говорит Вовка. – Ставлю «Мерседес» против твоего бублика. Серьезная тишина после этих слов наступила. А новенький, как ни в чем не бывало, кивнул: – Предложение принимается. – Ты чего, Вовка! А вдруг проспоришь?! – говорит кто-то. – Ну как, как тут можно проспорить?! Без чего автомобиля не бывает? – и Вовка головой тряхнул. – Да хоть без мотора! Новенький помолчал немного, а потом негромко говорит. – В 1752 году русский механик-самоучка крестьянин Леонтий Шамшуренков изобрел «самобеглую коляску», которая приводилась в движение силой сидящих в ней двух человек. Это и был один из первых в мире автомобилей. А в 80-х годах XVIII века над вариантами трех- и четырехколесной «самокатки» работал известный русский изобретатель Иван Петрович Кулибин. Мотора в ней тоже не было. Истории известны также автомобили, которые двигались силой ветра. Еще в средние века были попытки сконструировать такие повозки... И только после появления паровой машины у автомобиля появился двигатель. Такое паровое авто построил в 1770 году француз Кюньо, а через несколько лет в Англии Мёрдок и Тревитик... А самодвижущаяся повозка с бензиновым двигателем, собственно с мотором, появилась только в 1885. Ее построил немецкий конструктор Даймлер... – Ну ладно! Без руля не может быть автомобиля! – перебил новенького Вовка. Уверенности в его голосе сильно поубавилось. – Известно, что рулевой механизм впервые попытался сконструировать тот же Кулибин. А уж до него автомобили, конечно, делались без всякого руля, – отвечает новенький. – А! Без колес автомобиля не бывает! Во! Без колес! – закричал Вовка и окинул новенького победным взглядом. Новенький помолчал немного. Ему как будто не хотелось огорчать своего оппонента. – Существуют шагающие автомобили, которые передвигаются с помощью перемещающихся лыж. Я уж не говорю об автомобилях на воздушной подушке... – Может быть, без водителя?.. – неуверенно предположил Вовка. Тут в разговор ребята вмешались: – Ты что, не слышал про машину, которую компьютер водит? Недавно по телевизору показывали. – А луноход? В нем что, по-твоему, шофер сидит? На Вовку жалко было глядеть. – Без кузова?.. – Без фар?.. – Без сидений?.. На все его ответы новенький возражал подробно, обстоятельно, со знанием дела. Вскоре мы узнали о том, что автомобили делятся на транспортные, специальные и рекордно-гоночные... ...Что специальные имеют специально смонтированное оборудование и применяются для различных целей, например: пожарные, коммунальные, автолавки, автокраны... ...Что транспортные автомобили делятся на пассажирские и грузовые, а пассажирские – на легковые и автобусы. А легковые, в свою очередь, в зависимости от типа кузова, бывают закрытые (седаны и лимузины), открытые (фаэтоны) и с открывающимся верхом (кабриолеты)... ...Что еще автомобили разделяются на дорожные, внедорожные и повышенной и высокой проходимости... ...Что бывают автомобили на пневмокатках, автомобили-амфибии с водонепроницаемым кузовом, автомобили-снегоходы, автомобили на гусеницах и на шнеках... ...Что абсолютный мировой рекорд скорости на автомобиле составил 966,753 км/час... ...Что первый советский автомобиль был выпущен в 1924 году – «АМО-Ф15»... ...Что название автомобиль произошло от греческого слова аутос – сам и латинского mobilis – движущийся... ...Что «Мерседес» – имя дочери одного богача, который в свое время поддержал изобретателя Даймлера... ...Что в годы Великой Отечественной войны из-за дефицита бензина в нашей стране получили большое распространение газогенераторные автомобили. Они работали на газе, получаемом из твердого топлива – древесных чурок, угля, торфа, различных брикетов... ...Что самый большой трейлер – дом-прицеп – был построен в 1990 году. Это двухколесный 5-этажный автоприцеп, длина которого составляет 20 м, ширина 12 м, а вес – 120 т. В нем имеется 8 спален и ванных комнат, 4 гаража и резервуар для воды объемом 24 000 литров... ...Что самый большой самосвал изготовлен корпорацией «Дженерал Моторс». Это «Тереке Титан 33-19». Вместе с грузом он весит 548,6 т, его высота при поднятом кузове – 17 м, мощность 16-цилиндрового двигателя – 3300 л. с., а емкость топливного бака – 5910 л... ...Что самый длинный легковой автомобиль – 26-колесный лимузин «Джей Орберг». Его длина – 30,5 м и он снабжен плавательным бассейном с трамплином и огромной водяной кроватью... Ребята обступили новенького, стали расспрашивать о том, о другом... Про Вовку как будто даже забыли. А он все больше мрачнел в своем «Мерседесе». Он напряженно искал ответ на вопрос, который поначалу показался ему таким простым: без чего не бывает автомобиля? А когда понял, что ответа на этот простой вопрос не найти, Вовка вылез из машины и подошел к новенькому. – Владей, Кулибин! – и Вовка протянул ключи от «Мерседеса». Тут новенький удивил всех еще больше. – Что ты! Я пошутил, – сказал он, и уши его слегка покраснели. – Да мы и пари-то по-настоящему не заключали, рук нам никто не разбивал. И надкусил бублик... После уже мы узнали, что новенький с самого детства разной техникой увлекается. Так его у нас и прозвали – Кулибин. А к Вовке кличка Бублик прилепилась. Да так крепко! Даже преподаватели иногда ошибаются: вместо того, чтобы сказать Блинов, говорят Бублик.
Юрий Котляр
|