|
|||||||||
Микеланджело Караваджо (1573—1610)
Содержание Ø Введение Ø Стиль барокко Ø Микеланджело Караваджо Ø Стиль Рококо Ø Франсуа Буше Ø Спасибо за внимание
Введение О границах и своеобразии художественных стилей искусства XVII – XVIII веков повсеместно спорят. Вправду, в творчестве одного художника могли органично пересекаться два или более художественных стиля. Например, бессмысленно было проводить четкую грань между стилями барокко и реализмом в творчестве одного великого фламандского художника Питера Пауля Рубенса. Точно такая же картина характерна и для нескольких конкретных произведений искусства. В пример совмещения стилей можно посмотреть на знаменитый дворец в Версале. Его внешний архитектурный облик отражает строгие приемы классицизма, а в убранстве пышных, торжественных интерьеров – барокко и рококо. Именно так разнородные в своих проявлениях художественные стили искусства XVII – XVIII веков обладали некой внутренней общностью, что приковывает к себе взгляд, и по сей день. Последствия войны (1577-1640) Питер Пауль Рубенс Стиль Барокко Стиль барокко начал развиваться преимущественно в католических странах Европы в конце XVI в. Barocco - жемчужина неправильной формы, этим словом в простонародье обозначали все грубое, неуклюжее и странное. Применительно к искусству термин впервые использовали в середине XVIII в. критики архитектурных сооружений барокко, которым этот стиль казался проявлением дурного вкуса. Впоследствии термин утратил весь негативный смысл и стал применяться и к другим видам искусства.
Микеланджело Караваджо (1573—1610) Микеланджело да Караваджо родился в 1573 г. в селении Караваджо близ Милано, откуда и пошло его имя. В 1584-1588 гг. учился в Милане, а около 1590 г. Караваджо приехал в Рим, где пробыл до 1606 г. Здесь у будущего художника поначалу дела складывались худо, позже он работал по найму и вел беспорядочную жизнь, что позволило ему хорошо узнать быт и нравы городских низов. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д’Арпино взял его помощником в свою мастерскую, где Караваджо выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина. Нелегкий, необузданный темперамент Караваджо ввергал его в сложные, а иногда даже опасные ситуации. Он много раз был на дуэлях в качестве стрелка, неоднократно попадал в тюрьму. Художник отличался бурным темпераментом и поистине авантюрным складом характера. Но даже здесь, среди богатых римских меценатов нашлись ценители этого дерзкого и независимого гения. У художника появился могущественный покровитель - кардинал Франческо Мария дель Монте. Искусство мастера постепенно начали признавать. Ранние работы Караваджо:
«Маленький больной Вакх» 1593 год «Мальчик с корзиной фруктов»
«Корзина с фруктами»
«Шулера»
«Гадалка» «Отдых на пути в Египет» Уже к концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система Караваджо. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю. Несмотря на споры, вокруг имени Караваджо, он постоянно получал заказы на картины для храмов. В 1602-1604 гг. художник пишет «Положение во гроб» для церкви Санта-Мария делла Валичелла в Риме. В 1603-1606 гг. создает композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино там же. Замечательна композиция «Смерть Марии» (1606г), написанная для алтаря римской церкви Санта-Мария делла Скала и отвергнутая заказчиком.
Спокойная жизнь не могла удовлетворить мятежного Караваджо и в 1606 г. его дерзкий характер в очередной раз проявил себя. Караваджо убил на дуэли некоего Раннуччо Томассони и скрылся от преследования в Неаполе. Здесь он создал несколько своих шедевров, а затем, спасаясь от преследования, перебрался на Мальту. Но и там, написав несколько прекрасных картин, он ввязался в очередную скандальную историю и попал в тюрьму. Вскоре ему удалось бежать и в последующие несколько лет Караваджо, скитался по разным городам южной Италии. Поздние работы художника:
«Семь деяний милосердия» 1607 год
«Казнь Иоанна Крестителя»
«Бичевание Христа» 1607 год
В 1609 г. Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Наконец в 1610 г., получив прощение от кардинала Гонзага, Караваджо сел на корабль, но так и не добрался до места назначения. Один из величайших художников умер от лихорадки в Порт-Эрколе. Стиль Рококо В начале XVIII века во Франции при дворе короля получил распространение новый стиль в искусстве – рококо (от фр. rocaille – раковина). Просуществовал он примерно до середины века, что не долго, но сильно повлиял на развитие искусства. В центре внимания в эпоху рококо были любовные интриги, мимолетные увлечения, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники. Искусство должно было нравиться, трогать и развлекать. В архитектуре, живописи, скульптуре, а особенно – в декоративно-прикладном искусстве торжествуют изысканные сложные формы, причудливые линии, затейливые орнаменты, в которых многократно обыгрывается силуэт раковин и диковинных растений. Необычные формы, обилие узоров, обманы зрения и колеблющийся, то ускоряющийся, то замедленный ритм вовлекали зрителя в чудесную игру праздника беззаботности. Франсуа Буше (1703—1770). Французский живописец, гравер и декоратор Франсуа Буше родился в 1703 г. в семье торговца эстампами. Около 1720 г. Франсуа начинает работать в мастерской Ф. Лемуана. Первой специальностью молодого художника стало ремесло иллюстратора. Вот он рисует виньетки и участвует в создании иллюстраций к «Истории Франции» П. Даниэля, по заказу парижского коллекционера Жюльена Буше занимается гравированием пейзажей и этюдов А. Ватто. Иллюстрированием печатных изданий Буше будет заниматься на протяжении всей своей жизни. Он создаст иллюстрации к произведениям Мольера, Боккаччо, Овидия и др. В 1726-1727 гг. Франсуа достигает больших успехов в искусстве гравирования и получает Гран При Академии и уезжает на четыре года в Италию. Вернувшись в Париж, Буше женится и получает свои первые крупные заказы для королевской мануфактуры шпалер в Бове. В 1734 г. за картину «Ринальдо и Армида» Буше был избран в Королевскую академию живописи и скульптуры. В 1737 г. он становится профессором Королевской академии живописи и скульптуры.
1736-1760 гг. — период зрелого творчества художника. В эти годы он интенсивно работает в различных видах искусства, а именно живопись, декоративное и прикладное искусство. Буше - крупнейший художник-декоратор своего времени. После работы в Бове он был директором королевской мануфактуры гобеленов в Париже, занимал должность декоратора парижской Оперы, работал для Севрской мануфактуры. Несомненным шедевром декоративного искусства стал гобелен «Китайские дивертисменты», подаренный в 1764 г. Людовиком XV китайскому императору. Художник активно привлекался к украшению резиденций короля Людовика XV и его фаворитки мадам де Помпадур, например он, исполнил росписи плафона в апартаментах королевы в Версальском Дворце. Исключительно многогранно творчество Буше-живописца. Художник обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, излюбленной героиней которых стала Венера. «Триумф Венеры»
«Юпитер и Каллисто»
«Похищение Европы» Буше изображал деревенские ярмарки и парижскую жизнь, писал жанровые сцены, создавал пасторали: «Летняя пастораль» и идиллические пейзажи «Мельница». Писал нарядно-кокетливые портреты «Портрет маркизы де Помпадур» и сцены с обнаженной натурой. Известно несколько картин Буше, посвященных религиозной тематике. Франсуа Буше — наиболее яркий представитель художественного стиля рококо. Для его произведений характерна декоративная изысканность и утонченность; герои его произведений полны эмоциональной непосредственности, игривого притворства и откровенно-чувственного наслаждения жизнью, их отличает цветущая красота и пикантный шарм. С 1760 г. Буше теряет былую популярность. Несмотря на это, в последние годы жизни он был директором Королевской академии живописи и скульптуры и «первым живописцем короля» (с 1765 г.), а за несколько месяцев до смерти его избирают почетным членом Петербургской академии художеств.
Спасибо за внимание
|
|||||||||
|